Особенности лексики жития Ксении Блаженной
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Дмитриева Людмила Викторовна

Методическая разработка урока литературы в 7-ом классе. Цель урока: определить особенности Жития как литературного жанра, проанализироватьсредства создания образа святой и языковые особенности Жития. Тип урока - обучающий, используемые образовательные технологии - информационно-коммуканиционные, образовательные, развивающие, воспитывающие. Методическая разработка содержит этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_leksiki_zhitiya_ksenii_blazhennoy2.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                                                  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Учителя Дмитриевой Людмилы Викторовны                                              ГБОУ СОШ №420

Класс 7

Предмет: литература

Тип урока: обучающий

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, образовательные, развивающие, воспитывающие технологии.

Тема: «Особенности лексики Жития Ксении Петербургской».

Цели урока: определить особенности «Жития» как литературного жанра, проанализировать средства создания образа святой и языковые особенности «Жития».

Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся.

                                                                                     «Не объясняй мне, что такое доброта, ты доброе        

                                                                                                                                  твори – и я пойму тогда.»                        

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

а) Сообщение темы урока. Работа над понятием «лексика» (Что такое «лексика»?).

б) Сегодня мы с вами будем работать над текстом «Жития Ксении Блаженной». Она считается духовной защитницей Санкт-Петербурга.

 6 февраля наша Православная церковь отмечает день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.

 Может быть, вы знаете, что означает имя Ксения? (Странница). Она и в самом деле 45 лет вела жизнь странницы в Петербурге. Давайте вспомним основные события её жизни.

  1. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

- Ксения родилась в Петербурге в первой половине ХУ111 века.

 Юной девушкой вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, которого горячо любила.

- Когда Ксении исполнилось 26 лет, скончался её муж, Андрей Федорович, да так внезапно, что не успел исповедаться и причаститься, Чтобы спасти душу любимого супруга, Ксения приняла на себя подвиг юродства Христа ради, уверяя, что умер не муж её, а сама она.

- Ксения занялась благотворительностью: раздала всё своё имущество бедным людям и, одевшись в мундир мужа, стала бродить по Петербургу в образе нищей и бездомной.

 Она молилась за всех. Люди верили, что Ксения страдает за них, верили в её способность предсказывать будущее, относились к ней, как к святой.

- Ксения стала жить на улице и нищенствовать, а по ночам удалялась за город и там молилась, попеременно делая земные поклоны на все 4 стороны, прося Бога помочь всем жителям Петербурга.

- В полдень ли ясный,

   Ночью безлунной

   Ксения шла по дорогам.

   Люди считали её безумной,

   Нищенкой тёмной, убогой.

   В неё швыряли комьями грязи,

   Ругали дурными словами,

   Не замечая чудесной связи

   Юродивой с Небесами.

   Добрые люди, её жалея,  

   Давали и деньги, и пищу.

   Она же, оставив себе копейку,

   Всё раздавала нищим.

- Всю оставшуюся жизнь она не имела ничего, кроме одежды, которая была на ней. Питалась она тем, что подавали люди. Днём Ксения бродила по городу, а на ночь Божие было более «явственное». 45 лет несла Ксения свой подвиг.

- Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в своё время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.

- Место погребения блаженной стало местом постоянного поклонения. Над могилой Ксении сооружена каменная часовня, которая исписана благодарностями за содеянные чудеса по её молитвенному предстательству.

- Ныне на её могилке постоянно служатся молебны, часовенка всегда полна народа, ищущей у блаженной Ксении предстательства и молитв перед Господом. В ответ угодница Божия откликается своей горячей любовью, молитвенной помощью нам. Тысячи разительных случаев такой помощи известны прибегающим молитвенно к святой Ксении.

  1. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.

-  Что такое «Житие»? (Жизнеописание святого). Мы уже работали над текстами «Жития» святых и познакомились с житием князей Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского. Давайте вспомним, какие бывают святые? (Правоверные, мученики, страстотерпцы, преподобные, блаженные). Как обычно строится «Житие»? (Зачин, рождение святого от благочестивых родителей, жизнь и деяния святого, смерть святого, похвала святому).

