Календарно-тематическое планрование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Земченкова Ольга Вячеславовна

Данное планирование подходит к программе литературы 8 класса под редакцией Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_literatura_8_klass.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

№№              №

урока

Кол-во часов


Содержание (тема урока)


Примечания

1.

1

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Тестирование

2.

1

Устное народное творчество.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народных песнях:   «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Рассказ учителя. Беседа.

3.

1

Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Тульские частушки. Поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Рассказ учителя. Беседа

4.

1

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Беседа.

5.

1

Из древнерусской литературы

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

6.

1

Вн. Чт. «Шемякин суд» как сатирическое повесть XVII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

Урок внеклассного чтения.

7.

1

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

8.

1

Из литературы 18 века

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Д. И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии.

Рассказ учителя. Беседа.

9.

1

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Говорящие фамилии и имена.

Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Практикум.

10.

1

Урок-проект. Постановка сцен из комедии «Недоросль» на  школьной сцене

Театрализация


11.


1

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений).


Урок развития речи.

Вн.чт. Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Сюжет, композиция и характеры героев.

Урок внеклассного чтения

13.

1

Из русской литературы 19 века.

И. А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ учителя. Презентация «И. А. Крылов». Беседа.

14.

1

Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812г.  Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

15.

1

Вн. чт. Мои любимые басни И.А. Крылова. Развитие представлений об аллегории.

Урок внеклассного чтения

16.

1

К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатирик. Краткий рассказ о писателе.  Думы К. Ф. Рылеева. Оценка дум современниками.

Рассказ учителя. Практикум.

17.

1

Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.

18.

1

Тема расширения русских земель. Текст Думы Рылеева – основа народной песни о Ермаке. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

19.

1

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

Рассказ учителя. Презентация «А. С. Пушкин». Беседа.

20.

1

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Урок-беседа. Прослушивание романсов.

21.

1

Стихотворение «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных .

22.

1

Вн. Чт. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 кл.).

Семинар.

23.

1

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Пугачёв и народное восстание. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Рассказ учителя. Беседа.

24.

1

История создания романа. Пугачёв в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

25.

1

А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

Рассказ учителя. Беседа.

26

1

Пётр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера, нравственная оценка его личности. Швабрин – антигерой. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Беседа. Обучение устному рассказу.

27.

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственная красота героини Пушкина. Значение образа Савельича в романе.

Беседа.

28.

1

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Беседа. Практикум.

29.

1

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва»

30.

2

Р.р. Подготовка и написание сочинения по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?», «Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?», «Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?»

Урок развития речи.

31.

1

Вн. Чт. А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

В. Г. Белинский о Пушкине.

Урок внеклассного чтения

32.

1

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля.

33.

1

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. Отношение к историческим темам и воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах).

Рассказ учителя. Презентация «М. Ю. Лермонтов». Семинар.

34.

1

Воплощение в литературе романтических ценностей. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как  романтическая поэма. Мцыри как романтический герой.

Беседа.

35.

1

Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монахов. Романтически-условный историзм поэмы.

36.

1

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения.

37.

1

Романтический пейзаж, его роль в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Практикум.

38.

2

Р.р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося):  «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме „Мцыри".

Урок развития речи.

39.

1

Вн.чт. Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 кл.).

Урок-семинар внеклассного чтения

40.

1

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Поворот русской драматургии к социальной теме.

Рассказ учителя. Беседа.

41.

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Беседа. Практикум.

42.

1

Хлестаков и  «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление

Практикум.

43.

1

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия,  кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

44

1

Р.р. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комедия», «сатира», «юмор», «фантастика».

45.

1

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в  драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии  Н. В. Гоголя  «Ревизор»).

Урок развития речи.

46.

1

Проблема личности и общества. Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе,  его развитие (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Рассказ учителя. Беседа.

47.

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода.  Роль фантастики в художественном произведении.

Практикум.

48.

1

Р.р. Обучение написанию отзыва на театральные или кинематографические версии комедии и повести

Урок развития речи

49.

1

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Тургенев и Тульский край.

Презентация «Тургенев и Спасское-Лутовиново»

50.

1

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

51.

1

Р.р. Устная характеристика образа повествователя и средств создания его образа

52.

1

Вн. Чт. И.С. Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася». Образ тургеневской девушки

53.

1

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

Рассказ учителя. Беседа.

54.

1

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

55.

1

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля.

56.

1

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания  образа.

Рассказ учителя. Беседа.

57.

1

Нравственные и философские искания русских писателей. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Толстой и Ясная Поляна.

Рассказ учителя. Презентация «Толстой и Ясная Поляна». Беседа.

58.

1

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

59.

1

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта.

Практикум.

60.

1

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

Урок внеклассного чтения.

61.

1

Вн. Чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Урок внеклассного чтения. Презентация «Поэзия родной природы».

62.

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. Чехов и Тульский край. Рассказ «0 любви» (из трилогии). История о любви и  упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ учителя. Презентация «Толстой и Чехов». Беседа.

63.

