Программа элективного курса "Искусство понимания художественного слова" (9- - 11 кл.)
элективный курс по литературе (11 класс) по теме

Кочура Надежда Григорьевна

Настоящая программа может быть использована в практике общеобразовательных учреждений как на этапе предпрфильной подготовки, так и в условиях профильных классов для углубления и расширения знаний по предметам филологического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt._iskusstvo_ponimaniya_slova.doc579.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №22

Согласовано:                                                                 Утверждаю:

Зам. директора по УВР                                                Директор МОСШ №22

____________________                                                _________ Л.М.Петрова

Программа

элективного курса

«Искусство понимания художественного слова»

 (для 9 -11 классов)

                                                                                 

 Автор курса:

                                                                 учитель русского языка и

                                                               литературы высшей категории

 МОСШ №22 Н.Г. Кочура

                             

г.Нижневартовск

2010 – 2011 учебный год

   Пояснительная записка:
Предлагаемая программа призвана подготовить учащихся 9-11-ых классов к восприятию художественного текста и к анализу программных произведений в 10-11 классах гуманитарного направления.
Предлагаемая программа дает более глубокое понятие интерпретации произведений русской классики и тем самым является подготовкой учащихся к курсу по анализу художественных произведений в старшем звене (9-11 кл.).

Одной  из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и  особенно поэтического текста. Анализ по традиционной форме "тема - идея - художественные средства" представляется нам устаревшим, не соответствующим требованиям рассмотрения текста в единстве формы и содержания. Такие современные понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды, остаются за пределами внимания.

Предлагаемая программа элективного курса предполагает разные формы учебной работы с поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу.

В качестве дидактического материала предлагается использовать тексты художественных произведений программы по литературе.
Содержание курса обусловливает применение как теоретических, так и практических форм занятий. При отборе теоретических понятий предпочтение отдано мало известным в школе механизмам восприятия текста (прогноз, читательская установка, скважины и т.д.), метафоре как основному приему создания художественного образа. Причем метафора трактуется не просто как один из тропов, но и как художественный принцип, что развивает мышление учащихся. Учащимся предложен дидактический материал в задачах и упражнениях. Литературные задачи созданы так, что при работе с ними необходимо возвращаться к прочитанному, разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание. Решать литературные задачи на занятии можно с целой группой, в форме индивидуальных заданий или в коллективно-распределительной деятельности с тем, чтобы учащиеся приобретали опыт выражения собственных мыслей.
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для 9-11классников, готовящихся выбрать гуманитарный профиль обучения в 10-11 классах.
 

Цель программы:

 - эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии и прозы, углубление и расширение филологических знаний;

- воспитание нравственных качеств, чувства патриотизма; 

      - умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в     произведениях других видов искусств (живопись, театр, кино, музыка);  

      - сформировать  представление о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; 

Задачи программы:

  1. обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;
  2. расширение их кругозора, углубленное знакомство на профильном уровне с произведениями 19-20 вв., в том числе не входящими в традиционные школьные программы;
  3. развитие устной и письменной речи,  ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
  4. достижение личностных результатов учащихся;
  5. формирование современного мировоззрения, восприятия мировой культуры в ее единстве и эволюционном развитии.

Новизна предлагаемой методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста, на теорию "эстетической реакции" Л.С.Выготского, а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу "от формы к содержанию" (а не наоборот, как это делается  традиционно). При таком подходе анализ текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития его воображения, образного, ассоциативного мышления).

Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать: 
* что такое интерпретация, её виды и разные интерпретации смысла одного и того же произведения;
* знать законы языка произведения: тропы, фигуры, рифмы и т.п.
Учащиеся должны уметь:
* понимать «формальные» элементы текста, т.е. элементы формы;
* определять виды информации в тексте (концептуальную, фактуальную,
подтекстовую);
* расшифровывать «скважины» в тексте, в том числе аллюзии, скрытые цитаты;
* объяснить отношение заглавия с текстом;
дать интерпретацию повести или рассказа;
* анализировать драматическую (спектакль), телевизионную или
киноинтерпретацию произведения русской классической литературы (в рамках программы 9-11 классов).

