Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Галимуллина Гульназ Наильевна

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._7_kl.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы

Количество часов

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Дата проведения

По плану

Факти-чески

Введение.

1

Своеобразие курса.

Изучение нового материала.

Урок - беседа

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма)

Из устного народного творчества

4  часа

2-3

Былины. Былинные герои.

Изучение нового материала

Урок-беседа

Событие в былине, поэтическая речь былины.

Конфликт. Поучительная  речь былины.

Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость)

Термины: былина

Средства выразительности: гипербола

4

Р.Р. Сочинение.Отзыв на эпизод былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

Отзыв на эпизод былины

5

Народные песни

Комбинированный урок

Обрядовая поэзия, лирические песни, лиро-эпические песни.

Из древнерусской литературы

 2 часа

6

Поучительный характер древнерусской литературы.

Изучение нового материала

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

7

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыковУрок развития речи

Изложение с элементами сочинения

Из литературы  VIII  века

7 часов

8

М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного.

Изучение нового материала

Теория о трёх штилях.

9

В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист»

Комбинированный урок. Урок - размышление

Мысли о просвещении, русском языке.

10

Р.Р. Сочинение с элементами рассуждения  по теме «Слава науке»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыковУрок развития речи

Сочинение с элементами рассуждения  

11

Г.Р.Державин. Своеобразие стихотворений.

Изучение нового материала

. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»

«Властителям и судиям» Тема поэта и власти

12-13

Д.И.Фонвизин. Своеобразие комедии «Недоросль».

Изучение нового материала

Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык);

Образование и образованность; воспитание и семья

14

В. ч. Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

Театральное искусство, авторский замысел и исполнение (трактовка)

Из литературы  XIX века

 25 часов

15-16

А.С.Пушкин.

Основные мотивы в произведениях  поэта.

Изучение нового материала

Дружба и тема долга

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина;

«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. Изображение «массы» и персоналий поэмы.

17

Сочинение на тему «Пётр I

и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

Сочинение с элементами рассуждения

18

В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»

Урок развития речи

Выразительное чтение

19-20

М.Ю.Лермонтов.

Родина в лирическом и эпическом произведении.

Изучение нового материала

Проблематика, основные мотивы  стих. «Родина» и «Песни…».

Центральные персонажи  повести и художественные приёмы их создания.

21

В.Ч. «Москва Ивана Грозного»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Заочная экскурсия

Заочная экскурсия в историко-литературный музей

22-23

Н.В.Гоголь.  Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

Изучение нового материала

 «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.

Образ Акакия Акакиевича

24

Подготовка к сочинениюна тему  Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

Обсуждение плана сочинения

25

В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве

киноурок

Связь литературы с другими видами искусства

26-27

И.С.Тургенев. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.

Комбинированный урок

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника»

Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.

«Певцы»: основная тема рассказа, талант

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.

28-29

Доля народная – основная тема произведений поэта.

Комбинированный урок

Н.А.Некрасов. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга;

Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие.

30

В.Ч. «По сибирским дорогам декабристок»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Заочная экскурсия

Литературно-краеведческая экскурсия

31-32

М.Е.Салтыков - Щедрин. Своеобразие сюжета; проблематика сказок.

Комбинированный урок

 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.

33-34

Л.Н.Толстой. Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце»

Комбинированный урок

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.

35

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета.

Изучение нового материала

«Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Общечеловеческое в лирике.

36

В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам»,  Н.М.Языков «Песня»,  И.С.Никитин «Русь»,  А.Н.Майков «Нива»,  А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…»

37

«Лесков – писатель будущего».

Изучение нового материала

Н.С.Лесков. «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея повести.

38

Антон Павлович Чехов. Социальная направленность рассказов.

Изучение нового материала

 «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.

39

В.Ч. «Над чем смеетесь?». Час юмора.

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок - практикум

М.М.Зощенко  «Обезьяний язык», А.Т.Аверченко «Открытие Америки», Н.А.Тэффи «Воротник», «Свои и чужие»

Из литературы XX  века

 22  часа

40

М.Горький. Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Детство»  и рассказе «Легенда о Данко»

Изучение нового материала

становление характера мальчика.

 контраст как основной приём раскрытия замысла.

41

В.Ч. Конференция «М. Горький и русские писатели»

Урок обобщения и систематизации. Урок-конференция

М. Горький,  Л. Толстой, А. Чехов

42-43

И.А.Бунин. Человек и природа в произведениях автора.

Изучение нового материала

 «Догорел  апрельский теплый вечер». Образ природы.

«Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность,  смирение – основные проблемы рассказа.

44

А.И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказов «Куст сирени», «Allez!»

Изучение нового материала

 «Куст сирени», «Allez!» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

45

В.В.Маяковский. Художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

Изучение нового материала

 «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.

46-47

С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений.

Изучение нового материала

 «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом». Лирическое «я» и образ автора.

Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

48

В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»

Урок обобщения и систематиза-ции. Урок развития речи

любимые стихи С. Есенина

49

И.С.Шмелёв. «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа

Изучение нового материала

Проблематика и художественная идея.

50

М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

Изучение нового материала

 Тема и внутренний смысл.

51

К.Г.Паустовский. Мир человека и природы;

Изучение нового материала

 «Мещерская сторона» Малая родина; образ рассказчика в произведении

52

Изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

Изложение с элементами рассуждения

53-54

Н.А.Заболоцкий. Духовность, духовный труд  - основное нравственное достоинство человека.

Изучение нового материала

 «Не позволяй душе лениться»

Тема стихотворения и его художественная идея.

55-56

57

А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

В.Ч. Встреча  в литературной гостиной «Стихи и песни о войне поэтов  XX  века»

Изучение нового материала

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

 «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память

Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М. Джалиль «Последняя песня», Вс. Лобода «Начало»

58-59

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»

Комбинированный урок

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия

60

Внутренняя простота и нравственная высота героев В.М.Шукшина.

Изучение нового материала

 «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

61

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века.

Изучение нового материала

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века. А.А. Ахматова «Мне голос был…», М.И.Цветаева «Рябину рубили зорькою…»,  Я.В. Смеляков «История», А.И.Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», А.А. Вознесенский «Муромский сруб», А.Д. Дементьев «Волга»

Из зарубежной литературы

 7 часов

62

Вечные темы сонетов У. Шекспира

Изучение нового материала

«Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, но реже говорю об этом…»

63

Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса

Изучение нового материала

 «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору).Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

64

Мацио Басё. Образ поэта.

Комбинированный урок

Хокку (хайку)

65

Р.Л.Стивенсон. Привлекательные качества героя романа.

Изучение нового материала

 «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя

66

А.Сент-Экзюпери «Планета людей»

Основные события и позиция автора.

Изучение нового материала

«Планета людей»

Литература народов России

2

67

Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я. Купала.

Изучение нового материала

«Мужик», «А кто там идет?», «Алеся»

68

Героический эпос. «Калевала»

Изучение нового материала

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней.

69

Поэзия наших земляков.

Урок обобщения и систематизации

Творчество зеленодольских поэтов. Любовь к родному краю.

70

Рекомендации для летнего чтения

Подведение итогов года.

Литература на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)

Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...