ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ "Зарубки на сердце" (по рассказу Паустовского "Телеграмма")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

УРОК ПО РАССКАЗУ ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zarubki_telegramma.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Зарубки  на  сердце»  

(Урок - размышление  над  рассказом  К.Г.Паустовского  «Телеграмма»)

Форма проведения:  урок – размышление

Методы: сочетание  эвристической  беседы  с  проблемно – поисковыми  вопросами  и  самостоятельной  работой  с  текстом, стратегия  «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цели  урока:

Донести  до  учащихся  нравственный  смысл  рассказа  К. Паустовского  «Телеграмма»;

 Раскрыть  проблему  взаимоотношений  между  родителями и детьми  (на примере Насти  и  Катерины  Петровны);

Определить  авторскую  позицию  и  средства  ее  выражения;

   Сформулировать  личностное  отношение  учащихся  к  поднятой  проблеме  и  героям  рассказа  К. Паустовского.

                                                                       

    За  добро  плати  добром, не  будь  пустельгой.

К.Паустовский

                                                                                                                                 

                                                          Чти  отца  твоего и мать  твою,

                                                                            Да  благо  ти  будет, и долголетен

                                                                     Будеши на земле.

                                                                                                                Пятая заповедь Божия

                                                                                                               

ХОД УРОКА

I.  Оргмомент.

II  Вступительное слово учителя.

 СЛАЙД 1.

 Фаза вызова.

     - Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент,  пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

 Самостоятельная  актуализация  имеющихся  знаний  и  смыслов  по  теме.

  ВИДЕОФИЛЬМ   ( 1М. 45 С. )

               

 1.     Ребята, о  чем  эта  песня? Какие  чувства  в  ней  выражены?

- ответы-

2.     Как  вы  думаете, почему  я  начала  урок  с  этого ролика  и этой песни? Как  она  связана  с  темой  прошлого  урока?

 (На  прошлом  уроке  мы  прочитали  рассказ  К.Паустовского  «Телеграмма». Его  главная  героиня, Настя, тоже  осталась  без  матери  и  горько  сожалеет  об  этом.)  

- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

-ответы-

- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня  мы продолжим размышлять над прочитанным.

Откройте  тетради, запишите  число и тему  урока.

 1.    - Как  вы  понимаете  слово  «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА  -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

                                                                    2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

2.     В  каком  значении  употреблено  это  слово  в  теме  урока?

- отметки  в  памяти, в  душе, сердце, которые  остаются  после  прочтения  художественного  произведения.

 

Пробуждение  познавательной  активности  в  связи  с  изучаемой  темой.

    - Какие  же  проблемы, ребята, поднимает  в  своем  рассказе  К.Паустовский?

- одинокой  старости

- материнской  любви

- милосердия

- взаимоотношений  родителей и детей   и  другие  проблемы

СЛАЙД 3

Самостоятельное  определение  учащимися  направлений  в  изучении  темы.

 -  Какая  из  этих  проблем, на ваш  взгляд, основная, главная  в  рассказе, 

  она  затронула  вас  больше  всего, и  вам  хотелось  бы  поговорить  на  эту  тему  сегодня  на  уроке?

- ответы → проблема  взаимоотношений  между  родителями и детьми.

- Проблема  «отцов  и  детей» - одна  из  вечных  в  русской  литературе. О  ней  писали, пишут  и  будут  писать. В  нашей  жизни, к  сожалению, немало  примеров  бездушного  отношения  детей  к  своим  родителям  и  родителей  к  детям, это не  может  не  волновать.

 Итак, проблему, которую  вы  хотели  бы  обсудить  на  уроке, мы  определили.

 Наша  цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема  взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

И  еще: подумайте, почему  рассказ  называется  «Телеграмма».

III.  Осмысление  содержания  рассказа.

 - Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками  перечитаем начало рассказа.

СЛАЙД 4.

Остановка 1.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

    Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

    Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

    По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

    Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.

( Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

- У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?

- Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.

-Какие  изобразительные средства  вы  увидели  в  отрывке?

  - спутанная  трава  (некошеная, мокрая  от  дождя), рыхлые тучи (низко  идут, лишены  строгих  очертаний) - эпитеты

  - тащатся  (а  не  плывут  тучи), сыплется  (а  не  льет)  дождик – олицетворения.

- Какое  выражение  в  описании  осеннего  пейзажа  показалось  вам  необычным?

