Рабочая программа по литературе для 8 класса Меркин.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Галимуллина Гульназ Наильевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе учебника Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_8_klassa_merkin.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор

 

___________________     / ________________/

___________________     / ____________________/

___________________     / ______________/

Протокол № _____   от

Приказ № _____   от

« _____» ______________ 20___ года

« _____» ______________ 20___ года

« _____» ______________ 20___ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по литературе, базовый уровень

 8 а класс, базовый уровень

Рассмотрено на заседании

                                      педагогического совета

протокол № ______  от

« _____» _______________ 20___ года

2012 – 2013 учебный год


                               Пояснительная записка

Основными документами для разработки рабочей программы являются:

  • государственный образовательный стандарт основного общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
  • региональный  базисный учебный план (далее БУП РТ -2012) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям
     > федеральная примерная (типовая) программа по литературе, 2004 года и авторская  программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Г.С.Меркина,С.А.Зинина,В.А.Чалмаева, 2008г.
  • федеральный  перечень  учебников,  рекомендованных (допущенных)  к  использованию  в  образовательном  процессе  в  образовательных учреждениях,  реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
  • приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждений Республики Татарстан
    Республики Татарстан»;
  • локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению».
  • Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях»

        Настоящая рабочая программа разработана на основе указанных выше документов.    

        Стандарт ориентирован на воспитание школьника— гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения; должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской. позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных  сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
  • На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют        _

Задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
  • овладение теоретико-литературными понятиями;
  • формирование способности к анализу художественных произведений;

Умения:

-        пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

Требования к уровню подготовки учащихся: к концу 8-го класса

должны знать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

В работе используются элементы следующих образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения И. Якиманской, технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технологии дифференцированного обучения, современных компьютерных технологий, следит за соблюдением основных принципов здоровьесберегаюших технологий.

Класс: 8 класс

Учитель: Галимуллина Г.Н.

Количество часов:     всего 70 часов;  

в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков____

Уроков развития речи_____

Административных контрольных уроков ___


Учебно-тематическое планирование по литературе

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов (Базовый    уровень) под редакцией В.Г.Меркина,С.АЗинина,В.А.Чалмаева,2008г.

Учебник: литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор-составитель   Г.С.Меркин. -М.:«Русское слово», 2010.

 Дополнительная литература:

  1. Ф.Е. Соловьева. «Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс. Автор-составитель   Г.С.Меркин». - 
  2. Ф.Е. Соловьева. «Поурочные разработки по литературе 8 класс». К учебникам- хрестоматиям. М.:«Русское слово», 2010.

Учебно-методическое обеспечение

1.Электронные образовательные ресурсы

   Интернет-ресурсы для ученика и учителя: -.   http://school-coHection.edu.rii/catalog/pupil/?subiect=8 -. 

сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -• http://rus. 1 september.ru/topic. php?TopicID= l&Page -. http://www.openclass.ru/

2. Электронные пособия

  1. \CD\ Библиотека школьника. (Jewel) (Новый диск)
  2. \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 1 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
  3. \CD\ "библиотека русской классики. Выпуск 2 (DVD-box)'' (Нью Медиа Дж.)
  4. \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 3 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
  1. \CD\ '"Библиотека русской классики. Выпуск 5 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
  2. \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 6 (DVD-box)" ( Нью Медиа Дж.)
  3. \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 7 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
  4. \CD\ "Репетитор по литературе КиМ 2008 (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
  5. \CD\ "Русская литература 8-11 классы. (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
  6. \CD\ "Классическая литература. 3000 произведений мировой литературы PC-DVD (Jewel)" (Новый диск)
  7. \CD\ "Литература 5-11 классы. Библиотека электронных нагл. Пособий' (Дрофа)
  8. \CD\ "Уроки литературы КиМ 7-8 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа Дж.)
  9. \CD\ Русская поэзия.
  10. Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  11. Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
  12. Антология русской  литературы.
    3.Печатные пособи
    я
  • Таблицы
  • Карты-схемы

