Тематическое планирование по литературе. 7 класс. Учебник А.Г.Кутузова.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Козлова Светлана Анатольевна

Тематическое планирование  состоит из названия  изучаемых тем и описания их основного содержания,  указаны формы работы  на уроке,  формы контроля  и проверки  знаний, а  также дан список  ввнеклассного чтения, где представслены  произвдения, которые  учащиеся читают самостоятельно, а  потом  заполняют читательский  дневник. Обсуждение прочитанного проходит интергрированно  по  мере  изучения смежной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_tematicheskoe_planirovanie.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование. Литература. 7 класс. 68 часов в  год. 2 часа в  неделю.

Программа А.Г.Кутузова. Учебник «Литература. В мире литературы». Автор – А.Г.Кутузов. М. Дрофа. 2009.

Козлова Светлана Анатольевна, учитель  русского языка и литературы                                                                                МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А.Солоухина Собинского района Владимирской  области.

Тема

Основное содержание

Дата

Кол-во

часов

Формы работы, проверки  и контроля знаний

ВЧ

1.

Введение.

1

Художественный образ и образность в  литературе. Образ-герой-характер.

Структура учебника, расположение  материала, понятие  образ и образность, герой,  характер.

1

Беседа, записи в тетради.

2.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

7

Историческая  и фольклорная  основа повести. Проблема национального самосознания, веры  и гуманизма.

Знакомство с выборочными  биографическими сведениями о Гоголе, историческая и фольклорная основа повести, начальное представление о образах повести, их характерах и устремлениях.

1

Чтение, записи, беседа, 1диктант.

1ВЧ. Н.В.

Гоголь «Вий»

Система  образов  повести.

Выявление системы  образов повести, сильные  и слабые стороны  героев, сравнительная  характеристика  героев.

2

Чтение, беседа, записи, составление  таблицы.

Приёмы  создания  героического характера.

Приёмы  создания  героического  характера в повести.

3

2диктант, беседа,  записи, чтение.

1РР. Характеристика  Тараса  Бульбы. Роль автора в  повести.

Авторская  позиция в  произведении, Совершенствование  навыков чтения и анализа текста.

4

Работа  по  тексту, составление плана, подбор цитат, 3диктант, записи, беседа.

Художественные особенности повести. Роль пейзажа в повести.

Углубление  знаний  о роли пейзажа в  произведении, определение  функции художественной  детали, совершенствование навыков анализа текста.

5

Анализ текста,  записи, беседа, 4диктант.

2РР. Подготовка к сочинению по повести

Подготовка к  написанию домашнего сочинения.

6

Текст, записи, сбор рабочих материалов. 1сочинение.

3РР. Подготовка к сочинению по повести.

7

3.

Герой древнего эпоса.

4

Образ человека в  русском  героическом эпосе. Былина «Богатырское слово».

Знакомство с содержанием былины, раскрытие  образа человека в русском героическом  эпосе.

1

Рассказ, комментирован-ное чтение, записи.

2 ВЧ. Былины о Садко, Микуле Селяни-новиче, Илье Муромце.

Традиционная система образов в  русском  героическом эпосе.

Обобщение представлений о русском героическом  эпосе и системе  образов в  нём.

2

Чтение, 5диктант, записи, беседа.

Сага «Угон быка  из Куалнге». Кухулин – герой  ирландского  героического  эпоса.

Знакомство с  особенностями  ирландского  эпоса, определение  саги  как жанра, сходство и различие  ирландской  саги  и русского  героического  эпоса, совершенствование  умений  и навыков выразительного чтение  и анализа  текста.

3

Чтение, беседа, записи,  6диктант.

4РР. Образ  героя в  ирландской  саге  и русской  былине: сходство  и различие.

Совершенствование  умений  и навыков обобщения изученного материала, развитие творческих способностей учащихся.

4

Анализ текста,  записи, составление  сравнительной  таблицы.

4.

Духовная  литература.

2

«Житие Сергия  Радонежского». Идеальный  герой  русской  литературы.

Углубление  знаний  о жанре жития, умение  читать житийную  литературу, развитие навыков анализа текста.

1

Комментирован-ное чтение, записи, беседа, творческая  работа в  жанре  жития.

3 ВЧ. «Житие Алексан-дра Невско-го».

2

5.

Герой  древнерусской  литературы.

