Рабочая программа по литературе. 11 класс. Меркин
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Лисица Марина Дмитриевна

Полная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_klasss.docx90.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено  на  заседании МО»                              «Согласовано»                                        «Утверждено»

Протокол №         от «____» сентября  2011 г            «___» сентября 2011 г.                             «___» сентября 2011г.                                    

Руководитель МО                                                         Зам директора по УВР                             Директор  

_______  Н.А. Литвинова                                             _________ Е.А. Игнатченко                 __________А.В. Чебунина      

Рабочая программа

По предмету: Литература

Класс:        11

Учитель:      Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.

Планирование составлено на основе:

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 г

Учебник: «Литература 20 века»,  С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Москва: «Русское слово», 2008

Кол-во часов: 102

  1. Пояснительная записка.

              Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно  духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы.  Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение  художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. Выразительное чтение художественного текста;
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. Анализ и интерпретация произведения;
  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература»--одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и  глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета—важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию  его речевой культуры.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение  текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

  Программа включает несколько разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

   Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  5. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  6. умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
  7. составление плана, тезиса, конспекта;
  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  9. самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

2. Содержание программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз деление на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская литература начала XX века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего ду ховного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Ре алистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала XX века

И.А. Бунин

Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологиче ская насыщенность бунинской лирики. Органическая связь по эта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

  Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Фран циско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспо минаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового чело века со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, пре одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духов ных тайн и нерушимых ценностей.

Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной жи вописи.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.

Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Несте рова; романсы СВ. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.

Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Сухо дол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

М.Горький

 Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору.  Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в .   рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нрав ственных полюса «низовой» жизни России. Повесть   «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового ре ализма».

Пьеса  «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стер жень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип по лилога и полифонии в драме.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем твор честве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).

Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические   интерпретации пьесы «На дне».

Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Про водник», «Бывшие люди», «Ледоход».

А.И. Куприн

Повести   «Олеся», «Поединок. Колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кри зиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противо стояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ   «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозмож ной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации пове ствования. Роль детали в психологической обрисовке характе ров и ситуаций.

Опорные понятия: очерковая проза; символическая де таль.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Ьаг§о Арраззюпаго (к рассказу «Гранатовый браслет»).

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «АПег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

Л.Н. Андреев

Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изобра жения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление еван гельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремлен ность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.

Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творче стве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».

Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

У литературной карты России

Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («си бирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания зе мли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).

«Серебряный  век»  русской  поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм  и  русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творче ство С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифе сты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэ тов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппи ус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

    В.Я. Брюсов

Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному по эту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.

В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистиче ская строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. Бальмонт

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее со звучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музы кальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров»,  «Маки»,  «Старая шар манка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.

Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между сим волизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художе ственной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.

Ко всей теме «Символизм и русские поэты-символисты»

Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их зна чение для русского символизма.

Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).

А.А. Блок

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресто ране», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О до блестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хо чу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Пре красной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтическо го дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного язы ка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музы ки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различ ные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу фи нала «Двенадцати».

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Со ловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.

Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэ мы «Двенадцать».

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Кор шун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Преодолевшие символизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е го ды. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Севе рянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н.С. Гумилев

Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшеб ная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чув ство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза даль них странствий» как поэтическая эмблема гумилевского нео романтизма.  Экзотический колорит   «лирического  эпоса» 127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.

Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Бло ка о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).

Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как кон квистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Па мять», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

А.А. Ахматова

Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Пе сня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, му дро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Рек виема». Единство «личной» темы и образа страдающего наро да. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Опорные понятия: исповедальность лирического произве дения; микроцикл.

Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; твор ческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахмато вой об А.С. Пушкине.

Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.

Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».

М.И. Цветаева

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэти ческого темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, мак симальное напряжение духовных сил как отличительные чер ты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концеп ции   Цветаевой,   образно-стилистическое  своеобразие  ее поэзии.

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаев ской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Мая ковскому» и др.).