Материал, положенный в основу программы, - это русская литература 19-20 вв. в ее лучших, классических образцах. Материал выходит за рамки содержания ФГОС по литературе, что соответствует требованиям к программам элективных профильных курсов. Принцип структурирования материала - преимущественно хронологический, что позволяет проследить закономерности развития русского художественного слова, движения литературного процесса в целом. В то же время хронологический принцип позволяет расположить материал так, что уровень его сложности постепенно повышается.

Иногда используется тематический принцип: как особо значимая для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания патриотизма выделяется тема "Образ Родины, России в русской поэзии".

Подбор текстов осуществлен так, чтобы каждое стихотворение, предлагаемое для анализа, с одной стороны, несло в себе специфические черты поэтики того или иного периода, а также художественного мира того или иного автора, а с другой - давало основания для сопоставительного анализа с произведениями других авторов и периодов. Рассмотрение поэтических текстов в широком литературном контексте соответствует требованиям Единого государственного экзамена по литературе.

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

- основные закономерности движения русского художественного слова от классицизма к постмодернизму;

- индивидуальные особенности художественного мира писателей.

Уметь:

- анализировать и интерпретировать текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

- выполнять задания творческого характера;

- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. определения своего круга чтения, самостоятельного знакомства с поэтическими произведениями и оценки их эстетической значимости;
  2. определения своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как  объекта профессиональной деятельности

                                   

     Тематический план 

Примерный тематический план занятий факультатива «Искусство понимания художественного слова» для учащихся 9-11-ых классов

Тема

Количество

часов

1. Художественная речь
2. Художественный текст
З. Художественное слово
4. Поэзия
5. Проза
6. Драма
7. Постижение смысла. Интерпретация
8. Итоговое занятие

1
2
5
 
1
1
1

5 
1

Всего

17

                                 

Темы

Кол-во часов

Теорети- ческие

занятия

Практи- ческие занятия

1.Вводное занятие. Художественная речь

Язык и речь. Литературный язык, его состав, содержание.

1

1

-

2.Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.

2

1

1

3.Художественная речь.  Автор – текст - читатель.

1

1

-

4.Образ автора и идейно - эстетическое содержание.

1

1

-

1.Вводное занятие. Художественный текст

Текст как система. Содержание художественного текста: события, характеры, речь, социальные и нравственно – психологические коллизии. Уровни содержания: событийное, идейное, языковое, образное отражение мира.

1

1

-

3.Художественное слово. Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля.


2


1


1

 

4.Поэзия. Родовые свойства поэзии. Лирический образ – образ – переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Художественная структура стихотворения. Духовная позиция поэта. Размеры стиха.  Рифма. Строфика. Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись. Анализ поэтического текста.

2

1

1

5.Проза. Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Типы речи. Эпизод. Контекст. Сюжетность. Изобразительно-выразительные средства языка. Эмоционально-экспрессивная лексика. Ирония. Сатира. Юмор. Критика.

2

1

1

6.Драма. Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Социально-реалистическая драма. Сатира. «Драма нравов». Сценические средства художественной выразительности.

2

1

1

7.Смысл. Интерпретация. Проверка ее принципами и приемами поэтики. Принципы научного интерпретирования художественного текста.

2

1

1

8.Итоговое занятие. Развернутая и доказательная интерпретация художественных тестов.

1

-

1

Всего:

17

10

7

 Содержание курса
Тема 1.
Язык и речь. Противопоставление языка и речи. Литературный язык, его состав, содержание. Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.
Художественная речь.
Автор
текст читатель.
Образ автора и идейно-эстетическое содержание.
Автор-писатель, автор—повествователь, автор—рассказчик.
Форма занятия: лекция.

Тема 2. 
Художественный текст. Текст как система. Содержание художественного текста:
события, характеры, речь, социальные и нравственно-психологические коллизии.
Уровни содержания: событийное, идейное, языковое. образное отражение мира.
ВИДЫ информации в тексте.
Структура художественного произведения. Членимость текста.
План содержания и план выражения. Тема, рема. Цель высказывания.
Художественный образ как синтез идейного и языкового содержания художественного текста.
Форма занятия: лекция, практикум
- работа с текстами.

Тема З. 
Художественное слово.
Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля. Текстообразующие свойства слова.
Внимание к слову: «скважина».
Внимание к знаку.
Внимание к форме.
Эстетическая трансформация слова в художественном тексте. Тропы. Стилистические фигуры.
Ассоциативный ряд. Словесный образ. Метафора как художественный принцип.
Форма занятия: практикум, работа с текстами художественных произведений, решение литературных задач.

