Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по литературе. Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе».
    план-конспект занятия по литературе по теме

    Артемьева Наталья Юрьевна

    Данное мероприятие разработано для обучающихся 5-7 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnyy_ring.docx30.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Майская ООШ № 33»

    Внеклассное мероприятие по литературе.

    Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе». (5 – 7 классы)

    Учитель: Артемьева Наталья Юрьевна

    Цели:

    Образовательные:

    - повторить ранее изученный материал;

    - продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

    - формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

    - учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

    Развивающие:

    - вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

    - развивать речевые способности;

    - способствовать укреплению памяти;

    - формировать логическое мышление. 

    Воспитательные:

    - вырабатывать усидчивость и внимание;

    - прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. 

    - прививать любовь к чтению художественной литературы.

    Оборудование: портрет Льва Кассиля, сигнальные карточки команд, ручки и листочки, задания на карточках, аудиозапись песни.

                                                         Ход мероприятия.

    Чтец.   Не на яву и не во сне без страха и без робости                                                                                                         Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.                                                                                          На карту не нанесена, но знаем ты и я,                                                                                                          Что есть она, что есть страна – Литературия.

      Учитель. Ребята, сегодня у вас особый урок – литературный ринг. Он является одним из мероприятий,      посвящённых Неделе детской и юношеской книги. Для проведения ринга я предлагаю вам разбиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков, придумать названия своим командам и девиз. (Задание вне конкурса, поэтому не оценивается, все остальные задания оцениваются баллами, количество которых зависит от сложности задания). А судить вас будет наше жюри: библиотекарь школы и 2 обучающихся 9 класса.

                       А знаете ли вы, когда впервые был  организован праздник «Книжкины именины»? (ответы уч-ся)

                                Праздник «Книжкины именины» начали проводить еще в грозные годы Великой    Отечественной войны, в 1944 году в городе Москве по инициативе известного детского писателя Льва Кассиля.

                                 А каких детских писателей, с произведениями которых вы познакомились в раннем детстве, вы знаете? (ответы уч-ся)

                     Многие из них писали стихи. В стране Литературия есть особая удивительная область – поэзия. Малышами вы не только слушали колыбельные песни, которые вам пели ваши мамы, но и заучивали стихи А.Л. Барто, М.Я. Маршака и др. Став школьниками, вы приобщились к этому прекрасному миру – миру поэзии: знакомитесь на уроках литературы с другими поэтами и их творчеством. Но сейчас мы вернёмся назад. В качестве разминки я буду зачитывать строчки из известных вам стихотворений, а вы должны будете их продолжить и назвать автора (Ответ засчитывается, если команда подняла сигнальную карточку и ответила по разрешению учителя).

        Задания для команд. Разминка. (по 1 б.)

    1. Зайку бросила хозяйка… (Под дождём остался зайка.

    Со скамейки слезть не смог,

    1. Весь до ниточки промок.) (Барто)

    1. Отчего течёт вода…

    (С этого младенца?

     Он недавно из пруда,

    Дайте полотенце.)

    (Маршак)

    1. Бедный маленький верблюд… (Есть ребёнку не дают.

    Он сегодня съел с утра

    Только два таких ведра.) (Маршак)

    1. Я люблю свою лошадку…

    Причешу ей шёрстку гладко,

    Гребешком приглажу хвостик,

    А потом поеду в гости. (А.Барто)

    1. Баиньки, баиньки…

    (Прибежали заиньки,

    Сели на скамейку,

    Попросили лейку.

    Поливали огород,

    Где капуста растёт.) (И. Токмакова)

    1. Дали туфельку слону

    Взял он туфельку одну

    И сказал: «Нужна пошире

    И не две, а все четыре». (Маршак)

    В следующем задании вам нужно по четырём словам, которые стоят в стихотворных строчках последними, узнать стихотворение, назвать автора, прочитать четверостишие (1 – команде девочек, 2 – команде мальчиков). (2 б.)

    1. …одинокий          Белеет парус одинокий

    …голубом!..         В тумане моря голубом!..

    …далёкой?           Что ищет он в стране далёкой?

    …родном?..          Что кинул он в краю родном?..

                  («Парус» М.Ю. Лермонтов)

    1. …снег,                 Ещё в полях белеет снег,

    …шумят –           А воды уж весной шумят –

    …брег,                 Бегут и будят сонный брег,

    …гласят…           Бегут и блещут и гласят…

               («Весенние воды» Ф.И. Тютчев)

    А сейчас я буду зачитывать загадки про героев из детских книжек, а вы должны их отгадать (по 1 б. за правильный ответ)

    1. На чём в гостях, вдали от дома,
      Играл Садко царю морскому?
      Тот музыкальный инструмент
      Сломал он, улучив момент.
      (Гусли.)
    2. Припомните, детишки,
      Был в старой доброй книжке
      Ансамбль из Мартышки,
      Осла, Козла и Мишки.
      Теперь мне помогайте
      И басню отгадайте.
      («Квартет».)

    1.  Близ Диканьки в хуторочке
      Паренёк Вакула жил.
      Кем, скажи мне, братец, срочно
      По профессии он был? 
      (Кузнец.)
    2. Чтоб друга верного спасти,
      Её полстраны пришлось пройти:
      От разбойников бежать,
      В снежной буре замерзать,
      Через льды перебираться,
      С королевою сражаться.
      (Герда.)
    3. Угадайте-ка, ребята:
      Кто-то, где-то и когда-то
      Все моря избороздил,
      С корабля сошёл по трапу
      И в свою большую шляпу
      Лилипутов посадил.
      (Гулливер.)