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судь бе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дорево люционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спи ну революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

У литературной карты России

Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.

Октябрьская революция и литературный процесс    20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различ ных направлений. Литература и публицистика послереволюци онных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвое временные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен-бурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «раско лотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «но вой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия»И.Бабеля, «Донскиерассказы»М.Шолохова, «Со рок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яр кость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтек стом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский

Стихотворения  «А вы могли бы?..»,   «Ночь»,   «Нате!», «Послушайте!»,  «Скрипка и немножко нервно...»,  «О дря ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в обла сти художественной формы.

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любов ной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость поня тий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

Опорные понятия: образная гиперболизация; деклама ционный стих; поэтические неологизмы.

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяков ского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).

Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творче ство художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода рево люции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Пись мо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».

С.А. Есенин

Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бро дить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим по немногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...»,   «Собаке Качалова»,   «Шаганэ ты моя, Ша ганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про тивостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на родно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы  «Пугачев», «Анна Онегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драма тической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позд него» С.А. Есенина.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические цик лы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к ма тери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Чер ный человек», «Страна негодяев».

Литературный процесс  30-х  — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литера туре и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, иде ализма и страха, возвышения человека труда и бюрократиза ции власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символиче ский образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о лю дях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Ги дроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уни кальность и полемическая заостренность образа Павла Корча гина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твар довского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Ивано ва, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

А.Н. Толстой

    Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Рассказ   «Лень Петра», роман   «Петр Первый».

Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижни ков царя и противников петровских преобразований. Пробле мы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

Опорные понятия: историко-биографическое повествова ние; собирательный образ эпохи.

Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произве дениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).

Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по му кам».

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпо са. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, проти воречивость пути  «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие  «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шоло ховского романа-эпопеи.

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистиче ская концепция истории в литературе.

Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстов ского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль се мейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).

Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Ко рольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

У литературной карты России

Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания харак теров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведе ниях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.

М.А. Булгаков

Романы     «Белая гвардия»,   «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвар дии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Траге дия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Са тирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрыв ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).

Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

Б.Л. Пастернак

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в фило софской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэ та. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман   «Доктор Живаго ».

Черты нового лирико-религиозного повествования в рома не Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интел лигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жиз ни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лириче ский аккорд повествования.

Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.

Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.

Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музы кальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

А.П. Платонов

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», пове сти  «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, роман тика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, те ма детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчиво го» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», фи лософская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писате ля; литературная антиутопия.

Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).

Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электриче ства », «Старый механик », повесть «Джан ».

В.В. Набоков

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пласти ка Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.

Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.

Межпредметные связи: литературное двуязычие в творче стве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, баш ня », роман «Защита Лужина»

Литература  периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях рус ских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление под вига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.

А.Т. Твардовский

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном заве те...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..я и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твар довского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравствен ных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма   «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравствен ная высота позиции автора.

Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лириче ский эпос.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.

Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твар довского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».

Литературный процесс 50 — 80-х годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки норма тивов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 19531964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей пи сателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендря кова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественско го, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузне цова и др.

«Окопныйреализм» писателей-фронтовиков 6070-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 5080-х годов. Произведения С. За лыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Рас путина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 6080-х годов. Романы В. Пи куля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произве дениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Н.А.Заболоцкий

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я вос питан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущ ности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и об разное своеобразие лирики Заболоцкого.

Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская ли рика.

Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о пол ку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.

Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.

Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».

В.М. Шукшин

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

 Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». На род и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художе ственного языка.

Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произ ведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абра мов, Б. Можаев и др.).

Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).

Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», кино повесть «Калина красная».

А.И. Солженицын

Повесть  «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужи ка, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилисти ке повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матре ны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.

Внутрипредметные связи: тема народного праведниче ства в творчестве А. Солженицына и его литературных пред шественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Турге нев и др.).

Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

У  литературной карты России

Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федоро ва, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художествен ное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нрав ственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Со лоухина.

Новейшая  русская проза и  поэзия    80 — 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза с реалистической доминантой. Глубокий психоло гизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледи на, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Не жданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостереже ния, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Тол стой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность ро мана В. Астафьева «Прокляты и убиты».

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодер нистской доминантой. Многообразие течений и школ «но вейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как вос создание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пеле вина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 8090-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

 

  1. Тематическое планирование по литературе.

Тема, раздел

Кол-во часов

Уроки развития речи.

Классные сочинения

Домашние сочинения.

1.

Введение.

1

2.

Литература начала 20 века

1

3.

Литература 20-х годов

 20 века

65

2

2

4.

Литература 30-х годов

 20 века

24

1

1

5.

Литература периода Великой Отечественной войны

4

6.

Литературный процесс 50-80-х годов

5

1

7.

Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий.

2

Итого:

102

ХКК ГОС (региональный компонент)  – 10 часов, внеклассное чтение – 9 часов

Календарно - тематическое планирование

Часы

Изучаемый материал

Теория литературы

ЦОР

Основные виды деятельности учителя и учащихся.

Цели урока

Контроль ЗУН

Дата

1

1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века.

Аудиоучебник

Показать взаимосвязь литературы и общественной жизни с историческими процессами в стране и мире и их взаимовлияние.

1

Литература первой половины 20-го века

2

1

Обзор русской литературы первой половины 20-го века

Аудиоучебник

Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век» , «Модернизм»,  «Декаданс»

5

И. А. Бунин

3-4

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.

Приемы словесной живописи

Презентация, учебный фильм

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля И.А Бунина на примере его стихов.

5

«Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

Лирическая проза

Показать своеобразие стиля писателя  на примере рассказа

« Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

6

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

Раскрыть философское содержание рассказа И.А Бунина. Аналитическое  чтение

7

«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Аудиокнига

Интерактивный тест

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желания обсудить прочитанное.

5

А.И. Куприн

8

«Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. красоты и духовной мощи свободного человека.

Очерковая проза

Презентация

Показать своеобразие стиля писателя  на примере рассказа

«Олеся». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

9

 «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества.

Романтизированная проза

Анализ повести по плану

Раскрыть идею и художественные особенности повести. Указать на роль детали художественном повествовании.

10

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. 

Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художественные особенности повести.

11-12

Сочинение по творчеству А. Куприна и

И. Бунина.

Р.р. Р.р.

Тема любви

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

5

М. Горький

13

«Макар Чудра». Романтизм Горького

ХКК ГОС Романтические мотивы в литературе ДВ

Романтизм Горького

Художественный  фильм ( просмотр фрагментов).

Показать особенности романтизма М.Горького, проследить ,как в композиции раскрывается замысел писателя.

Старуха Изергиль».  Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

Тема свободы, романтический герой

14

Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев»

Тема протеста героя одиночки

Показать своеобразие повести  на примере рассказа

 Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

15-16

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы.

Символическая деталь

Завершить творческую работу

Наизусть монолог,анализ

Показать своеобразие стиля писателя  на примере рассказа

 Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Тест

17

Р.р.

По творчеству Горького «Спор героев о правде»

Выявить позиции героев повести и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Сочинение

18

11

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) 

Урок-презентация

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать яркую индивидуальность поэзии. Проанилизировать стихи.

19

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

Охарактеризовать  творчество основоположников русского символизма.

20

В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

Звукообраз

Аудиозапись, презентация

Показать своеобразие стиля поэта . Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

21

К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство»  поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

Принцип символизации в поэзии

Аудиозапись, презентация

Показать яркую индивидуальность поэта . Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта.

22

И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики.

Жанр «трилистника»

Аудиозапись, презентация

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи.

23

А. Белый. Тема родины, боль и тревоги за судьбу России.

Музыкальность стиха

Аудиозапись, презентация

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи.

24

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

Неоромантизм

Презентация

Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики; Дать краткую характеристику  творчества поэтов-акмеистов

25

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

Лирический герой-маска

Аудиозапись, презентация

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрение поэта. Проанализировать стихи.