4.Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

           Экран проекционный

5.Учебно-практическое оборудование

•        Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Из устного народного творчества

1

3

Из древнерусской литературы       

2

4

Из русской литературы XVIII века      

5

5

Из литературы XIX века  

36

6

Из литературы XX века

18

7

Из литературы народов России

2

8

Зарубежная литература  

5

ИТОГО:

70

 ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Г.Р. Державин « Памятник»

Поэты пушкинской поры  Одно стихотворение

А.С. Пушкин «19 октября» ( отрывок). « И. Пущину»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок)

Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны»

А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы»

В.В.Маяковский Стихотворение по выбору

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

М.Джалиль «Мои песни», «Дуб» (по выбору)

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Устное народное творчество. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
  • Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение художественного текста.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
  • Анализ и интерпретация произведения.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Календарно-тематическое планирование



п./п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ

1 час

1

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Литература и история

1

Комб.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Ответы на вопросы

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства Знать жанры и роды художественной литературы.

Знать образную природу словесного искусства.

Прочитать статьи учебника  об исторических песнях

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1час

2

Исторические песни. Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне. «Возвращение Филарета», «Солдаты освобождают Смоленск»

1

Изучение нового материала

Беседа, опрос, выразительное чтение, анализ текста, работа с книгой.

Различные виды чтения, анализ песни

Уметь выразительно читать  поэтический текст, определять жанр произведения Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст. Дать представление об  отличии исторических песен от былин и песен-плачей, углубить представление об особенностях жанра песни.

совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста

Завершить анализ песни, ответить на вопросы;

ИЗ : сообщение о С.Радонежском

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 часа


3,

4


 «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных

 
представлений о человеке; благочестие, доброта, отк
рытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу.


 «Житие Александра Невского»

готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы.


2










Изучение нового материала

Беседа, опрос, выразительное чтение, анализ текста, работа с книгой, работа с репродукциями, сравнительный анализ

Цитатный план о Сергии Радонежском

Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения.

Уметь находить средства выразительности в художественном произведении. Познакомить с особенностями жанров древнерусской литературы.

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в произведениях древнерусской литературы, почувствовать нравственную красоту и силу героев, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.

отв.на вопр.,

ИЗ:сообщ.,





хар-ка образов

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

5 часов

5,

6


Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

1

Изучение нового материала

Беседа, опрос, выразительное чтение, анализ текста, работа с книгой,  сравнительный анализ, пересказ.

Выразительное чтение, запись ключевых слов;

Чтение наизусть

Познакомить учащихся с особенностями литературы  XVIII  века и с фактами биографии Г.Р. Державина, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре классицизма.

Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

Выразительное чтение стихотворений Г.Державина

Выучить отрывок из оды Г.Р.Державина  «Памятник»;

проч. «Бедная Лиза»

7,

8,

9






Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

3

Изучение нового материала

Беседа, опрос,  анализ текста, работа с книгой,  сравнительный анализ, пересказ.

Беседа по тексту

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути  Н.М Карамзина;

Дать понятие сентиментализма;

Рассмотреть образ Лизы и основную проблематику повести.

Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью









отв.на вопр.,

хар-ка образов




сот-ть энц.статью



2 вопр., стр.79

1 вопр. Стр.83

Чтение стр.80-83


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

36





10,

11






















Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

В.А.Жуковский. «.Лесной царь»,  Основные темы, мотивы. «Невыразимое» и др..

Краткие сведения о поэтах. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется,,.». А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М.Языков. «Пловец».


Образ главного героя в думах Рылеева «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

3

Изучение нового материала

Беседа, лекция, тезисный план, выразительное чтение

Сообщения учащихся

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Познакомить с  творчеством предшественников  и современников А.С.Пушкина;

Помочь ученикам выявит тему и  основную  идею стихотворений.

Совершенствовать навыки выразительного  чтения,

навыки анализа поэтического текста

монологической речи.

Дать понятие об особенностях жанра думы, баллады Уметь находить признаки думы, баллады в лирическом произведении.