3

5РР. Человек в  древнерусской  литературе. Основа  нравственной  оценки и способы  изображения  человека.

Анализ образов  героев  древнерусской  литературы,  эволюция  жанров  на основе  нескольких произведений, развитие  монологической  речи.

1

Беседа,  записи, сравнительная  таблица, анализ известных произведений.

4 ВЧ «Повесть  о Горе-Зло-счастии»

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии  Муромских». Фольклорные мотивы.

Особенности жанра повести, близость к  фольклору, совершенствование  навыков  анализа  текста.

2

7диктант, чтение, анализ, записи, беседа, сравнительная  таблица, творческая  работа. 2сочинение.

Гимн любви  и верности в  «Повести  о Петре  и Февронии Муромских».

Взгляды и идеалы  народа в  повести, нравственная красота  и сила  героев,  навыки  анализа  текста  и характеристики героев.

3

6.

Проверочная  работа.

1

1Комплексная контрольная работа  по теме «Герои  русской  литературы».

Проверка знаний по изученным произведениям, умений ориентироваться в  прочитанном, сформированность навыка устной  речи.

1

1тесты, вопросы, рассказ.

7.

Герой  эпического произведения.

31

Развитие понятия  об эпосе.

Углубление понятий  эпос,  герой, автор, их развитие в  литературе.

1

Беседа, записи.

А.А.Бестужев -Марлинский «Мореход Никитин».

Освоение  необычного языка произведения, особенности сюжета.

2

Коммнетирован-ное чтение, анализ текста,  записи, 8диктант.

5 ВЧ.  Романти-ческая повесть.

6РР. Художественные особенности повести «Мореход Никитин».

Национально-патриотический  пафос  повести, понятие  о сильном  характере и способах его  раскрытия, роль изобразительно-выразительных средств в повести.

3

Беседа, записи, чтение.

В.Ф.Одоевский «Игоша».

Роль фантастического в  литературе  как средство проникновения во внутренний мир героя, совершенствование  навыков анализа текста.

4

9диктант, чтение,  записи, беседа.

5

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность  как основа художественного текста.

Сопоставление  баллады  и летописного источника, значение  образности в  балладе как основы  художественного текста, развитие  навыка  анализа поэтического  текста, навыки выразительного чтения, развитие  творческих способностей учащихся.

6

Чтение,  беседа, анализ, записи. 1чтение  наизусть.

7

А.С.Пушкин  «Выстрел». Тема судьбы в произведениях  А.С.Пушкина.

Место повести в  творчестве Пушкина, анализ поступков героев и способы  раскрытия их характеров.

8

10диктант, чтение,  беседа, записи.

6 ВЧ. А.С. Пушкин «Повести Белкина».

7РР. Романтический  образ  Сильвио.

Характеристика героя, сбор материалов о нём, умение  давать оценку и выражать отношение к  нему.

9

Записи, план. 3Сочинение.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

История создания песни, смысл обращения  автора к  русской  истории, совершенствование  навыка  анализа художественного текста.

10

Комментирован-ное чтение,  беседа, записи. 2чтение  наизусть.

7 ВЧ. Одна из поэм М.Ю. Лермон-това.

8РР. Внутренний мир и поступки героев песни.

Содержание конфликта между  героями, особенности героев  поэмы, нравственный  идеал автора, совершенствование умений  и навыков анализа художественного текста.

11

Чтение,  беседа,  записи, план.

4сочинение.

П.Мериме «Маттео Фальконе».

Развитие  понятия о герое, героический  характер в  литературе, развитие  понятия  о жанре, самостоятельное  размышление  о жизни.

12

11диктант, чтение,  беседа, записи.

8 ВЧ. П.Мери-ме. Одна  из новелл.

13

Н.С.Лесков «Левша». Начальное  понятие  о сказе.

Краткие  биографические сведения  о писателе, начальное понятие  о сказе.

14

12диктант, чтение, беседа, записи.

9 ВЧ. Н.С.Лес-ков. «Тупей-ный  худо-жник».

Герои сказа Лескова.

Работа  над  характеристиками героев,  совершенствование  навыка  художественного  пересказа текста и выразительного чтения.

15

Чтение,  беседа, записи, анализ.

9РР. Характеристика  Левши.

Совершенствование  навыка  характеристики  героя, проверка знания  текста  сказа.

