Рабочая программа по литературе 5класс Меркин
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_merkin_5_kl.docx | 67.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 2018 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________2018 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»_________2018 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
5абвг класс
(основное общее образование)
Количество часов: 105
Программа составлена на основе
ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций : в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. –2-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (Инновационная школа)
Составители: Гусева М.А.
Шевченко Н.П.,
Петрова А.И.,
учителя МБОУ гимназии г. Советский
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная программа по предмету ЛИТЕРАТУРА.
Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования по ФГОС 5-8 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №309 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».
Цели изучения предмета «Литература»:
∙ формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
∙ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
∙ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
∙ овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
∙ овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в V классе.
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства:
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- овладение навыками работы над проектом;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик V класса научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.
учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.
Ученик V класса получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,
- сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.
3. Содержание программы учебного предмета.
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Виды учебной деятельности |
Введение | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). | 1 | Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников. Устные высказывания, выразительное чтение. |
ИЗ МИФОЛОГИИ. | Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе. | 3 | Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии рождения и детстве Зевса. Представление книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение отрывков «Теогонии» Гесиода (перевод В. В. Вересаева) и «Одиссеи» Гомера (перевод В. А. Жуковского. Песнь IX), составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ мифа |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. | Введение понятий «загадка». «пословица». «поговорка» и др. малые жанры. ; русская народная сказка. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе. | 8 | Определение семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок., отработка навыков выразительного чтения. Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля.. |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. | Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись. Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы. | 2 | Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки. Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи |
БАСНИ НАРОДОВ МИРА. | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Теория литературы: басня, притча, эзопов язык. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Теория литературы: басня, синонимы, сюжет. Развитие речи: выразительное чтение. | 1 | Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества. Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся |
РУССКАЯ БАСНЯ. | Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова. Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона. Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». | 6 | Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова. Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. | А.С. ПУШКИН. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»). Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ . Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу. Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма). Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.). Н.В. ГОГОЛЬ. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика. Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование. Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии». Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя». Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести. И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта». Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново». Н.А. НЕКРАСОВ. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями. Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка». Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».) Л.Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся. Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»). А.П. ЧЕХОВ. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)». | 39 | Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. поэтов и писателей.. Работа с учебником,. Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями. Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений; устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом; Обобщение наблюдений, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. | И.А. БУНИН. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов. Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений). Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица». Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. Теория литературы: тема, эпизод, финал. Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. А.А. БЛОК Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: антитеза. Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки». Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово. С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина. Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва». А.П. ПЛАТОНОВ Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка. Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос». П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал». Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова. Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ. В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева). Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория литературы: юмор (развитие представлений). Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение. | 28 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателей 20 века. Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа Выявление художественной идеи рассказа. .Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос |
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА. | Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон»; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). | 2 | Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Воспитание любви к родине и родной природе. Выразительное чтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие. Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя. ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя. А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина. Резервные уроки -3ч | 15 | Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке Сообщения учителя и учащихся, беседа, , викторина |
105 |
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Книга - твой друг | 1 | 1нед | |
2 | Античный миф. Олимп. | 1 | 1нед | |
3 | Античный миф .Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 1 | 1нед | |
4 | Гомер. Одиссея. | 1 | 2нед | |
5 | Загадки. | 1 | 2нед | |
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | 2нед | |
7 | Литературная игра. | 1 | 3нед | |
8 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | 1 | 3нед | |
9 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 1 | 3нед | |
10 | Сказки народов России. «Падчерица». | 1 | 4нед | |