 - маленький  подсолнечник  у  забора.

 - это  как  бы  маленькое  теплое  солнышко  на  фоне  безотрадной  картины  поздней  осени, которое  никак  не  хочет  погаснуть, надеется  на  что–то.

- Какие  чувства  у  вас  вызывает  этот  пейзаж?

 - грустные, тревожные –

- Так почему же  именно  с  осеннего  пейзажа  начинает  Паустовский  свой  рассказ?

 - ответы –

- Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж  способствует  созданию  образа  одинокой  пожилой  женщины, Катерины  Петровны, о которой  дальше  пойдет  речь.

СЛАЙД  5. Остановка 2.

(Чтение отрывка на фоне музыки  П.И.Чайковского).

- Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?

-«доцветал» и «доживала»

- На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

- на продолжительность.

- В пейзаже  у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

СЛАЙД 6.

Тесовые крыши почернели

Спутанная трава полегла

Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

Валил водянистый снег

Хмурое небо все ниже опускалось 

- Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?

- градация-

-Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?

- усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

-Омертвела природа, замерла  и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?  

СЛАЙД 7.

- Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.

- На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?

- указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.

Остановка 3.

-Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:

    «Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

   Катерина Ивановна остановилась около  обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

  - Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

   Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».

- А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?

- Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

СЛАЙД 8.

- Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

(Чтение отрывка на фоне музыки  П.И.Чайковского)

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

- В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем  присутствие писателя. Какие  изобразительно-выразительные  средства  указывают на сострадание автора к героине?

-Олицетворение и метафора

 - Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.

-олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.

- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор  соотносит  состояние  природы  с  душевным  состоянием  человека  и  как  бы  проводит  параллель.

- Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный

Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и  связывается у  Паустовского с определением «одинокий».

- Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.

Остановка 4.

-Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. Просмотр отрывка из фильма

СЛАЙД 9.

- О  чем  говорит  довольно  выразительный  эпитет  «ненаглядная»?

- о силе  материнской  любви –  от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.

- Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда  это слово повторяется в тексте еще  несколько раз?

- Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.

- Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

- Живет  далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца  посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них,  у молодых свои дела,   свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

- Большой город, отсутствие уголков природы.

- Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.

- Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

- Настойчива, требовательна.

- Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

СЛАЙД  10.

- Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

- На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

- Холодные глаза.

- Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

- У  людей  бесчувственных, черствых  душой, равнодушных, не  способных  понимать  и  откликнуться  на  чужое  горе.

- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом  связывает писатель это слово?

- одинокий – холодный

- Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее».  На что же обрекла себя Настя?

- на одиночество.

СЛАЙД 11.

- И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…

Что подчеркивает автор в этой фразе?

- Самолюбование

- Что заставило Настю в мастерской скульптора  вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила".

СЛАЙД 12.

- И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?  

- Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

- Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту

Выборочное чтение.

Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?

- Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

СЛАЙД 13.

 – Почему Настя боялась поднять голову?

- Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

 На каком фоне  все это делает Настя?

- На фоне похвалы в ее адрес.

- Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

СЛАЙД 14.

- Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог  Насти.

- Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

- Вопросительные и восклицательные предложения  передают волнение, боль, раскаяние  и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

- А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне  эгоистичности, бездуховности Насти?

- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

-  Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

- Сам написал телеграмму от имени Насти.

- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.  Как вы поняли смысл этой фразы? 

- ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

-Такой пустельгой оказалась Настя.

СЛАЙД 15.

- Перечитаем  сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины — старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.

Каким стал пейзаж? Почему?

-Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.

- С чем осталась Настя?

- Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных  и первостепенных делах.

- Так к кому же обращена телеграмма? О чем  она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

СЛАЙД 16

«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.

«За добро плати добром. Не будь пустельгой».

 Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…

 IV. Итог урока

- Не  забывайте  о  самых  близких  людях, которые  так  нуждаются  в  вас, будьте  отзывчивы, внимательны, человечны  по  отношению  к  ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

    Домашнее задание:

1. Какие  «зарубки»  на  сердце  у  вас  оставил  рассказ  К.Паустовского  «Телеграмма»?

    Запишите  несколько  из  них  для  себя.

Например:

А) Надо  быть  благодарным  тому, кто  дал  тебе  жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...

Открытый урок Строение и работа сердца. Круги кровообращения

В работе представлен конспект урока, технологическая карта урока и маршрутный лист для обучающихся....