16

Сбор материалов  о  герое,  записи, примеры из текста, план. 5сочинение.

Национальный  характер и особенности его  изображения в  сказе Лескова.

Особенности повествования в  сказе, образы  автора  и повествователя. Стилистические  особенности  речи  персонажей, совершенствование  навыка  анализа текст.

17

Беседа, чтение, комментарии, записи.

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».

Расширение  знаний  о  личной  и творческой  биографии  писателя, знакомство с историей цикла «Записки  охотника», совершенствование  навыка  анализа  текста.

18

13диктант, чтение, записи, беседа.

10 ВЧ. И.С.Тур-генев «Хорь и Кали-ныч».

10РР. Герои рассказа Тургенева.

Развитие  навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текста.

19

Рассказ, чтение,  записи, беседа.

11РР. Человек  и природа   в очерке Тургенева.

Взаимосвязь человека  и природы  в рассказе, определение  роли пейзажа, совершенствование  навыка  анализа текста.

20

Чтение  и анализ эпизодов, записи. 6сочинение.

М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть  о том,  как один мужик  двух генералов  прокормил».

Знакомство  с биографией  и творчеством писателя, особенности  жанра сказки в творчестве, совершенствование  навыков выразительного чтения.

21

14диктант, чтение, беседа,  записи.

11 ВЧ М.Е.Сал-тыков-Щедрин. Одна  из сказок.

Особенности  жанра произведения.

Художественное своеобразие  сказок Салтыкова-Щедрина.

22

Комментирован-ное чтение,  записи, анализ эпизодов.

12РР. Герои «Повести».

Совершенствование  навыков  характеристики  героев, развитие  творческих способностей.

23

Беседа,  записи, план, таблица.

Приёмы создания  характера  сатирического персонажа.

Иносказательный смысл произведения, его сатирический  пафос и идея, значение  и роль художественных приёмов.

24

Анализ текста,  записи,  беседа.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий  помещик».

Социальная  направленность сатиры, актуальность произведений, совершенствование  навыка анализа  эпизода, развитие творческих способностей учащихся.

25

15диктант, чтение, анализ, беседа,  записи.

А.П.Чехов «Хамелеон». Картина  нравов  в рассказе.

Углубление  знаний  о личной  и творческой  биографии писателя.

26

16диктант, рассказ, записи, беседа.

12 ВЧ. А.П.Че-хов. Один из расска-зов.

Средства юмористической  характеристики.

Углубление  представлений  о комическом в литературе, развитие  навыков  анализа текста, сюжетно-композиционные особенности рассказа.

27

17диктант, чтение, анализ, записи.

Рассказы А.П. Чехова.

Расширение кругозора  о творчестве писателя.

28

Рассказ, записи, беседа.

О.Генри «Дары волхвов». Анализ названия  рассказа.

Развитие  навыка вдумчивого чтения. Поиска комментариев, культурного контекста к  произведению.

29

18диктант, беседа, чтение, анализ, записи.

Истинные  и ложные ценности в  рассказе.

Понятие  о  внутреннем и внешнем в образе  литературного  героя, особенности сюжета  рождественского рассказа, совершенствование  навыка  анализа текста.

30

19диктант, пересказ, чтение, анализ, записи.

13РР. Сочинение по мотивам рассказа О.Генри.

Развитие  творческих способностей учащихся.

31

Беседа, записи, сбор материалов. 7сочинение.

8.

Проверочная  работа.

2

Устный  зачёт по  билетам по теме «Герой эпического произведения».

Сформированность навыка монологической  речи, умение выполнять творческие  задания  и давать  самостоятельную оценку.

1

Билеты.

2

9.

Герой  драматического произведения.

5

Развитие понятия  о драме как литературном  роде.

Драма как литературный род, понятия  диалог, монолог,  декорация, ремарка, совершенствование  навыка монологической  речи.

1

Рассказ, беседа,  записи.

13 ВЧ. Одна  из пьес Шек-спира.

Е.Л.Шварц «Тень». Средства создания  характера  героя в драматическом произведении.

Понятие  о драме, средства создания  характера  героя, совершенствование  навыка  анализа  текста.

2

20диктант, чтение,  анализ,  беседа,  записи.

14РР. Характеристика героев.

Понятие  о драме, совершенствование  навыков  характеристики  драматического героя, навыки анализа  текста.