Тема 4

Поэзия. Фонетическая организованность. метафоричность, концентрированность родовые свойства поэзии.
Лирический образ
образ-переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Тяготение к условности.
Художественная структура стихотворения.
Пространственная, временная. духовная позиция поэта.
«Сюжет» лирического стихотворения.
Композиция.
Стих как определенный звуковой и интонационный отрезок стихотворной речи. Стихотворные размеры.
Рифма. Законы строфики.
Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись.
Анализ поэтического текста.
Форма занятия: лекция с элементами анализа текста, решение литературных задач.

Тема 5

Проза. Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Повествование. Описание.
Рассуждение. Пространственная и временная определенность. Эпизод. Сюжетность. Контекст. Изобразительно-выразительныие средства. Колорит места и времени.
Эмоционально-экспрессивная лексика.
Ирония. Сатира. Юмор. Критика.
Форма занятия: лекция, практикум, работа с текстами, решение литературных задач.

 Тема 6. 
Драма. Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Языковые средства речевой характеристики. Социально-реалистическая драма. Сатира. «Драма нравов».
Сценические средства художественной выразительности.
Сценарий. Сценическая интерпретация художественного текста.
Форма занятия: практический разбор комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.С.Грибоедова «Горе от ума», Н.В. Гоголя «Ревизор».

Тема 7. 
Смысл. Интерпретация. 
Понятие интерпретации как постижение художественного целого средствами науки. Проверка интерпретации принципами и приемами поэтики.
Принципы научного интерпретирования художественного текста.
Форма занятия: лекция, практические занятия.

Варианты заданий:
1. Дайте интерпретацию «Капитанской дочки» А.С. Пушкина:
а) внимательно прочитайте текст;
б) определите основной эмоциональный тон (пафос) произведения и его содержательные доминанты;
в) кратко сформулируйте основную идею и общий смысл произведения;
г) еще раз перечитайте текст. Найдите и зафиксируйте по ходу чтения те художественные особенности, которые подтверждают вашу первичную интерпретацию. Отметьте особенности текста, которые не согласовываются с вашей интерпретацией, противоречат ей;
д.) скорректируйте первичную интерпретацию и подкрепите каждое положение примерами;
е) повторите операции, предусмотренные пунктом г);
ж) дайте окончательную интерпретацию произведения.
2. Проанализируйте любую драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы, руководствуясь данной выше схемой.
Дополнительно ответьте на вопросы:
- Соответствует ли режиссерская позиция авторской?
- Можно ли оценить трактовку литературных образов актерами как адекватную или нет? (Ответ обоснуйте.)
- В каком случае выше сила эмоционального воздействия при чтении произведения или при его творчески-образном восприятии?
- Обогащает ли данная экранизация (спектакль, телефильм) наше представление о произведении или наоборот?
Тема 8. Итоговое задание
Руководствуясь схемой, дайте развернутую и доказательную интерпретацию следующим произведениям:
А.С. Пушкин.«Медный всадник»,
Н.В. Гоголь. «Вий», «Шинель»,
М.Ю. Лермонтов. «Демон»,
В.М. Шукшин. «Срезал»,
А.П. Чехов. «Чайка» или рассказ по выбору,
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература:
1. Гранин Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст / Задачник-практикум. 8-11 классы - М., НПО «Образование от А до Я», 1999.
2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.- М., «Флинта», «Наука»,2003.
З. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения
(10-11 кл.)
1/ РЯШ, 1994, 5, с.35-39.
4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста./Сб. ст. под ред. Н.М. Шанского.-М., 1975-1978 (вып.1-3).
5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
6. Виноградов В.В. О языке художественной прозы.
- М., 1980.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М.. 1970.
9. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ
- М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)

Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...

Программа элективного курса "Мировая художественная культура"

Программа элективного курса "Мировая художественная культура" для 10 класса...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»

Занятия в кружке  помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации,...

Программа внеурочной деятельности кружка «Художественное слово»

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствую...

Программа внеурочной работы, кружок "Художественное слово".

Город Москва,ЦПШ "Косинская",руководитель объединения -Григорьева Валентина Германовна,учитель русского языка и литературы10 сентября 2018г.   1. КРУЖОК...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"...