Анализ баллады "Песнь о вещем Олеге" - урок с использованием ЦОР.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

1.      Предмет: литература

2.      Класс: 6 класс

3.      Тема и номер урока в теме: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллады «Песнь о вещем Олеге». Урок №3

4.      Базовый учебник: Литература 6 класс (учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях),  авторы  О.М.Хренова, М.А.Снежневская,  АО «Московские учебники»,  Москва,  2003 год

5.      Цель  урока: формирование навыков анализа литературно-исторических произведений

9. Задачи:

- обучающие формировать умение осмысленного чтения баллады «Песнь о вещем Олеге»; учить  устанавливать связь истории, искусства и летописания изучаемого произведения, сравнивать словесные образы князя Олега и кудесника с образами в изобразительном искусстве, раскрыть роль художественных средств 

в  тексте;

-развивающие  развивать внимание к языковым средствам произведения; развивать выразительное  чтение лиро-эпических произведений; раскрыть лексическое значение используемых в балладе историзмов и архаизмов; способствовать развитию творческого подхода к выполнению учебных заданий;

-воспитательные  мотивировать обучающихся к изучению  русской истории, литературы и изобразительного искусства; воспитывать  чувство  патриотизма к своей Родине; способствовать обогащению  словарного запаса.

10.  Тип урока: Интегрированный урок (литература, история, изобразительное искусство) с использованием  ЦОР.

11.  Формы работы учащихся:  выразительное чтение баллады, работа с литературоведческой статьёй, анализ текста, рассматривание  иллюстраций, тестирование.

12.  Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_ballady_pesn_o_veshchem_olege_s_ispolzovaniem_cor.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллады «Песнь о вещем Олеге».

  1. Дрягина Людмила Юрьевна        
  2. Место работы: ГКОУ «Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»
  3. Должность: учитель русского языка и литературы
  4. Предмет: литература
  5. Класс: 6 класс
  6. Тема и номер урока в теме: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллады «Песнь о вещем Олеге». Урок №3
  7. Базовый учебник: Литература 6 класс (учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях),  авторы  О.М.Хренова, М.А.Снежневская,  АО «Московские учебники»,  Москва,  2003 год
  8. Цель  урока: формирование навыков анализа литературно-исторических произведений

9. Задачи:

- обучающие формировать умение осмысленного чтения баллады «Песнь о вещем Олеге»; учить  устанавливать связь истории, искусства и летописания изучаемого произведения, сравнивать словесные образы князя Олега и кудесника с образами в изобразительном искусстве, раскрыть роль художественных средств  

в  тексте;

-развивающие  развивать внимание к языковым средствам произведения; развивать выразительное  чтение лиро-эпических произведений; раскрыть лексическое значение используемых в балладе историзмов и архаизмов; способствовать развитию творческого подхода к выполнению учебных заданий;

-воспитательные  мотивировать обучающихся к изучению  русской истории, литературы и изобразительного искусства; воспитывать  чувство  патриотизма к своей Родине; способствовать обогащению  словарного запаса.

  1. Тип урока: Интегрированный урок (литература, история, изобразительное искусство) с использованием  ЦОР.
  2. Формы работы учащихся:  выразительное чтение баллады, работа с литературоведческой статьёй, анализ текста, рассматривание  иллюстраций, тестирование.
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, Интернет.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку

Приветствие, проверка своих учебных принадлежностей

1 мин

2.

Подготовка обучающихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Объявление темы урока, цели и задач

Запись даты, темы урока в тетради

2 мин

3.

Актуализация баллады «Песнь о вещем Олеге»

Литературный пазл. «Песня о Вещем Олеге» и летопись (углубленное изучение) №1

Предоставляет обучающимся возможность прослушать вариант классического исполнения «Песни…» в исполнении Аверина

Прослушивание аудиофрагмента

3 мин

4.

Работа со статьёй

Литературный пазл. Жанр произведения А.С. Пушкина «Песня о Вещем Олеге» (углубленное изучение) №2

Дополняет и комментирует выступление обучающегося

Заранее подготовленный ученик читает и комментирует статью

5 мин

5

Работа с текстом (комментированное чтение)

Комментирует прочитанное, объясняет лексическое значение архаизмов и историзмов

Читают вслух текст по очереди, записывают в тетради архаизмы и историзмы

10 мин

6

Анализ текста

Учитель вовлекает в диалог обучающихся, предлагая для обсуждения примерные вопросы:

-Что лежит в основе баллады “Песнь о Вещем Олеге”?

-Выделить в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом?

-Похожи ли Олег летописный и Олег пушкинский?

-Описать, каким им видится лицо Олега в моменты, когда он спрашивает о судьбе своего коня и когда оказывается на месте его смерти.

-Почему умер Олег? и другие вопросы

Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы, раскрывают роль художественных средств языка в тексте

10 мин

7

Работа с иллюстрациями

Репродукция картины В. М. Васнецова "Нестор-летописец"

Учитель помогает сравнивать словесные образы князя  Олега и кудесника с образами в изобразительном искусстве

Рассматривают иллюстрации и выявляют,  к каким строкам текста их  можно отнести, отмечают художественные достоинства картин

2 мин

8

Тестирование

Задание: проверьте знания "Песни о вещем Олеге", ответив на вопросы теста

Объясняет технику выполнения задания

Выполняют тест

5 мин

9

Задание на дом

Учитель предлагает выучить наизусть отрывок по выбору

Обучающиеся записывают и отмечают границы отрывков

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru

Литературный пазл. «Песня о Вещем Олеге» и летопись (углубленное изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html

2

ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru

Литературный пазл. Жанр произведения А.С. Пушкина «Песня о Вещем Олеге» (углубленное изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/15824/literaturnyy-pazl-pesnya-o-veshem-olege-i-letopis-uglublenn

3

ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  

Репродукция картины В. М. Васнецова "Нестор-летописец"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d2d91fe-2b3c-4f3b-8f62-9c6b597b3f9d/%5BLI6RK_3-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

4

ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  

Задание: распределите высказывания персонажей "Песни о вещем Олеге" в две колонки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab5ef33d-7dd1-4262-a115-dcc2b7c2805f/%5BLI6RK_5-02%5D_%5BTZ_04%5D.swf

5

ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  

Задание: к существительным из "Песни о вещем Олеге" подберите соответствующие эпитеты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eae6f02-1588-4bc1-b5af-ba4f9989b36a/%5BLI6RK_5-02%5D_%5BTR_03%5D.htm

6

ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  

Задание: проверьте знания "Песни о вещем Олеге" , ответив на вопросы теста

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f473d21a-11f5-43a6-9192-698367f245d2/index_listing.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Разработка урока по литературе с презентацией "Песнь о вещем Олеге"

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 2.Проанализировать характеры персонажей баллады. 3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в...

План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".

План- конспект урока по литературе "  Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Технологическая карта дистанционного урока литературы в 7 классе на тему: «Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге» c использованием платформы МЭО

Урок знакомит учеников с летописным  источником произведения А. С. Пушкина, развивает навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения. Урок спос...