1

Вн. Чт. Рассказы А.П. Чехова. Характеристика сюжета, тематики, проблематики рассказов.

Урок внеклассного чтения

64.

1

Из русской литературы 20 века.

И. А. Бунин. Слово о писателе. Бунин и Тульский край. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Рассказ учителя. Презентация «Бунин и Тульский край». Беседа.

65.

1

Подготовка к учебному диспуту «Поговорим о превратностях любви»

66.

1

А. И. Куприн. Слово о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания в рассказе «Куст сирени». Представления о любви и счастье в  семье.  Понятие о сюжете и  фабуле.

Рассказ учителя. Беседа.

67.

2

Р.р. «Что значит быть счастливым?».  Подготовка и написание

классного сочинения по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

Урок развития речи. Урок-диспут.

68.

1

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. И стихотворении «Россия». Современное звучание и смысл стихотворения.  Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

69.

1

С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя. Беседа.

70.

1

Р.р. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях  А. С. Пушкина и С. А. Есенина.  Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Урок развития речи.

Урок-конференция.

71.

1

Р.р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

72.

1

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — рассказ о пути к творчеству.

Рассказ учителя. Беседа.

73.

1

Р.р. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.

Урок развития речи.

74.

1

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом" (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности


75.

1

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник», О. Дымов, А. Аверченко. Приемы и способы создания сатирического повествования.

Урок внеклассного чтения

76.

1

Вн. Чт. М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах

Урок внеклассного чтения

77.

1

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание

Рассказ учителя. Беседа.

78.

1

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина

Урок контроля.

79.

1

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. Оценка поэмы в литературной критике.

Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Смоленск».  Беседа

80.

1

Новаторский характер образа Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Реалистическая правда о войне в поэме Твардовского.

Обучение устному рассказу.

81.

1

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклоризм литературы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Авторские отступления.

Практикум.

82.

1

Вн. Чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок внеклассного чтения.

83.

2

Стихи и песни о Великой Отечественной войне (обзор).  Традиции в изображении боевых подвигов и военных будней в творчестве М. Исаковского («Катюша»,   «Враги сожгли родную хату»,;Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). Лирические и героические песни в годы ВОВ.



Урок развития речи.

Урок-концерт (презентация).

84.

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет» - автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Рассказ учителя. Беседа.

85.

2

Р.р. Подготовка и написание классного сочинения «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

Урок развития речи.

86.

2

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»,  «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия».

Урок внеклассного чтения.

87.

2

Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп, З. Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин. Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине.

Урок внеклассного чтения. Презентация по данной теме.

88.

1

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

89.

1

Сонеты У. Шекспира. «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум.

90.

1

Вн. Чт. Конкурс на лучшее чтение сонетов Шекспира (по выбору учащихся)

91.

1

Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (сцены) – сатира на дворянство и невежественных дворян.

Рассказ учителя. Беседа.

92.

1

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).  Черты классицизма в комедии Мольера. Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии

Рассказ учителя. Беседа.

93.

1

Вн. Чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения.

94.

1

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.

95.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Беседа.

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для

поддержания основ литературного образования на всех этапах изучения литературы в школе.  «Чтение — вот лучшее учение»,— писал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интерес-

ным, воздействующим на ум и душу ученика,  необходимо развить эмоциональное восприятие, приучить их к грамотному анализу прочитанного произведения, развить потребность в чтении. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,  изображающими жизненную правду, общегуманистические  идеалы, воспитывающими высокие нравственные ценности у человека читающего.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю (102 ч в год), 34 рабочих недели. В настоящее время дети перестали активно читать, плохо рассуждают, не умеют выражать свои мысли, поэтому в программу был добавлен дополнительный 1 час в неделю за счет школьного компонента. Кроме того, в программу введены часы регионального компонента: «Тульские частушки», «Тургенев и Тульский край», «Бунин и Тульский край», «Чехов и Тульский край», «Толстой и Ясная поляна».

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы 18 века

5

Из русской литературы XIX века.

53

Из русской литературы XX века.

29

Зарубежная литература.

8

Всего часов

102

Образовательные технологии.

Следует широко применять иллюстрации, портреты писателей и фотографии различных эпох, экранные и звуковые средства обучения. Кроме того,  учебные диафильмы  и презентации, аудиокниги.

Различные средства обучения расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, формированию читательской культуры, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т. д.

Одно из перспективных экранных пособий — презентация с экранным проектором — позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить плотность урока, увеличить объем дидактического материала для объяснения нового и закрепления изученного ранее. Использование репродукций картин известных русских художников на уроках способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.

Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Кол-во часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

Феде

раль

ный компонент

Регио

наль

ный компонент

Школь

ный компо

нент

8

2

-

1

Рабочая программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2013

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2013

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2012;

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2013.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 7 класса

 Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 199...

Календарно-тематическое планирование по татарской литературе 2 класс

Календарно-тематическое планирование по татарской литературе 2 класс по Хайдаровой...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 класс

Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 классПрограмма изучения (предмет): литератураКоличество часов по программе: 34 часаКоличество часов в неделю: 1 часТи...