    1. Мастер он колоть дрова,
      Рыбок уважает,
      Хоть и дурья голова,
      Печь его катает.
      (Емеля.)
    2.    В этой сказке Уголёк

                           Через речку мостик сжёг.

                            Назови же поскорей

                            Ты ещё мне трёх друзей.

                              (Пузырь, Соломинка и      

                                                     Лапоть.)

    1.  Был друг у Ивана

                         Немного горбатым,

                         Но сделал счастливым его

                          И богатым. (Конёк-

                             горбунок.)

    1. Вспомни басню. Что за птица
      В ней поверила лисице?
      Лестью рыжая плутовка
      Завладела сыром ловко.
      (Ворона.)

    1. Кто знает город Изумрудный,
      Тем мне помочь не будет трудно.
      Читал я: в нём волшебник был,
      А звали как его – забыл!
      (Гудвин.)

    С  какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия (Задания даётся каждой команде на карточке) ( по 1 б. за правильный ответ)

          1.     А.С. Пушкин.                                  1. Спасское - Лутовиново.

    2     Н.В. Гоголь.                                      2. Ясная Поляна.

    3    И.С. Тургенев.                                   3. Константиново

    4.   С.А. Есенин.                                      4. Михайловское.

          5.   М.Ю. Лермонтов.                             5. Тарханы.

          6.   М.Е. Салтыков- Щедрин.                 6. Таганрог.

    7.   Л.Н. Толстой.                                    7. Васильевка

    8 .  А.П. Чехов.                                        8. Спас – Угол

    Ответы: 1 – 4; 2 – 7; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 5; 6 – 8; 7 – 2; 8 – 6.     

    А теперь каждая команда получает тест «Книголюб», с ним  вам и придётся сейчас поработать (1 б. за правильный ответ, правильные ответы выделены курсивом) . А капитаны ваших команд будут сражаться в одиночку. Для них пройдёт конкурс капитанов.

    1. Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?
    А. Шарля Перро.
    Б. Ганса Кристиана Андерсена.
    В. Самуила Яковлевича Маршака.
    Г. Астрид Линдгрен.

    2. Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?
    А. Био...                                   
    В. Библио...
    Б. Графо...                                Г. Крио...

    3. Какой из этих людей совершенно не любит книги (а боится их и ненавидит)?
    А. Библиофил.                        В. Библиотекарь.
    Б. Библиофоб.                         Г. Библиограф

    4. Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник ...»:
    А. Диктантов и изложений.      В. Гонораров.
    Б. Знаний.                                  Г. Киносценариев.

    5. Как называется одна из древнейших форм книги?
    А. Свиток.                               В. Рулон.
    Б. Клубок.                                Г. Гармошка.

    6. Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?


    А. Настольная.                         В. Застольная.
    Б. Прикроватная.                     Б. Подручная.

    7. Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплётную крышку или обложку?
    А. Фет.
                                         В. Блок.
    Б. Грин.                                    Г. Рид.

    8. Как звали библиотекаря (патриаршей библиотеки в Константинополе), который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку?
    А. Каллимах.
                                В. Кирилл.
    Б. Сергий.                                 Г. Нестор.


    9. На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
    А. На 3-й.                                    В. На 13-й.
    Б. На 17-й.                                   Г. На 77-й.

    10. Какое птичье название имеет издательский дом (Москва), специализирующийся на выпуске учебной литературы?
    А. «Аист».                                    В. «Пеликан».
    Б. «Дрофа».                                   Г. «Цапля».

    * Конкурс капитанов.  Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенных фрагментах. (по 3 б. за правильный ответ)

    1. Его настоящее имя Джон Гриффит.

    2. Он всю жизнь был верен родной земле - далекой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.

    3. Он был офицером, газетным репортером, чернорабочим, грузчиком, спортсменом - атлетом, ездовым в цирке, драматическим актером, зубным техником, псаломщиком, учетчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолете, работал редактором и критиком.

    4. До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.

    5. Императрица Екатерина сделала его своим кабинет - секретарем. При Павле I его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В.Гоголь его назвал «певцом величия».                                     

    Ответы:

    1. Джек Лондон.

    2. Виктор Петрович Астафьев.

    3. Александр Иванович Куприн.

    4. Михаил Васильевич Ломоносов.

    5. Гаврила Романович Державин.

    Так как эта неделя посвящена детской и юношеской книге, то следующее задание будет таким. Вам нужно за определённое время вспомнить и записать пословицы о книге и чтении. (по 2 б. за пословицу)

    Резерв: На доске – рисунки учащихся. Нужно определить произведение, к которому нарисован рисунок, и автора произведения.

    Подведение итогов. Жюри подводит итоги, а в это время звучит аудиозапись песни «Книжкин праздник»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по литературе "Литературная гостиная "Увенчанные славой"

    Данное мероприятие проводится для учащихся  10 - 11 классов при изучении поэзии Серебряного века. Сценарий сопровождается слайдовой презентацией, романсами на стихи поэтов Серебряного века и виде...

    Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Н.Е.Палькин"

    Внеклассное мероприятие предназначено для проведения иероприятия, посвященное памяти поэта - земляка, пессника Н.Е. Палькина. Предлагается разработка мероприятия и презентация....

    внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

    "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...

    Внеклассное мероприятие по литературе «Литературный винегрет» для 7-х – 8-х классов

    Цель:·        привитие интереса учащихся к художественной литературе;·         раскрытие творческих способностей ...

    Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный бал"

    Знакомство с любовной лирикой в творчестве А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; развитие артистических способностей и эстетического вкуса у учащихся 8-11 классов, выразительное чтение наизусть лирическ...

    Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный ринг"

    Внеклассное мероприятие по литературе расчитано на учащихся 7 классов. Направлено на развитие интереса к литературе как учебеному предмету....