Концептуальный анализ слова. (На материале Жития Ксении блаженной). Урок по развитию речи в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Конспект урока по развитию речи на материале Жития Ксении Петербургской. В процессе урока ребята работают с текстом Жития и различными словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptualnyy_analiz_slova.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи в 7 классе.

Концептуальный анализ слова.

(На материале «Жития блаженной Ксении Петербургской».)

     ЦЕЛЬ: определить особенности «Жития» как литературного жанра; проанализировать средства создания образа святой и языковые особенности «Жития».

     Оформление класса. Икона святой Ксении Петербургской, книги с текстом «Жития», цветные фотографии часовни Ксении блаженной на Смоленском кладбище, словари русского языка.

     Домашнее задание к данному уроку: прочитать «Житие Ксении блаженной»; выделить основные эпизоды. Ответить на вопрос: как создается психологический портрет в литературе Х1Х – ХХ веков?

1. (Вступительное слово учителя.)

     Сегодня мы с вами будем работать над текстом «Жития Ксении блаженной». Она считается духовной защитницей Санкт-Петербурга.

2. Что такое «Житие»? (Жизнеописание святого).

     Мы уже работали над текстами «Жития» святых и познакомились с житием князей Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского.

Давайте вспомним, какие бывают святые? (Правоверные, мученики, страстотерпцы, преподобные, блаженные…)

     Как обычно строятся «Жития»? (Зачин, рождение святого от благочестивых родителей; жизнь и деяния святого; смерть святого; похвала святому.)

3. А теперь рассмотрим, как создается образ Ксении блаженной в «Житии». Но сначала вспомним, как создается портрет литературного героя в художественном произведении Х1Х – ХХ вв.

(Авторское описание, описание внешности, речи героя, его поступков – это может быть эпизод или несколько эпизодов, раскрывающих в образе главное.)

     При помощи каких средств и приемов создается образ Ксении блаженной?

(Деяния святой, описание внешности (одежда), душевных качеств, оценка поступков автором.)

А еще при помощи особой лексики, присущей житийной литературе.

4. Какое событие толкнуло Ксению на труднейший христианский подвиг казаться безумною? (Смерть любимого мужа, скончавшегося без христианского приготовления.)

     Читаем второй абзац «Жития».

     Зачем она как бы воплотилась в своего мужа?

(Чтобы умолить (просить смиренно, покорно и усердно) Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга.)

     Как оценивает ее поступок автор?

(Она принесла «на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему».)

     Что сделала Ксения со своим имуществом?

     Как объяснила она свой поступок?

      (Цитата из Библии: «Господь питает…».)

     Итак, все убедились в безумстве молодой вдовы. На самом же деле она таковой не была.

     Как называли на Руси людей, которые принимали образ безумного человека? (Юродивый.)

     Юродивые терпеливо переносили насмешки, повторяя подвиг Христа.

     (Читаю фрагмент из Евангелия от Матфея.)

     Как иначе называли юродивых? (Блаженные.)

    Далее работаем со словарями.

     С каким корнем очень близок корень «блаж»? («благ» - благо – добро.)

     Что, по-вашему, совершали блаженные?

     (Служа Богу, несли людям добро.)

     Какие качества характера Ксении блаженной отмечает автор, как она переносила насмешки?

     (Кротость, незлобие.)

     Что такое «Кротость»? («Короткий» в гневе.)

     Как относилась Ксения блаженная к людям и как люди к ней?

     Каким даром наградил ее Господь? (Предвидения, прозорливости.)

     Перечислите  важнейшие эпизоды из жизни Ксении блаженной, которые описывает автор «Жития».

     (Помогала строить церковь, позаботилась о неродившемся младенце, напророчила девушке жениха, предсказала пожар и т.д.)

     Обратимся к эпизоду, в котором рассказывается о строительстве церкви.

     (ученики пересказывают эпизод.)

     Как характеризует ее этот поступок?

     (Делает добро, не рассказывая об этом никому: очень скромная.)

     Найдите эпизод, в котором описана забота Ксении блаженной о спасении неродившегося младенца.

    (Читаем эпизод: «…блаженная Ксения заботилась о благе и спасении…»)

     Найдите значение слова «благо» в словарях.

(Тем временем пишу на доске слова (см.дальше).)

     Обратите внимание, как много слов с этим корнем в словаре Владимира Ивановича Даля.

     Посмотрите на доску. Слова «блаженная», «благо», «перст Божий», «Благодарила Бога», «раба Божия Ксения» выписаны из прочитанного отрывка.

     Какую роль они играют в контексте эпизода?

     (Блаженная Ксения служит Богу, предана Ему, как раба, и поэтому творит людям добро.)

     И еще один случай из жизни Ксении я хотела бы разобрать. Это помощь семье Голубевых.

     (пересказ эпизода учениками.)

     Какое слово встречается в начале в конце эпизода? («Благочестивый».)

     Найдите его значение в словарях.

     Какое значение имеет это слово в данном эпизоде?

     (Блаженная Ксения помогает людям добрым, праведным. И только благочестивые могут обрести счастье.)

     Мы разобрали несколько эпизодов из жизни Ксении. Что мы узнали о ней? Запишите вывод.

5. Ксения блаженная скончалась предположительно в начале Х1Х в. И погребена в Смоленской церкви, впоследствии над могилой святой была построена часовня.

     Скажите, какой эпизод можно считать кульминацией «Жития»?

     (Спасение больного – чудо.)

     Пересказывает эпизод учитель.

     Прочитайте концовку «Жития».

     За что канонизирована (т.е. причислена к лику святых Ксения блаженная?

     (За святость жизни.)

     Какие качества характера называет автор?

     И еще одно слово, которое очень ярко характеризует Ксению – «смирение».

     Ученики ищут значение этого слова в словарях

     Скажите, как достигается благоговейное (страх, смешанный с почитанием, уважением, любовью) чувство к блаженной Ксении?

     (Через описание деяний и посредством отбора особой лексики, присущей «Житиям» и вообще духовной литературе.)

     Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему «Над чем я задумался, прочитав «Житие Ксении блаженной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок по развитию речи, 5 класс.

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...