Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный бал"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Знакомство с любовной лирикой в творчестве А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; развитие артистических способностей и эстетического вкуса у учащихся 8-11 классов, выразительное чтение наизусть лирических и прозаических произведений, развитие связной речи и живого общения, воспитание уважения к человеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_bal.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Урусовская СОШ"

Учитель русского языка и литературы

Родькина Н.Н.

Цель: знакомство с любовной лирикой в творчестве А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; развитие артистических способностей и эстетического вкуса у учащихся 8-11 классов, выразительное чтение наизусть лирических и прозаических произведений, развитие связной речи и живого общения, воспитание уважения к человеческим ценностям.

Учитель: Добрый день, а может вечер.

Добрых слов не жаль для Вас,

Где же платье, где же веер,

Чтоб услышать "Я встретил Вас..."

Слова любви, слова признанья

Пусть душу вдруг взволнуют вновь,

И в сердце каждого без промедления

Вселятся вера, надежда и любовь.

/Звучит музыка Л.Бетховена "Лунная соната". Со свечкой, бумагой и пером входит Татьяна, садится за стол, мечтательно смотрит в небо, перо в руке, музыка затихает.../

Татьяна: Я к Вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать? /останавливается и опять мечтает.../

Учитель: Говоря строчками из поэзии Афанасия Фета : Хоть не вечен человек, То , что вечно - человечно!

/звучит классическая музыка Л.Бетховена "Лунная соната".; учитель после паузы говорит медленно, чувственно.../

Любовь - великое чувство, школа взлетов и падений, школа радости и печали. Школа побед и ошибок. Каждый человек на земле испытывает чувство любви. В жизнь русских поэтов любовь ворвалась по-разному. По-разному они преодолевали трудности, но не изменили своей мечте, своему предмету обожания . И отношения у них складывались по-разному, но ни в одном стихотворении поэты не ругали, не втаптывали в грязь это чувство, это слово, великое и сильное слово - любовь...

/Соната замолкает. Ученица в роли Татьяны встает из-за стола, выходит на середину залы. Звучит Чайковский "Зимние грезы". Татьяна читает стихотворение Инны Снегиной. Уходит, музыка постепенно затихает. Входит Дворецкий/

Дворецкий: У нас на балу Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

/Медленно входят под руку пара Пушкиных. Ученица рассказывает кратко из биографии Н.Гончаровой,  о их встрече с Пушкиным, о своей семье, о тяжелом бремени роли жены главного поэта времени. Ученик , посадив даму на стул, читает выразительно наизусть "Мадонна"/

Ученица: Наталья Гончарова была третьей дочерью в семье. Детство и юность провела в Москве. Она получила хорошее домашнее образование. Наташа еще девочкой подростком отличалась редкой красотой и она всегда окружена была роем поклонников и вздыхателей. Необыкновенно выразительные глаза. очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении . помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что все в ней было  так удивительно хорошо.  Все в Наталье Николаевне  и даже умение держать себя было проникнуто порядочность, все было без всякой фальши, что нельзя было сказать о её родственниках. Нелегким было положение Натальи Николаевны после замужества, ведь она являлась женой первого поэта России. Александр Пушкин для одних был гордостью страны, а для других весьма неприятным, неуживчивым человеком, обладавшим острым и язвительным языком. И тогда. как первые вольно или невольно видели в Наталье Николаевне прежде всего жену гения. а не просто очень красивую светскую женщину и ожидали найти в ней собрание всевозможных совершенств, другие, завидовавшие гению поэта и не любившие его как человека, намеренно искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбие поэта.

Ученик: ( читает выразительно наизусть "Мадонна")

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дворецкий: У нас на вечере Афанасий Афанасьевич Фет и Мария Лазич

/ученица рассказывает о судьбе Лазич, ученик - стихотворение "Я пришел к тебе с приветом...."/

Ученица: Однажды в гостеприимном доме бывшего офицера Орденского полка М.И.Петковича давали бал. В больших зеркалах дрожали огоньки свечей, таинственно искрились и мерцали украшения на дамах. Афанасий Фет заметил стройную девушку, которая выделялась среди других свои высоким ростом и природной грацией. Смуглая кожа, нежный румянец, роскошь черных волос... С замирающим от волнения сердцем поэт пожелал быть представленным поразившей его воображение незнакомке. Это была она - Мария Лазич, которой предстояло стать единственной героиней фетовской любовной лирики. Год за годом , до самой смерти посвящал он ей сияющее созвездие своих прекрасных стихов.

Мария Лазич не была ослепительной красавицей. Однако Фет безошибочно признал в ней родственную душу. "Я ждал женщины, которая поймет меня, - и я дождался её ", - писал он своему другу Борисову. Девушка была великолепно образованной, литературно и музыкально одаренной.

"Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны", - считал Фет и Мария, разделяла его убеждения. Вдохновением для великого поэта была его любовь к Марии. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична.

Ученик: ( читает выразительно наизусть стихотворение "Я пришел к тебе с приветом....")

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Дворецкий : Господа! Федор Иванович Тютчев и Елена Александровна Денисьева

/ученица рассказывает историю жизни Денисьевой, а ученик читает стихотворение из "денисьевского цикла"/

Ученица: Елена Александровна Денисьева - последняя любовь Федора Ивановича Тютчева. Денисьева была женщиной глубоко религиозной, но не христианская способность к самопожертвованию , а беззаветная страсть сердца побудила её всю свою жизнь без остатка отдать Тютчеву. В этой любвыи не было безоблачного счастья; для Тютчева она была блаженной и роковой, для Денисьевой - убийственной, а для обоих неотвратимой, как сама судьба.

Будучи очень молода, она всецело отдалась искренней любви, которая погубило её будущее. Для неё закрылись все двери богатых домов, отрекся от неё собственный отец, тётушка вынуждена была оставить высокий служебный пост. Отвернулись друзья, жизнь вне закона подорвали её здоровье, но всю себя она посвятила дорогому человеку, с которым хотела быть всегда рядом - любимому мужчине.

Ученик:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:
Ты любишь искренно и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, сознаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

 /Звучит классический вальс. Пары вальсируют и постепенно по кругу удаляются из залы. Под несмолкающую мелодию вальса, укутавшись в теплую шаль, со свечой, медленно входит Татьяна и садится за стол писать письмо.../

Учитель: "Денисьевский цикл" любовной поэзии Ф.И.Тютчева отразил весь его русский, духовный комплекс: самопожертвованная любовь, гибельная страсть и христианская смирение.

Поэзия Фета - это "исцеление от мук", от своей личной трагедии, претворение её в гармоническую  радость, в новое откровение.

Учитель: /звучит классическая музыка Чайковского "Зимние грезы", учитель читает стихи)

И в этот мирный, теплый день

Я пожелать хочу вам - счастья,

И пусть нахлынувшая лень

Пройдет ...от ласк, забот, участья.

Пусть сердце ваше с каждым днем

Наполнится любовью к жизни,

И страсть наполнится огнем,

А  это, брат, сильнее смерти...

/Татьяна , сидя, перечитывает письмо, ставит точку, оставляет перо в чернильнице, взяв в одну руку письмо, в другую - конверт, выразительно читает письмо вслух; по окончании чтения складывает письмо в конверт, задувает свечу и медленно уходит/

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

/Учитель вновь приглашает всех участников литературного бала, объявляя участников, они выходят парами/

Использованная литература

1. О.А.Лянцман "Здесь живет театр"- Волгоград : Учитель, 2009

2. Е.М.Мордас "Уроки путешествия, ролевые игры""- Волгоград : Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...