3

21диктант, чтение,  записи, анализ, беседа, план.

Авторская  позиция в  пьесе.

Способы  выражения  авторской  позиции, совершенствование  навыка анализа текста.

4

22диктант, комментирован-ное чтение,  записи.

2Контрольная  работа  по пьесе Е.Шварца «Тень».

2Тесты, вопросы, мини-сочинение.

5

10.

Лирические произведения.

9

Особенности  лирики А.К. Толстого.

Понятие  о лирическом герое, особенности творческого процесса создания лирического произведения, особенности поэтического мира  А.К.Толстого.

1

Рассказ, чтение, комментарий,  записи. 3чтение  наизусть.

15РР. Лирический  герой  поэзии А.К.Толстого.

Особенности  лирического  героя  поэзии А.К.Толстого, совершенствование  навыка  выразительного чтения и анализа поэтического текста.

2

Чтение, беседа,  записи, план.

 Образ Москвы в  стихотворении Ф.Глинки.

Особенности  лирического героя стихотворения Глинки Ф., пафос произведения, совершенствование  навыка выразительного чтения и анализа поэтического  текста.

3

Чтение, анализ, беседа, записи, план. 4чтение  наизусть.

16РР. Сочинение «Моя Родина».

Развитие  творческих способностей учащихся, закрепление  знаний о лирическом роде  литературы.

4

Сбор  материалов, записи, план. 8сочинение.

Творчество С.Есенина.

Углубление понятия  о лирическом  герое, совершенствование  навыка  анализа поэтического  текста и выразительного чтения.

5

Чтение,  беседа,  записи. 5чтение  наизусть.

14 ВЧ. Стихи С.Есени-на.

Стихотворения С.Есенина.

Углубление  понятия  лирический  герой стихотворения, совершенствование навыка анализа  лирического  текста, выразительного чтения  и самостоятельной  работы.

6

Чтение, беседа, записи, комментарии. 6чтение  наизусть.

Н.С.Гумилёв «Капитаны».

Знакомство с фактами  биографии Н.С.Гумилёва, мужественность и романтизм его творчества, своеобразие  лирического  героя в  стихотворении.

7

Чтение, анализ, беседа, записи. 7чтение  наизусть.

8

Шарль Бодлер «Альбатрос».

Углубление представления  о лирическом  герое, совершенствование  навыка  анализа поэтического  текста.

9

Чтение, беседа, записи. 8чтение  наизусть.

11.

Проверочная работа.

2

3Тестовая  работа   «Лирические произведения».

Выполнение  работы в формате ЕГЭ.

1

2

12.

Итоговая работа.

2

3Контрольная  работа  за курс 7 класса.

Проверка знания  теоретического, практического материала  за  курс 7 класса, совершенствование умения  и навыка  анализа художественного текста  и самостоятельной  работы.

1

Письменное  выполнение  заданий.

2

ИТОГО

68 часов

Уроки развития  речи

16

Сочинение

8

Внеклассное самостоятельное чтение

14

Чтение  наизусть

8

Тест

3

Устный  зачёт

1

Контрольная  работа

3

Литературный диктант-тест

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс

    Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  ...

Рабочая программа по литературе 5 класс ( учебник под редакцией А. Г. Кутузова)

Рабочая программа предназначена учащимся 5 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Контрольная работа в форме тестов по теме "Сказка" для учащихся 5 класса. Учебник А.Г.Кутузова.

Данная работа  состоит  из разных  заданий  тестового  характера: на  знание содержания текстов,    названия произведений,   типа  сказок, с...

Итоговое тестирование по литературе за курс 7 класса. Учебник А.Г.Кутузова.

Данная работа  состоит  из разных заданий как  на  знание содержания  текста, так и на умение соотносить  автора,  название, героя произведений. Также  она пров...

Тематическое планирование по литературе. 6 класс. Учебник А.Г. Кутузова.

Тематическое планирование  состоит из названия  изучаемых тем и описания их основного содержания,  указаны формы работы  на уроке,  формы контроля  и проверки  знани...

Итоговый тест по литературе. 7 класс. К учебнику А. Г. Кутузова.

Данный тест по литературе предназначен для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику А. Г. Кутузова. Тест проводится в конце учебного года и является итоговым. Тест состоит из 17 вопросов, вклчающих...

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику А.Г.Кутузова.

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику А.Г.Кутузова. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ес...