"Война и мир" Л.Н.Толстой.
статья (литература, 10 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Статья-размышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_i_mir_statya_-_razmyshlenie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Мир в войне - один полюс, война - другой. Все действующие лица связаны. Живые и мертвые. Ростовы, солдаты и Берги, государственные деятели. Живая жизнь и жизнь по другим принципам. Вера. Все герои - это индивидуальные лица. Дети Курагиных - разные. Елена, князь Василий, Ипполит и другие. У них нет представлений о нравственной жизни. Живут для удовлетворения собственных прихотей. Князь Василий обустраивает жизнь детей, хочет возвышения их, материального благополучия. Живые люди. Эгоизм. Анатоль  изображен с добродушием. Сцена. Анатоль приезжает в Лысые Горы. Представлен князю. Эти люди вроде бы живые, но живые в плену, нет способности излучать свет. Автоматическая жизнь, но они не отрицательные герои. Описание Анатоля (книга 2). Обличение таких людей. Люди эти не живут по-настоящему, они актеры. Берг устраивает вечер и счастлив. Такие люди живут,  копируя жизнь. Удовлетворение собственных интересов. Область - сфера государственная, это было в войне фальшью.  Придворные, русский царь - стремление автора к правдивости в их изображении. Говорение, но пустые фразы, вопросы пропитали власть. Пример Спиранский. Толстой показал восторг народа при появлении Александра 1. Его личное обаяние. Восторг Пети Ростова при появлении царя. Такое испытывают наивные, молодые души. Царь имеет кроткий облик, его глаза. Нет духовного центра. Сцена - 1812 год государь бросает бисквиты с балкона толпе. Это было не в характере Александра 1,   утверждает Вяземский (цензор, писатель). Сцена близкая по содержанию отыскалась у А.Рязанцева. Бессмысленность восторга жизни, когда приехал государь. Ильин "Восстал Толстой против государя подспудно...". Жизнь подчинена божественному началу. Процветание России начала 19 века существовало само по себе.  "Война и мир" - результат державного порядка. Попытка Наташи бежать из дома и Аустрелиц очень похожи. Бросить Анатоля. Сама жизнь вдруг сбилась с пути и послушалась порочного, ложного. Помогла и Елен. Бегство предотвратили. Это недоразумение. Различие. Шенграбенское сражение - русские спасали себя, армию. Это оправдание себя. Нечего придумывать. Все конкретно. Торжество русской армии, Багратиона, Кутузова. Аустрелицкое сражение - русские стремятся одним ударом изменить политику в Европе. Русская армия за границей. Зачем? Все сведено к идее - действовать как Наполеон. Поэтическое и идейное единство в сражениях. Аустрелиц - армия переживает помрачение. Сражение политическое. Русские действуют вопреки организованного закона. Туман в начале битвы, туман застилает свет жизни. Сражение - хаос. Венец всему - план Вейротора. Кутузов спит во время чтения этого плана. Слова конюха Кутузова (берейтора): "Тит, а Тит! Чего? Ступай молотить". Эта пословица два раза повторяется. Это шутка - подлинная жизнь. Толстой не рассматривал поражение героев как окончательное. Жизнь непобедима. Зло не может победить. Правда торжества истины над ложью. Толстой смотрел на вещи более приземленно. Андрей Болконский - правда открылась после Аустрелица. Это его небо. Пьер - разговор с поверженной Наташей. Небо объединило и возвратило к подлинной мере вещей. Для Толстого  это земное небо - эмоциональная сфера человека. Это любовь и добро. Небо. Война 1812 года последнее столкновение начала мира и хаоса. Авторские законы. Для Толстого это свое: столкновение начал цивилизации и жизни. Война вызвана внешними причинами. 3 том, первые главы - причины войны 1812 года. Совпадение бесчисленных частных волеизволений. Толстой абсолют, начало мироздания вершит через частные импульсы. Исторические события по воле Божественного начала через побуждения людей. Война - явление двойственное. Атака Багратиона под Шенграбеном. Отношение Толстого  к войне противоречиво долгие годы. Толстой сам был на войне, был военным, видел войну. На войне раскрываются эмоциональные способности человека, чувствительная жизнь расцветает в войне. Пример "Хаджи Мурат", "Севастопольские рассказы". В романе "Война и мир" быт, полковой смотр под Бранау, атаки под Шенграбеном. Художник-баталист. Война внутри человека. Совсем нет описаний природы. Толстой не мог смириться с войной. Осуждает войну. Накануне  сражения под Бородино  Безухов Пьер и Андрей Болконский говорят. Разговор непоследователен. "Сойдутся как на убийство..., провозглашают победу, ... как Бог слушает...". Бывают обстоятельства превосходящие силу греха, оправдание Человека. Заповедь "Не убий" и война. Толстой позже говорил: "Только любовь". Война для защиты святынь - праведная, оправдывает Человека. Не щадить себя и умирать. Логика Андрея Болконского оскорбленная. Армия мира -  русские  никогда никого не убивают. Батарея Тушина. Аустерлиц. Бородино. Нет у Толстого описания убийства русскими врагов. Шенграбен - бегут французы. Герои Толстого:  Андрей Болконский, Николай Ростов. Им не пришлось замарать руки убийством. Французы убивают. Наполеон любит рассматривать поля сражений. Расстрел французами пленных. "Севастополь в декабре" - воюющая среда. "Севастополь в мае" - мир войны. Наполеон - образ должен был казаться несерьезным. У Толстого это странный образ. Это пустое место. Толстой использовал источники, мемуары. Негативное отношение к Наполеону. Л.Н.Толстой ездил в Париж и видел могилу Наполеона. "Дневник на острове Елены". Издание в 2-х томах. Образ Наполеона странный с одной стороны, реалистический, а  с другой стороны, гротеск - насмешка. Наполеон под Аустерлицем показан нейтрально. В свете представлений Андреем Болконским нарисован Наполеон, который видит встающее солнце,  как поплавок на воде. Финал главы - сражение. Князь Андрей Болконский - Тулон. Андрей Болконский прозревает по поводу Наполеона. Князь хотел семейной жизни, спокойной, и образ Наполеона развенчан. 1812 год Наполеон - предшественник Антихриста. Так считали многие люди в России. В конце 1806 года Святейший Синод обращается к людям словом о Бонапарте, как о человеке лживой Мессии. У Л.Н.Толстого Наполеон - это зловещая фигура, мировая пустота, непонимание жизни. Это и смешная фигура. Актерские способности Наполеона (он был итальянцем). Наполеон всегда что-то изображает. Рссматривает портрет мальчика перед сражением под Бородино. Физиологические подробности важны для Л.Н.Толстого. Сцена утреннего растирания: жирный герой, его одеколон. Сцена. Портрет римского короля.  Мальчик хочет проткнуть палочкой земной шар. Наполеон подчиняет себе мир. Наполеон на события влияния не оказывает. Самообман. Сцена с Лаврушкой, когда к Наполеону приводят пленного, беседа длится час. Казак запомнился надолго всем в Европе. Война 1812 года не похожа на войну 1941-1945 годов. Были другие нравы, понятия. Наполеон нес много зловещего и смешного. Яркий пример, но Л.Н.Толстой исходил не от вечных истин, а как человек своего времени. Собственные представления о мире, отчасти сам действовал по - наполеоновски. Наполеон повержен, шаткие представления о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...