26

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

Абсолютизация «самовитого» слова

Презентация

Дать понятие о футуризме; Сделать обзор творчества поэтов – футуристов.

27

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

эгофутуризм

Аудиозапись, презентация

Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать  истоки и значение его творчества. Проанализировать стихи .

28

В. Хлебников. Творчество поэта и его» программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

кубофутуризм

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи.

7

А. А. Блок

29

Жизнь и судьба поэта.

Презентация - рассказ о поэте

Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

30

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Циклизация лирики

Аудиозапись

Показать особенности поэтики первой книги Блока.

31

Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара.

реминисценция

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

32

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

аллюзия

Показать историю и значение образа России в творчестве Блока.

33

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

символ

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи.

34

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение»музыки стихий» в поэме.

Показать полемический  характер поэмы, её художественные особенности

35

Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Домашнее сочинение

36-37

В.ч. В.ч. Ч.Айтматов «Плаха». Нравственное звучание, христианские мотивы произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Тест

5

А. А. Ахматова.

38

Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

Исповедальность лирического произведения

Учебный фильм-презентация

Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики

39

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.

Дать краткую характеристику  поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

40

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

микроцикл

Показать своеобразие стиля поэта.

 Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

41

 «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

Аудиозапись

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

42

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

ХКК ГОС Тема исторической памяти в литературе ДВ

Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А. Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве

3

М. И. Цветаева.

43

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Урок-презентация

Показать своеобразие стиля поэта.

 Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

44

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

Поэтический темперамент

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

 

45

Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

Дискретность (прерывистость) стиха

Рассказать об основных темах и мотивах  цветаевской лирики, особенностях лирической героини произведений.

Домашнее сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой

46

«Сибирская» проза В. Шишкова. (Обзор)

В.ч.

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

47

Развитие традиций отечественной сатиры.

ХКК ГОС Сатирические мотивы в литературе ДВ

Сатирический образ

Дать понятие о политической сатире

48

Темы и мотивы сатирической новеллистики  А. Аверченко.

комизм

Представить творчество А. Аверченко с точки зрения продолжений традиций русской литературы.

49

Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина.

В.ч.

Раскрыть идею и художественные особенности в прозе М. Пришвина.

Полугодовой срез знаний

8

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

50-51

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован»

Показать актуальность и одновременную ценность произведения А. Платонова.

52-53

Пространство и время в повести.  Метафоричность художественного мышления в повести Платонова «Котлован»

Показать актуальность и временную ценность произведения А. Платонова.

54

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».

антиутопия

Учебная презентация

Углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя.

55

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина «Мы»)

Новеллистический сказ

Философский подтекст

Показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей

56-57

Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

Ассоциативная манера письма

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

5

В. В. Маяковский.

58

Тема поэта и толпы в ранней лирике.

Образная гиперболизация

Учебный фильм - презентация

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере.

59

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

Декламационный стих

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

60

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

Поэтические неологизмы

Разобраться, что является объектом сатиры в лирике Маяковского.

61

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

62

Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие.

Библейские мотивы

Показать логику развития идеи в лирике поэта.

5

С. А. Есенин.

63

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта

ХКК ГОС Природа родного края в поэзии ДВ

Религиозные мотивы

Урок-презентация

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

64

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

Имажинизм

Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта. Показать народность творчества поэта.

65

Любовная тема в поэзии Есенина.

Аудиозапись

Показать динамику развития любовной лирики Есенина.

66

Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души..

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

Тест

67

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

Лироэпическая поэма

Показать, что «Анна Снегина»- одно из выдающихся произведений русской литературы.

Домашнее сочинение по творчеству

 В. Маяковского и С. Есенина.

6

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов.

68

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация.

ХКК ГОС Песенно-лирическая ситуация в литературе ДВ

Презентация

Показать духовную атмосферу десятилетия и её отражение в литературе.

69

Драматургия. Проблематика пьес В. Шкваркина и Арбузова.

Показать своеобразие стиля драматургов  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

70

Проза 30-х годов о людях труда.

В.ч.

