Главные вкладки

    урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."
    проект (литература, 5 класс) по теме

    Верткая Светлана Александровна

    презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rody_i_zhanry_literatury.pptx108.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Роды и жанры литературы. Из литературы Х V 111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…» Урок литературы в 5 классе Учитель МОУ Южно-Степная СОШ Верткая С.А.

    Слайд 2

    « Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.» Н.А.Некрасов «Школьник ».

    Слайд 3

    Цели урока: д ать начальное представление о родах и жанрах литературы; п ознакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова; р азвивать мышление,выразительность речи; в оспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.

    Слайд 4

    План проведения 1.Проверка уровня начитанности детей 2. Знакомство с теорией литературы 3.Произведения литературы Х V 111 века. Творчество М.В.Ломоносова и его биография. 4.Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…». 5.Тест. 6. Творческое домашнее задание.

    Слайд 5

    Беседа с учащимися «Ребята! Вы любите читать? Какие произведения вы прочитали самостоятельно? С какими познакомились на уроках литературы? Откуда эти произведения? ( учащиеся называют самостоятельно прочитанные произведения, произведения, изученные на уроках литературы. Называют разделы: УНТ, древнерусская литература)

    Слайд 6

    Знакомство с теорией литературы С сегодняшнего урока вы начнете изучать и обсуждать произведения русской литературы Х V 111, Х1Х, ХХ веков. Очень важно запомнить, что все произведения делятся на 3 большие группы, которые называются роды литературы: эпос, лирика, драма. Если образовать от этих слов-терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические и драматические ( схема на доске ). Роды литературы эпос лирика драма рассказ стихотворения пьесы повесть сценки каждый год ваши знания о жанрах будут расширяться, таблица будет пополняться новыми терминами.

    Слайд 7

    Литература Х V 111 века. М.В.Ломоносов . Биография и творчество. 1.Самостоятельная работа учащихся с биографическими данными Ломоносова. Откройте учебники на стр.____ . Посмотрите на портрет ученого. Прочитайте на стр.___ факты из его биографии. 2 .Беседа по вопросам. Сколько было лет Ломоносову, когда он начал учиться ? Что сказал А.С.Пушкин о Ломоносове? ( Ломоносов был «первым нашим университетом») Дополнения учителя об открытиях Ломоносова в разных областях наук.

    Слайд 8

    Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…» На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со стихотворением великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру …» Чтение стихотворения учителем. Анализ прочитанного.

    Слайд 9

    1. Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея . 2. В чем противоположность взглядов ученых? 3.К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? 4. Как повар решает этот спор ? 5. В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? . 6.Что напоминает вам это стихотворение?

    Слайд 10

    словарная работа Случились вместе — встретились вместе . Спорили ... в жару — жарко, горячо спорили . Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит . Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Такова (прил.) — такого. Жаркова ( сущ.) — жаркóго ( жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

    Слайд 11

    Русские писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Н.А.Некрасов) о М.В. Ломоносове. Чтение эпиграфа к уроку. Чтение эпиграфа из учебника. Чтение сонета « Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.» Н.А.Некрасов «Школьник».

    Слайд 12

    В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык! С. И. СТРОМИЛОВ ЛОМОНОСОВ Сонет

    Слайд 14

    Тест 1. В каком году родился М.В.Ломоносов А) в 1786 Б) в 1711 В) в 1812 2.О чем спорили Коперник и Птоломей в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»? А). о хлебе насущном Б) о движении планет В) о природе 3.Кто разрешил спор двух ученых в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»? А) хозяин Б) повар В) присутствующие

    Слайд 15

    Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...» Нарисовать рисунок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."

    Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....

    Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

    познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра,  определить место авторской песни  в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Пробудить эстетические пережи...

    Михаил Ломоносов "Случились вместе два астронома..."

    В презентации представлени урок для 5 класса по теме "М.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."...

    М.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру..."

    Конспект урока по литературе в 5 классе...

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

    Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

    Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."

    Презентация к уроку литературы в 5 классе...

    Урок литературы в 11 классе по технологии французских мастерских. «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».

    Стихотворение Брюсова "Гимн Человеку" изучается в 7 классе по программе Курдюмовой. Для сильного класса можно взять....