Урок - исследование "Кто лучше? Кто сильнее?" 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Струкова Галина Васильевна

Что такое соперничество? В каких формах оно проявляется? Нужны ли правила, регулирующие поведение противников? Чем были вызваны обычаи соблюдать правила во время рыцарского турнира, дуэлей? 

Об этом идёт речь в отрывках из произведений Вальтера Скотта "Айвенго" и Александра Дюма "Три мушкетёра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt10.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок — исследование.

Тема: Извечный спор. Кто лучше? Кто сильнее?

Цель: Можно ли выбрать лучшего или сильнейшего? Кто может им стать? Когда и в каких формах            это проявляется? Существует? Нужны ли правила, регулирующие поведение противника? Поведение сильного, победителя по отношению к проигравшему? Правила,  обычаи, направленные на смягчение последствий жесткости, насилия в конфликтных ситуациях.

Центральная проблема: Стремление проявить себя, доказать свое превосходство в силе, в ловкости, в мастерстве, знание — вполне естественное стремление, существующее, быть может, столько, сколько помнит себя род человеческий. Состязание, соперничество людей между собой приобретать самые разные формы.

Эпиграф:                                                            О тени прошлого, как властны вы над нами.

                                                                                                                                                  В.Брюсов.

●  В каких формах проявляется соперничество?

●  Как зародились спортивные соревнования? Кто их учредил? Обратимся к мифологии.

●  О каком древнегреческом  герое мы говорили на уроках литературы ?

●  Какой первый подвиг совершил Геракл?

Сообщение: « Легенда о том, как появились спортивные соревнования».

●  Во всех ли формах соперничества действует  правила?

●  Кто становится победителем?

●  Если в какой — либо из этих форм соперничества правила,  регулирующие поведение сильного, победителя, по отношению к проигравшему?

Тема соперничества, противостояния схватки, поединка — одна из вечных тем литературы. Она звучит в произведениях поэтов и писателей разных стран, разных времен. Готовясь к уроку, вы прочитали два фрагмента : из романа В.Скотта — «Айвенго» и А. Дюма —« Три мушкетера».

●  Какой из фрагментов вам понравился больше? Почему?

●  Читали ли  вы полностью произведения, фрагменты из которых вам предлагались для домашнего чтения?

●  Какое из произведений вам захотелось прочитать целиком?

А сейчас вам предстоит провести небольшое исследование. Работать будете в группах. У каждой группы свое задание.

 Первая группа — проанализировать фрагменты из романа Вальтера Скотта « Айвенго».

 Вторая группа — проанализировать фрагмент из романа Александра Дюма «Три мушкетера».

 Третья группа — провести сравнительный анализ этих фрагментов.

 Четвёртая группа — особое задание. О нем ребята расскажут сами.

1,         Первая и вторая группы: Опираясь на план, предложенный в УМК на странице 18, подготовить выступление и защитить его.

2.Третья группа работает по своему плану.

3.Ответ должен быть четким, логичным, конкретным, занимать не более пяти минут.  

Работать в группах. Ответы учащихся.

Мы провели анализ фрагментов, познакомились с материалами и пришли к выводу.

Вывод: во фрагменте из романа « Айвенго» описываются события двенадцатого века, средневековья, а во фрагменте из романа  « Три мушкетера» - события, происходящие в семнадцатом веке, то есть описываются разные эпохи. Между героями нет внешнего сходства : во фрагменте из романа Вальтера Скотта действуют средневековые рыцари, во фрагменте их романа Александра Дюма — королевские мушкетеры. Разные отрывки, но их объединяет одна тема:тема соперничества. В одном  из произведений эта тема раскрывается во время рыцарского турнира, а во втором — во время дуэли.

●  Найдите в тексте детали, характеризующие эпоху, позволяющие создать впечатление о данном времени.

●  Существовали ли правила во время рыцарского турнира?

●  На что имели право рыцари?

●  Как рыцарь должен относиться к противнику?

●  С какой целью вводились правила, регулирующие такую жесткую форму соперничества?

●  Что служило гарантией того, что рыцарь не нарушит правил?

●  По каким правилам должны были вести дуэльные поединки?

●  Что такое дуэль?

●  Есть ли сходства между правилами, действующими во время рыцарского турнира и дуэли?

●  Каково ваше отношение к дуэли ?

Внимание на экран.

●  О каком фрагменте сейчас пойдёт речь?

●  Что послужит причиной дуэли?

●  Сделаем вывод о соперничестве по данным фрагментам.

Слово третьей группе.

 Внимание на экран. Рассказ учителя истории о геральдике.

 Вступление ребят : рассказ о гербах, их показ.

Слово учителя.

 

● Что такое соперничество? Какое лексическое значение этого слова ?

● К какому выводу мы пришли?

● Чем же были вызваны обычаи соблюдать правила во время рыцарского турнира, дуэлей?

● А известны ли вам другие силовые формы соперничества? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

  1. Предложить свой вариант кодекса чести;
  2. Составить для своего класса правило поведения ( кодекс), который бы вы согласились соблюдать.

                         Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....