.

1,6 вопр. Стр.89

Проч. произв.Рылеева









Ответь на вопросы


12

13






14,

15,

!6




А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».


«Капитанская дочка»: творческая история,

  проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.


2







3

Изучение нового материала

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ аналитическая беседа

Составление дружеского посланияСочинение-миниатюра «Мои первые впечатления  о повети»

беседа

Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.

Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Выделять смысловые части текста.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. этапы формирования  характера героя. Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

У м е т ь: делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из “Истории Пугачевского бунта”

А. С. Пушкина).

Выраз.чтение стих


1вопр. Стр.115

Отр.наизусть


Проч. «Капитанская дочь»

ИЗ:сообщ.


Хар-ка героев,

Кроаткий рассказ о жизни Гринева


Подобрать ситуации нрав.выбора, хар-ка Пугачева

17

Р.Р. Подготовка и написание домашнего  сочинения  по повести  «Капитанская дочка»

1

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, составление планов

Сочинение

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Написать сочинение на предложенную тему

18

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»

1

Контрольусвоения материала

Тестирование

Тест

Систематизация знаний

19

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

1

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа, опрос, беседа,

Беседа;

Ответы на вопросы

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения

Проч.»Мцыри», отв.на 1-4 вопр.


20,

21,

22








М.Ю. Лермонтов

Жизнь и судьба. Поэма «Мцыри». Художественное мастерство М.Ю.Лермонтова.

 

«Мцыри» — основные мотивы поэмы.


Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.


3

Изучение нового материала

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Беседа

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею и основные мотивы поэмы «Мцыри»; совершенствовать навыки выразительного  чтения. Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы. Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ.

Выучить отрывок наизусть.

Найти черты ром-зма в позме


Хар-ка образа, средства его создания



Проч. «Демон», ИЗ:сообщ.

23

В/ч. «Страшный и могучий дух!» (М.Ю.Лермонтов). Образ Демона в русской литературе и живописи XIX века. (Лермонтов и Врубель)

1

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, сравнительный анализ, работа с репродукциями.

Ответы на вопросы

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы, картины. Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ. Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы

Подобрать материал к написанию сочинения

24

Р.Р. Сочинение «Тема свободы в поэме  «Мцыри»

1

Совершенствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

сочинение

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

Проч. «Ревизор» 1,2 дейст., отв-ть на 1,3 вопр.


25,

26











27,

28







Н.В.Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.Б. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.


Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

 


Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.


 Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.


4

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Беседа, опрос,  анализ текста, работа с книгой,  сравнительный анализ, пересказ, выразительное чтение, инсценировка.

Беседа

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом  Повторить  известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе. Дать понятие о комедии;

Раскрыть сюжет и идейный замысел комедии;

Определить  основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Проч. пьесу

Хар-ка персонажей по таблице


Хар-ка образов

.Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова


Отв-ть на вопр., образность языка


Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании?


29

Р.Р. Сочинение на тему Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

1

Совершенствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

Сочинение

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;

Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор».

30

Практическая работа. «Особенности русской литературы первой трети 19 века»

1

Контроль

Тестирование

Тест

Систематизация знаний.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С.Тургенева.


31





32,

33




И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася».


Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.


Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.


3

Комбинированный урок

Беседа по содержанию повести, работа над содержанием понятия «герой-повествователь» выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Беседа

Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с  такими понятиями лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.;

 Вызвать интерес к творчеству поэта

Рассмотреть особенности изображения жизни и судьбы героев.  Развитие умения анализировать произведение. Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение. Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.

Ответь на вопросы



Выразительное чтение 16 главы. Составить план анализа этой главы.



Хар-ка образа, средства создания

Пересказ эпиз.


34,

35






Н.А. Некрасов.

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.


 «Внимая ужасам вой-


ны...», «Тройка»
. Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.


2

Комбинированный урок

Беседа , опрос, работа над худ.-выраз.средствами,, сопоставительная работа, тест

Беседа.

Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности. Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?»


Стих.наизусть

Ответь на вопросы

ИЗ: сообщ.