11 | Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. | 1 | 4нед | |
12 | РР Написание сочинения (сочинение волшебной сказки) | 1 | 4нед | |
13 | Из «Повести временных лет» «Расселение славян» | 1 | 5нед | |
14 | «Кий, Щек, Хорив», «Хазары» | 1 | 5нед | |
15 | Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград» | 1 | 5нед | |
16 | Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». | 1 | 6 нед. | |
17 | Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». | 1 | 6 нед. | |
18 | М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». | 1 | 6 нед. | |
19 | «…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова). | 1 | 7 нед. | |
20 | «В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова). | 1 | 7 нед. | |
21 | Русская басня XX века. | 1 | 7 нед. | |
22 | Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. | 1 | 8 нед. | |
23 | А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». | 1 | 8 нед. | |
24 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. | 1 | 8 нед. | |
25 | Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна». | 1 | 9 нед. | |
26 | «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 | 9 нед. | |
27 | Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». | 1 | 9 нед. | |
28 | «В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе). | 1 | 10 нед. | |
29 | Анализ стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. | 1 | 10 нед. | |
30 | М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. | 1 | 10 нед. | |
31 | История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. | 1 | 11 нед. | |
32 | Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | 11 нед. | |
33 | Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по теме «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». | 1 | 11 нед. | |
34 | Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». | 1 | 12 нед. | |
35 | Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством». | 1 | 12 нед. | |
36 | Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести. | 1 | 12 нед. | |
37 | Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | 13 нед. | |
38 | Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | 1 | 13 нед. | |
39 | «Высоты прозрения». («Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»). | 1 | 13 нед. | |
40 | Герасим и его окружение. | 1 | 14 нед. | |
41 | Герасим и Муму. Два решения. | 1 | 14 нед. | |
42 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения | 1 | 14 нед. | |
43 | Р. Р. Сочинение. Анализ эпизода | 1 | 15 нед. | |
44 | Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в творчестве И. С. Тургенева. | 1 | 15 нед. | |
45 | Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. | 1 | 15 нед. | |
46 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | 16 нед. | |
47 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. | 1 | 16 нед. | |
48 | Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 1 | 16 нед. | |
49 | «Есть женщины в русских селениях». | 1 | 17 нед. | |
50 | Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка». | 1 | 17 нед. | |
51 | Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник». | 1 | 17 нед. | |
52 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | 18 нед. | |
53 | Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 | 18 нед. | |
54 | Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по теме «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». | 1 | 18 нед. | |
55 | Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». | 1 | 19 нед. | |
56 | Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги. | 1 | 19 нед. | |
57 | Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». | 1 | 19 нед. | |
58 | Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил» | 1 | 20 нед. | |
59 | Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни». | 1 | 20 нед. | |
60 | Р.Р. Написание юмористического рассказа «Случай из жизни» | 1 | 20 нед. | |
61 | Детские и юношеские годы И. А. Бунина. | 1 | 21 нед. | |
62 | Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». | 1 | 21 нед. | |
63 | Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». | 1 | 21 нед. | |
64 | Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» | 1 | 22 нед. | |
65 | Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. | 1 | 22 нед. | |
66 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 1 | 22 нед. | |
67 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказ | 1 | 23 нед. | |
68 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. | 1 | 23 нед. | |
69 | А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух») | 1 | 23 нед. | |
70 | А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). | 1 | 24 нед. | |
71 | Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» | 1 | 24 нед. | |
72 | Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. | 1 | 24 нед. | |
73 | Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | 1 | 25 нед. | |
74 | Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | 25 нед. | |
75 | А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. | 1 | 25 нед. | |
76 | А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость, злое и доброе начало в окружающем мире) | 1 | 26 нед. | |
77 | Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | 1 | 26 нед. | |
78 | Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа. | 1 | 26 нед. | |
79 | Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». | 1 | 27 нед. | |
80 | П. П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | 1 | 27 нед. | |
81 | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. | 1 | 27 нед. | |
82 | Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника». | 1 | 28 нед. | |
83 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | 1 | 28 нед. | |
84 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | 28 нед. | |
85 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро». | 1 | 29 нед. | |
86 | Мир детства в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | 29 нед. | |
87 | Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» | 1 | 29 нед. | |
88 | Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | 1 | 30 нед. | |
89 | Поэзия и проза XX века о родной природе. | 1 | 30 нед. | |
90 | Анализ стихотворений В.Ф.Бокова, Н.М.Рубцова, Р.Г.Газматова. | 1 | 30 нед. | |
91 | Путешествия и приключения в литературе. | 1 | 31 нед. | |
92 | Д. Дефо «Робинзон Крузо». | 1 | 31 нед. | |
93 | Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. | 1 | 31 нед. | |
94 | Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». | 1 | 32 нед. | |
95 | М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена | 1 | 32 нед. | |
96 | Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». | 1 | 32 нед. | |
97 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия | 1 | 33 нед. | |
98 | Система образов произведения. | 1 | 33 нед. | |
99 | Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. | 1 | 33 нед. | |
100 | Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». | 1 | 34 нед. | |
101 | А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». | 1 | 34 нед. | |
102 | Литературная викторина «По страницам прочитанного» | 1 | 34 нед. | |
103 | Резервный урок. | 1 | 35 нед. | |
104 | Резервный урок. | 1 | 35 нед. | |
105 | Резервный урок. | 1 | 35 нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
Рабочая программа по литературе.5класс
1. Пояснительная записка Данная рабочая программа: разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента госуда...
Рабочая программа по литературе 5класс
Материал содержит программу и тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 5класс
Календарно- тематическое планирование по литературе 5класс...
Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)
Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5класс
Уровень общего образованияосновное общее образование, 5 классКоличество часов 102 часа Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательн...