ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
творческая работа учащихся по литературе по теме

Сергеева Галина Алексеевна

Материал подготовлен для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelno_-_vyrazitelnye_sredstva_yazaka_9-10_klass.pptx198.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Слайд 2

1. КРЕДО – а) РАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; б) ТОЧКА ЗРЕНИЯ; в) ПРАВИЛО, ПРИНЦИП. 2. ПАРИТЕТ – а)РАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, б) ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; в)ПРЕИМУЩЕСТВО. 3.ЦЕЙТНОТ – а)НЕПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ; б) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ; в) ОСТРАЯ НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ. 4. САММИТ – а)ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ, б) СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ в ) ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ. 5Меркантильный (человек) – а) мелочно-расчетливый; б) неуживчивый; в) обладающий большими средствами . ( 5 баллов) . ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА НАЙДИТЕ ОТВЕТ, В КОТОРОМ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СФОРМУЛИРОВАНО ВЕРНО.

Слайд 3

1. Пришел, увидел, победил.( г.ю.цезарь ) 2. Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану… ( о.Берггольц ) 3. Не понял, не уразумел, не дошло – значит, ты безнадёжно отстал.( А.Озеров ) 4Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! ( Ю.Герман ). ( 4 балла) КАКАЯ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА ПРЕДСТАВЛЕНА В СЛЕДУЮЩИХ ЦИТАТАХ?

Слайд 4

1. «Нарядней модного паркета блистает речка , льдом одета» 2.»Лёд неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит». 3.»Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит». 4.»Кленовый лист напоминает нам янтарь». 5.»Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу ».( за правильный ответ по 2 балла) Каким способом выражено значение сравнения в следующих цитатах?

Слайд 5

1.»Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо все пролетело далече и мимо». 2.»Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она». 3.»Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». 4.»Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком ». ( 4 балла) Эпитеты и метафоры рисуют предметы и действия. Укажите их в данных примерах.

Слайд 6

1. «Все флаги в гости будут к нам» 2.»Янтарь на трубках Ц ареграда , Фарфор и бронза на столе И, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале». 3.»Ликует буйный Рим!» 4.»И на русского солдата брат-француз, британец-брат, брат-поляк и все подряд с дружбой будто виноватой, но сердечною глядят …» ( 4 балла) Кратко сформулировать мысль нам помогает…

Слайд 7

1.»Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами». 2.»На родину тянется туча, чтоб только поплакать над ней». 3.»И цветущие кисти черёмух мыли листьями раму фрамуг». 4.»В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом…» 5.»Ко мне по доброй воле, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле !»( 5 баллов) Какой троп восходит к языческим представления об окружающем мире?

Слайд 8

Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий Иль ясность божьего лица. Но ты , художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить всё, что видишь ты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. (2 балла за верный ответ) Какая стилистическая фигура используется в стихотворении А. Блока?

Слайд 9

1.С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?( Е.Евтушенко ) 2. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! ( А.С.Пушкин ) 3 .Чую с гибельным восторгом – пропадаю, пропадаю. ( В.Высоцкий ) 4. В большом горе и маленькая радость велика. И стар, да весел , и молод, да угрюм . ( 4 балла) Какие стилистические фигуры представлены в следующих цитатах?

Слайд 10

1.Блуждающий сын, 2. Одержать поражение 3. Заклятый друг 4. Закадычный враг 5. Потупить ногу 6. бархатный месяц 6 Повальная заболеваемость. 7. Щекотливое решение 8. Втемяшиться в лоб 9. Группа раздора, 10. Развесить нос . ( 10 баллов) Исправьте ошибки во фразеологических сочетаниях.

Слайд 11

1. Дела давно минувших дней. Береги платье снову , а честь смолоду. 2.Сильнее кошки зверя нет. Слона-то я и не приметил. 3 .Свежо предание, а верится с трудом. А судьи кто? И дым отечества нам сладок и приятен. 4. Не по чину берешь. Есть ещё порох в пороховницах. 5Как бы чего не вышло. На деревню дедушке . ( по 2 балла за верный ответ) Определите автора каждого ряда крылатых выражений

Слайд 14

1. КЛЕЙМОМ СТЫДА Я ВАС ОТМЕЧУ, ЧТОБ КАЖДЫЙ ПОЧИТАЛ ОБИДОЙ ВСТРЕЧУ С ВАМИ . (М.Ю. ЛЕРМОНТОВ) ПРИСТАВ КАССУ ЗАПИРАЕТ, МЕБЕЛЬ ШТЕМПЕЛЕМ КЛЕЙМИТ. (Н.А.НЕКРАСОВ) 2 . Лишь вдали красуются там, на дне долины, кисти ярко-красные вянущих рябин. ( А.К.Толстой ) Ты вянешь и молчишь, печаль тебя снедает. ( А.С.Пушкин ) 3. Налево чернело глубокое ущелье.( М.Ю.Лермонтов .) Её (Веры) лицо выражало глубокое отчаяние. ( М.Ю.Лермон - тов.) 4. Она любила на балконе предупреждать зари восход. И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли, наконец , прекрасная Заря? ( А.С.Пушкин .) В КАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА УПОТРЕБЛЕНЫ В ПРЯМОМ ЗНАЧЕНИИ. А В КАКИХ - В ПЕРЕНОСНОМ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...