36

Реализм  в литературе и живописи 19 века.


1

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, опрос, сравнительный анализ, выступление

Сообщения учащихся

Знание о характерных направлениях 19 века, свойственные литературе и живописи. Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы, картины. Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ.

ИЗ: выраз.чтение стих.


37,

38


А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.


2

Комбинированный урок

Сообщения, выразительное чтение, беседа, анализ текста

Анализ стихотворения

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Познакомить с  творчеством А.Фета.

Помочь ученикам выявит тему и  основную  идею стихотворений.

Совершенствовать навыки выразительного  чтения.

Анализ лирического произв.



Выраз.чтение наиз.

ИЗ:сообщ.

39

В.Ч. «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский.  «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев.  «Отчизна»;

Н.П. Огарев.   «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. ан н е н с к и и.    «Сентябрь»,   «Зимний романс» и др.

1

Комбинированный урок

Сообщения, выразительное чтение, беседа, анализ текста

Чтение наизусть

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи о  родной природе поэтов XIX века.

Владеть анализом лирического произведения.

Познакомить с  творчеством поэтов.

Помочь ученикам выявит тему и  основную  идею стихотворений.

Совершенствовать навыки выразительного  чтения,

навыки анализа поэтического текста.

Анализ любого произв.

Проч. «Снегурочку»


40,

41


А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.


2

Изучение нового материала

Выразительное чтение, беседа, опрос, анализ

Беседа по тексту.


Уметь давать характеристику образам комедии.

Познакомить с творческой и жизненной биографией А.Н. Островского, с  понятием драмы;

 Вызвать интерес к творчеству драматурга.

Рассмотреть особенности народных обрядов, элементы фольклора.

 

Ответь на вопр., хар-ка образов



Проч. «После бала», ответь на вопр., подготовить рассказ о жизни Толстого


42,

43,

44











Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности.

 «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.


3

Изучение нового материала

Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, сравнительный анализ, характеристика персонажей, тест.

Пересказ

Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести.

Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения, использовать сравнительный анализ.

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказов  и писательский замысел.

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.

Ответить на вопр., хар-ка героев, пересказ



Сравнит. хар-ка героев




Ответь на вопросы, составить план сочинения

45

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему  «Полковник на балу и после бала»

1

Совершенствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

Сочинение

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;

Проч. произв.Горького, рассказ о его жизни

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

18 часов

46,

47,

48









М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,

 «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

3

Изучение нового материала

Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, сравнительный анализ, характеристика персонажей, тест.

Беседа по вопросам

Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.

Познакомить с творческой и жизненной биографией М.Горького, с  такими понятиями как  традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

В произведениях Горького,  помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

Вызвать интерес к творчеству поэта

Ответь на вопр.,

Определения,




Система образов, средства из создания



Ответь на вопр.,


49

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

1

Изучение нового материала

Опрос, беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Анализ текста

Расширить знания учеников о личной и творческой биографии В.Маяковского; помочь понять бунтарский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного  чтения Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .

Выраз. чтен.наиз.,

Закончить анализ


50



51

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие»,

 М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов.


2


Изучение нового материала


Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, характеристика персонажей, тест.


Беседа


Заинтересовать учащихся творчеством  Н.А. Тэффи и , М.М. Зощенко. Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.


Проч.рас.Зощенко

Ответ.на вопр.





ИЗ:сообщ.,

Выраз.чтение


52

В/ч.Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея.

1

Изучение нового материала

Беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Анализ стихотворения

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Д.Б.Кедрина, совершенствовать навыки анализа стихотворного произведения;

Выразительное чтение стихотворения.

Подгот. сообщ. О жизни поэта и выраз.чтен.стих.

53

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии 6 природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50 — 60-х годов.

1

Изучение нового материала

Беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Анализ стихотворений

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Заболоцкого, помочь ученикам выявить тему и  идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности  лирического героя. Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

Стих.наиз.

Проч. произв.Астафьева


54,

55,

56








В.П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет » . 

Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.


3


Изучение нового материала


Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест


Беседа по вопросам


Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством В.П.Астафьева, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа. Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта. Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя

Пересказ, ответь на вопр.




Средства создания образов, хар-ка




Ответить письм.на вопр.

ИЗ:выраз.чтение и сообщ.

57,

58

М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

2

Изучение нового материала

Беседа по содержанию, работа над содержанием,  Беседа, сопоставительная работа, работа над языковыми средствами.

Ответы на вопросы

Показать значение песни о Великой Отечественной войне; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

Выучить наизусть;

Записать одну песню о Великой Отечественной войне

59

М.В.Исаковский «Три ровесницы»

1

Совершенствование ЗУН

Анализ лирического произведения

Чтение наизусть

Показать значение песни о Великой Отечественной войне; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

Повторить стихи о войне

60

В.Ч.  Литературный вечер «Музы не молчали»

1

Совершенствование ЗУН

Сообщение, выразительное чтение, выступление

Выразительное чтение

Показать значение стихотворений о Великой Отечественной войне; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

Прочитать автобиографию А.Т.Твардовского, ответить на вопросы 1-4 учебника

61,

62


А.Т. Твардовский

Основные, вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

2

Изучение нового материала

Беседа по содержанию, работа над содержанием,  Беседа, сопоставительная работа, работа над языковыми средствами.

Пересказ

Познакомить учеников с некоторыми фактами биографии поэта, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя, попытаться раскрыть образ автора, художественное своеобразие поэмы.

Отрывок наиз.,

Ответь на вопр.




Анализ текста, отвт на вопр.

Проч. Распутина

63


В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. 

1

Изучение нового материала

Беседа по содержанию,  выборочный пересказ, Беседа, сопоставительная работа, работа над основными образами повести, идеей произведения.

Беседа

Уметь наблюдать над композицией рассказа.

Познакомить с  творческой биографией В.Г.Распутина;

Помочь ученикам выявит тему, основную  идею и раскрыть конфликт повести;

Совершенствовать навыки выразительного  чтения,

навыки анализа  художественного  текста.

Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

Ответ.на вопр., пересказ, хар-ка образа

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

2 часа

64

Творчество и жизненный путь башкирского поэта М. Карима. Стихотворение «Цветы на камне», «Я - россиянин».

1

Изучение нового материала

Беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Беседа

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.Карима, совершенствовать навыки анализа стихотворного произведения;

Выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений

65

Творчество и жизненный путь  татарского поэта Мусы Джалиля. Стихотворения «Мои песни», «Дуб»

1

Изучение нового материала

Беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Выразительное чтение

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.Карима, совершенствовать навыки анализа стихотворного произведения;

Выразительное чтение стихотворения.

Выучить одно стихотворение наизусть

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5 часов


66,


67

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.


2

Изучение нового материала

Беседа по содержанию, работа над содержанием, беседа, сопоставительная работа, работа над основными образами , выразительное чтение.

Чтение наизусть;

Ответы на вопросы.

Познакомить с творческой и жизненной биографией У.Шекспира, помочь ученикам выявить тему и  идею произведения,  особенность трагедии героев.

Проч. пьесу, ответить на вопр.




Хар-ка образов, ответ.на вопр.

Проч.Сервантеса


68,

69


М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.


1

Изучение нового материала

Беседа по содержанию, выборочный пересказ, беседа, сопоставительная работа, работа над основными образами, идеей произведения, опрос.

Беседа

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути  М.Сервантеса;

Дать понятие роман, романный герой;

Рассмотреть образ  Дон Кихота и   художественную  идею романа. Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности. Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.

Пересказ

Ответ. На вопр.




Символичность образа, сочинение-разм.

70

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


1

Изучение нового материала

Беседа по содержанию, выборочный пересказ, беседа, сопоставительная работа, работа над основными образами, идеей произведения, опрос.

Беседа

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути  В. Скотта. Выявить своеобразие «Айвенго» как исторического романа.

Прочитать произведение до конца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...