    Структура (строение) жития.

  1. Зачин.
  2. Рождение святого.
  3. Жизнь и деяния святого.
  4. Смерть святого.
  5. Похвала святому.

               - А теперь рассмотрим, как создается образ Ксении блаженной в «Житии». Но сначала  вспомним, как создается портрет литературного героя в художественном произведенииХ1Х-ХХ вв.(Авторское описание, описание внешности, речи героя, его поступков – это может быть эпизод или несколько эпизодов, раскрывающих в образе самое главное). При помощи каких средств и приёмов создается образ Ксении блаженной? (Деяния святой, описание внешности, одежды, душевных качеств, оценка поступков автором). А ещё при помощи особой лексики.

- Какое событие толкнуло Ксению на труднейший христианский подвиг казаться безумной? (Смерть любимого мужа, скончавшегося без христианского приготовления).

Чтение 2-го абзаца.

- Зачем она как бы воплотилась в своего мужа? (Чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося мужа). Как оценивает её поступок автор? (Она принесла «на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему»). Что сделала Ксения со своим имуществом? Как объяснила свой поступок?(Цитата из Библии «Господь питает…»).

- Итак, все убедились в безумстве молодой вдовы. На самом же деле она таковой не была. Как называли на Руси людей, которые принимали образ безумного человека? (Юродивый)

- Юродство – один из труднейших подвигов христианского благочестия. Человек, по воле Божией избравший для себя такой путь, добровольно отрекается от всего земного, рвёт кровные узы с родными, оставляет свой дом, забывает о тёплом уюте. Он становится нищим, не знающим, где приклонить свою голову, ходит в лохмотьях и босой. Но делает он это из-за любви к ближнему, совершает добрые дела всем нуждающимся, все свое время посвящает молитвам за благополучие чужих ему людей, не прося за это благодарности, делая это бескорыстно.

Словарная работа.

- Как иначе называли юродивых? (Блаженные). С каким корнем очень близок корень –блаж-? («благ» - благо, добро). Что, по-вашему, совершали блаженные? (Служа Богу, несли людям добро). Составим цепочку однокоренных слов: блаженный – благо, благой, благочестивый (запись в тетрадь).

- Какие качества характера Ксении блаженной отмечает автор, как она переносит насмешки? (Кротость, незлобие). Что такое «кротость»? («Короткий» в гневе). Подберите синонимы к слову «кроткая».

- Как относилась Ксения к людям и как люди к ней?  (Чтение отрывков «Жития»).

- Каким даром наградил её Господь? (Предвидения, прозорливости). За что получила этот дар?

- Перечислите важнейшие эпизоды из жизни Ксении блаженной, которые описывает автор «Жития». (Помогала строить церковь, позаботилась о неродившемся  младенце, напророчила девушке жениха, предсказала пожар и т.д.) Обратимся к эпизоду, в котором рассказывается о строительстве церкви. (Чтение эпизода). Как характеризует её этот поступок? (Делает добро, не рассказывая об этом никому: очень скромная)

- Найдите эпизод, в котором описана забота Ксении блаженной о спасении неродившегося младенца. (Чтение эпизода). Как характеризует Ксению этот поступок?

- И ещё один случай из жизни Ксении я хотела бы разобрать. Это помощь семье Голубевых. (Пересказ эпизода учениками). Какое особое слово встречается в конце эпизода? («Благочестивая»). Что оно означает? (Религиозный, верующий, соблюдающий заветы церкви).

- Ксения блаженная скончалась предположительно в начале Х1Х века и погребена в Смоленской церкви, впоследствии над могилой святой была построена часовня.

- Скажите, какой эпизод можно считать кульминацией? (Спасение больного – чудо). Что такое кульминация?

Чтение концовки «Жития».

- После смерти Ксения была канонизирована. Каково значение этого слова? За что была причислена к лику святых? (За святость жизни).

  1. ПОДБОР ОПИСАНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ КСЕНИЮ.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Так прожила Ксения 45 лет. Скончалась блаженная Ксения в начале Х1Х века и погребена близ Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.

