Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 класса
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 класса.

Сценарий праздника по теме «Устное народное творчество».

« Серебряное донце, золотое веретёнце».

                                                            Учитель: Саблина Т.А.

Цели и задачи праздника: знакомство и изучение традиций русского народа, воспитание любви и уважения к истории и культуре  русского народа.

Тип урока - урок-праздник.

Оборудование: корзина , клубок, веретено, кудель, изображение прялки, мешковина, подарки участникам праздника.

Ведущая. Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моём шкафу. Я тихонько открыла дверцу. В полутьме, точно чьи-то глаза, светились два огонька. «Кто там?- спросила я.

Яша ( появляется из-за ширмы). Это я, Яша.

Ведущая. Откуда ты и кто такой?

Яша. Называют меня суседкой. Из сказки я, из старины глубокой, русской, и, значит, дело моё сказочное.

Ведущая. Как же ты здесь оказался?

Яша (удивлённо оглядываясь) Да я и сам не знаю. Жил я в большом  деревянном доме. В доме том вместе со мной жили кошка Мурка, пёс Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот. Мурка спала на печке, Полкан дом охранял, дедушка кадушки да бочонки ладил, лапти плёл.А бабушка Арина и вовсе волшебницей была.Как сделает что-нибудь, то или пахнет вкусно, или уютно становится.

Ведущая. Чем же ты в том доме занимался?

Яша.А я жил, не тужил, с Муркой в прятки играл, Полкану дом сторожить помогал. Но больше всего я любил, когда бабушка  держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатенькое. Когда бабушка  уходила, я с ним играл. Оно не живое , а прыгает!

Ведущая. Как же ты в мой шкаф попал?

Яша. Однажды я заснул крепко-крепко, а когда проснулся, оказался в совершенно незнакомом месте. Исчезли не только дедушка с бабушкой, но и печка с горшками, и старый стол с самоваром, и пёстрые половики с занавесками, и мой пушистый друг тоже пропал. Так я и поселился в шкафу. Больше всего я скучаю по своему другу. Когда бабушка занималась своим любимым делом, он просто танцевал от радости. Так и прыгал, так и крутился. А вот  как зовут его, забыл.

Ведущая. Не расстраивайся, Яша. Это горе- не беда. Мне кажется, ребята знают, как зовут твоего любимого друга. О нём ещё загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?

(Ребята отвечают)

Яша (радостно). Точно, клубок! Хвостик у него тоненький, а потянешь, точно размотается.

Ведущая ( достаёт из корзины клубок). Во многих сказках клубок путь героям указывает. Знаете ли вы , ребята, эти сказки?

( Ответы из зала).

Ведущая. А знаешь ли, Яша, почему русские люди так много сказок и загадок придумали про клубок?

 Яша. Нет. А правда, почему?

Ведущая. В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядёт нити и в клубочек сматывает. Не простые то нити- волшебные. Это нити судьбы человеческой.

Яша. А Макошь каждому такой клубочек даёт?

Ведущая. У каждого он есть. Только в обычной жизни клубочек невидим, а в сказках он становится видимым. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека на душе обида и зависть, то ниточка рвётся, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.

Яша. Так вот что значит клубочек! И в старых сказках говорится, где ниточка, там и иголочка.

Ведущая. Правильно, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково: игла-мастерица, игла- помощница. А вот изготовить иглу совсем не просто. Как это делают?

( Ответы из зала).

Специальную игольную проволоку режут, заготовки точат, заостряют, шлифуют, закаляют. Это очень кропотливая работа. Она всегда высоко ценилась.

Яша. Интересно, из чего была сделана самая первая иголка? Когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?

( Ребята отвечают).

Ведущая. Верно, ребята. Давайте обобщим наши ответы. Первыми иглами пользовались первобытные люди, делали их из острых рыбьих костей и костей животных. Стальные иглы появились в Европе только в 14 веке, а в Россию были завезены из Германии только в 17 столетии.

Яша. Спасибо вам, ребята. Теперь я точно всё знаю про иглу- мастерицу. Но я хочу вспомнить и про другие ремёсла. Вот помню я , как по вечерам пряла бабушка Арина…

Ведущая. Не торопись, Яшенька. Давай всё по порядку. Я начну с самого начала. (Напевно).

Как из топкого болота

Да из белых мхов,

Из того ли сруба дубового

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели

Да из долгого льна,

Да с того ли донца узорного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную.

Яша.Ой, вы точно моя бабушка Арина- также интересно рассказываете.Но вот она мне говорила, что без особенной волшебной палочки и не спрячешь ничего.

Ведущая. Верно говоришь. А как называется эта волшебная палочка,  мы сейчас у ребят спросим.

( Ребята отвечают).

Яша. Точно, веретено!

Ведущая (достаёт из корзины веретено). Веретено- главная вещь в женском рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки своё веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

Яша. А делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто , как кажется. Недаром пословица говорит: «Как стал Ваня веретёнце мастерить, все сени перестрогал».

Ведущая. Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. К веретену относились с уважением. Во многих сказках помните- есть слова про серебряное донце, золотое веретёнце.

Яша. В каких это сказках про веретено говорится?

( Ребята отвечают).

Ведущая (показывает изображение прялки). На донце садились, на лопасть надевали кудель (достаёт из корзины кудель,показывает детям). Левой рукой нитку сучили, правой веретено крутили.