ХКК ГОС В.  Кетлинская «Мужество»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

71

Тема коллективизации в литературе.

В.ч.

«Деревенская проза». Проблемы коллективизации, раскулачивания. Судьба деревни после революции

72

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

Историко-биографическое повествование

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

73

Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.

Собирательный образ эпохи

Соотнести реальное время и пространство России XVIII века с художественным временем и пространством романа А. Толстого.

6

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

74

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса

ХКК ГОС Н. Задорнов «Амур-батюшка»

Роман-эпопея

Учебный фильм

Познакомить с вехами биографии и творчества М. Шолохова.

75

Картины жизни донского казачества.

Хронотоп романа-эпопеи

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

76

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

Гуманистическая концепция истории в литературе

77

Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

Женские образы в произведениях литературы ДВ

ХКК ГОС

Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни

78

Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова.

Показать неизбежность трагичности судьбы Г. Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества

79

Художественно-стилистическое своеобразие романа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

80

Сочинение  Р.р.

6

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

81

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

Урок-презентация

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички лини романа.

82

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

Очерк нравов

Просмотр кинофрагментов

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

83

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

«исторический пейзаж»

Просмотр кинофрагментов

Закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя.

84

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

Карнавальный смех

Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

85

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

Просмотр кинофрагментов

Проследить путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Проверка знании содержания романа.

86

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Домашнее сочинение

87

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

Тест

88

89

«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе

Нравственные искания героя.

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

90

А. Платонов. «Сокровенный человек». Тип платоновского героя --  мечтателя, романтика, правдоискателя.

Индивидуализированный стиль писателя

Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести.

91

В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

Элитарная проза

Рассмотреть проблемы одиночества и разрушения человеческих связей в современном мире.

92

93

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей и литературе ДВ

ХКК ГОС

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

94

А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Лирико-патриотический пафос

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

95

«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

Лирический эпос

Дать обзор жизненного и творческого пути А. Твардовского, определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы

96

Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века.

В.ч.

«окопный реализм»

Поэтическая оттепель

Авторская песня

монотеатр

Учебная презентация

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

97

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

Натурфилософская лирика

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

98

В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.

Пародийность художественного

языка

Раскрыть идею и художественные особенности рассказов

99

А. И. Солженицин. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича»

Двуединство автора и героя в эпосе

Показать своеобразие стиля писателя  Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.

100

«Матренин двор». Тип героя-праведника.

Нравственная проблематика «лагерной» прозы

В. Шаламова.

Раскрыть идею и художественные особенности рассказа

101

Новейшая русская реалистическая проза и поэзия.

В.ч.

Электронная библиотека

102

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

ХКК ГОС

Неореализм

Евангельский мотив

Индивидуальные проекты               «Поэты-дальневосточники»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

       

Произведения для заучивания наизусть.

  1.  И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  4. А.А. Блок. Незнакомка.  Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте.
  6. С.А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к блоку («Имя твоё—птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». Родная земля.
  10.  Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Основные виды устных и письменных работ.

Устно:   выразите6льное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

 Устный пересказ всех видов—подробный, выборочный,  от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста)— главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.

  Подготовка характеристики героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.

   Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

  Рецензия  на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.

  Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

     Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)

   Использование словарей различных типов, каталогов школьных, районных и городских библиотек.

  Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

   Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

  Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка, былины, частушки—на выбор), Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

  Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

4. Основные требования к уровню подготовки  выпускников.

   В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных  умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

  К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:

  1. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
  2. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
  3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
  4. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
  5. Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
  6. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
  7. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
  8. Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.  Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
  9. Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 Формирование  указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

  1. Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество

часов в неделю

согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

11

Федеральный компонент

Федеральный

     

Региональный компонент    

Школьный компонент

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

В.А. Чалмаев, С.А. Зинин.
«Русская литература XX в.» (11 класс).

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Гальцева Р. А., Чалмаев В. А., Карпов А. С. и др. Литература: 11 класс: Методические советы.

Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.

О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 – 202

Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2 е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

3

0

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)

Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...