                                                                 

- И поныне верующие православные христиане приходят на Смоленское кладбище к часовне, воздвигнутой на месте погребения святой, чтобы поклониться ей.

- Дважды верующие по горсточке растаскивали земельный холм, в третий раз разобрали по кусочкам надгробную плиту, ведь каждый посетитель хотел взять с могилы горсточку земли, считая, что земля – лучшее средство от болезней и горестей. В ХХ веке над могилой возвели другую часовню, более достойную её памяти, ведь Блаженная Ксения Петербургская считается святой покровительницей Санкт-Петербурга.

 

- И после своей смерти Ксения продолжает дела милосердные, продолжает творить добро и по сей день молиться за нас, всех людей, ходатайствует за нас перед Богом, помогает верующим во многих нуждах. И много чудес совершается по молитве к ней.

- Тем, кто с молитвой обращается к Ксении, она помогает и ныне. Не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран едут к часовенке люди, чтобы рассказать её о своём горе просят помощи в исцелении. Прислонившись к часовенке, они шепчут ей свои горести, и она слышит их. Чудес сотворённых тысячи

  1. Чтение стихотворения учащимся.

 Седой туман клубится над Невой,

от фонаря ложится  тень косая.

              И женщина бредёт по мостовой,    

В лохмотьях ветхих, нищая, босая.

Нет у неё ни пищи, ни угла,

Под каменным мостом она ночует.

Сгущается и леденит сырая мгла.

Дождь моросит, из подворотни дует.

Санкт-Петербург и мрачен и суров,

Прохожие скользят, как будто тени,

Скрываясь в тёмной глубине дворов,

Блаженной не заметив рядом Ксении.

В окне последний огонёк погас.

Пустой трамвай пронесся быстро мимо.

Идёт святая, молится за нас,

И помогает городу незримо.

  1. А теперь вернёмся к эпиграфу урока. Как вы понимаете его сейчас?

Каждому из нас по силам совершать благие дела, главное – иметь желание. Мы можем и должны помогать тем, кто нуждается, кто рядом с нами. Оглянитесь вокруг, наверняка, у вас по соседству есть одинокие старики, о которых некому позаботиться, сбегайте им за хлебом, сходите в аптеку за лекарством, уступите пожилому человеку место в автобусе…

Всегда найдётся дело для доброго сердца.

  1. Подведение итогов.

              Какие новые слова узнали? Что они обозначают?

  1. Домашнее задание.

              Подготовить устное сообщение «Над чем я задумался, прочитав «Житие Ксении           Блаженной»?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальный анализ слова. (На материале Жития Ксении блаженной). Урок по развитию речи в 7 классе.

Конспект урока по развитию речи на материале Жития Ксении Петербургской. В процессе урока ребята работают с текстом Жития и различными словарями....

Презентация к уроку английского языка по теме "Особенности лексики научной фантастики"

Занятие в 9 классе  посвященно лексическим особенностям современной  научной фанастики....

Исследовательская работа "Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской"

Данная исследовательская работа посвящена  жизни Святой Блаженной Матроны Анемнясевской. Не возможно не восхищаться её волей, умением преодолевать испытания, смирением перед Господом и служением ...

Презентация "Из жития Святой Блаженной Ксении Петербургской"

Данная презентация предназначена в качестве наглядного материала для предмета " Основы религиозных  культур  и светской этики. Основы православной культуры.". Материал может быть использован...

Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Изучение этих особенностей может оказать неоценимую ...

"С любовью в сердце" (житие Ксении Петербургской)

Внеклассное мероприятие для учащихся 4х классов, цель которого - приобщение к отечественной православной культуре почитания святых....

Статья «Святой Креститель Руси: просветитель, законодатель, воин, государственный и религиозный деятель: особенности изучения "Жития равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы». Евдокимов О.В.

Предлагаемая ниже публикация может быть полезной в качестве определенной помощи при изучении "Жития святого равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы в школе.Более тысячи лет м...