Яша. Донце- веретёнце. Прямо стихи получаются! Интересно, а есть ли ещё рифмы к словам веретенце, веретено, веретёнышко.

Ведущая. Конечно, есть.

(Выступают дети с чтением стихов).

Подарил мне батюшка

 Чудо- веретёнышко.

Расписная прялка,

Серебряное донышко.

Нитка белая бежит,

Веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка,

Дорогая мне игрушка.

Мне и весело, и жарко,

Я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу

И тихонечко пою.

Ведущая. Спасибо, очень хорошо получилось. Действительно, Яшенька , работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно становилось. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину жгли.

Яша. Помню светец. Помню, что работы было очень много. Вот забыл только, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями  встречались. Работу ведь нельзя было бросать.

Ведущая. А работу и не бросали. Девушки брали с собой донца , веретёнца, собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Как назывались такие вечера?

(Ребята отвечают).

Ведущая. Правильно, посиделки.

Яша. А парни как же?

Ведущая. И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках парни даже варежки вязали.

Яша. Вот это здорово. А что ещё делали на таких посиделках?

Ведущая. Давай спросим у ребят.

(Ребята отвечают). Подготовленные ученики исполняют русские народные песни.

Ведущая. Спасибо. На посиделках не только песни пели, но и загадки загадывали, в игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли девушка в женских делах хлопотных. По спрядённой ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит девушка спокойная,  рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

(Подготовленная ученица читает стихотворение)

Возьмёт девушка шерсть да веретёнце,

Сядет подле светлого оконца,

Вертится веретено,

Крепкими руками сделано оно.

Не похоже на бочку веретёнышко,

Не имеет ни стенок, ни донышка,

Ах, как тонок стан веретённый,

Ведь не толще нитки сплетённой,

Льётся нитка вокруг веретена,

И прочна, и мягка, и гладка она.

Яша. Вот ребята говорят, нитки пряли. А из чего?

(Ребята отвечают).

Ведущая. А теперь отгадайте загадку. Нити изо льна называются…

( Ребята отвечают).

Ведущая.Из шерсти…

(Ответы ребят).

Ведущая. А из конопли?

(Ответы ребят).

Яша. Конопляные.

Ведущая. А вот и неправильно. Из конопли до сих пор делают нити, из которых изготавливают ткань. Вы все её хорошо знаете (достаёт из корзины и показывает мешковину). С коноплёй человечество познакомилось, видимо, раньше, чем со льном. Лингвисты утверждают, что слово « конопля» попало в русский язык из латыни. Древние римляне заимствовали его из языка шумеров. Волокна из стеблей конопли очень прочные. Их использовали для витья верёвок и канатов и лишь впоследствии стали применять для изготовления тканей.

Яша. Растения из конопли бывают женскими и мужскими. Волокна женских растений более грубые, волокна мужских растений – более мягкие. Ткани из них называли посконными.

Ведущая. Посконь в хозяйстве считалась имуществом хозяек. Во время сильного дождя хозяйки приговаривали:

Господи, господи,

Не бей нашей поскони!

А льны да конопли

Хоть все примни!

Берегли посконь: волокна из неё крепче и чаще. Прясть из поскони было легче и удобнее.

Яша.Убирали коноплю в два приёма. Сразу после цветения выбирали мужские растения. Женские оставляли до конца августа в поле- донашивать маслянистые семена. Пищевое конопляное масло очеь ценилось. А нити и шнуры из таких растений  называли пеньковыми. Пеньковые полотна были  почнее льняных. Рубашки из них крепче, но грубее.

Ведущая. А вот сама пенька считалась в хозяйстве мужской долей. Мать, выдавая дочку замуж, расчёсывала ей волосы и вплетала ей в косы пеньковые пряди, как бы поручая девушку мужу. Так что судите сами, какая хлопотная жизнь была у крестьян. Ведь хозяйство-то большое.

Яша. А сейчас дети , наверное и не знают, какие постройки были на крестьянском подворье.

Ведущая. Что, ребята, постараемся ответить Яше?

(Ребята отвечают).

Ведущая. И гумно, и сарай, и овин, и баня. Всё вы верно сказали.

Яша.И везде жили мои приятели.

Ведущая. Кто же это, твои приятели? Вы их знаете, ребята?

(Ответы из зала).

Яша. И овинник, и банник, и гумённый помогали людям работать. Я на конюшне помогал- коням гривы в косы заплетал. Но люди не только работать, но и отдыхать умели.

Ведущая. Это ты верно сказал. Делу время- потехе час. Много крестьяне работали: весной землю пахали, рожь-пшеницу сеяли, летом сено запасали, осенью урожай собирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом- можно и праздновать!

( Подготовленные ученики исполняют праздничную песню).

1.Конкурсы: Кто больше знает потешек, загадок, скороговорок.

(Лучшие участники получают подарки).

2.Чаепитие с традиционными русскими пирогами с капустой.

3.Подведение итогов мероприятия.

Литература: 1.О.А. Ерёмина. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. Просвещение. 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Викторина "По страницам любимых книг"

Не секрет, что играя , ученик не только развлекается, проводя с удовольствием время, но и учится. Литературная викторина " По страницам любимых книг", предназначенная для учащихся 5-6 классов, позволя...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 6 класса «Дива былинные»

Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие после изучения темы "Былины". Мероприятие проводится в форме игры с учащимися, содержит основные вопросы по данной теме. При проведении зан...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7 классов: «Знатоки литературы»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7 классов: «Знатоки литературы»...