Рабочая программа дисциплины "Литература"
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Стеклов Юрий Николаевич

Составлена в соответствии с

                                                          государственными требованиями к

                                                          минимуму содержания и уровню

                                                          подготовки выпускников по

                                                          специальностям:

                                                          070602 «Дизайн (по отраслям) /в области

                                                          художественного проектирования,

                                                          моделирования и оформления игрушки/»,

                                                          032401 «Реклама»,

                                                          260903 «Моделирование и конструирование

                                                          швейных изделий»,

                                                          250403 «Технология деревообработки» и

                                                          примерной программой учебной

                                                          дисциплины «Литература», утвержденной

                                                          Управлением среднего профессионального

                                                          образования Минобразования

                                                          31 января 2003 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                                ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   РОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИГРУШКИ

                                        Рабочая программа

                                  дисциплины «Литература»

     для группы специальностей:

     250403 «Технология деревообработки»,

     032401 «Реклама»,

     260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

     070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/»

                                            г. Сергиев Посад

                                                    2008 год

                                                                Составлена в соответствии с

                                                          государственными требованиями к

                                                          минимуму содержания и уровню

                                                          подготовки выпускников по

                                                          специальностям:

                                                          070602 «Дизайн (по отраслям) /в области

                                                          художественного проектирования,

                                                          моделирования и оформления игрушки/»,

                                                          032401 «Реклама»,

                                                          260903 «Моделирование и конструирование

                                                          швейных изделий»,

                                                          250403 «Технология деревообработки» и

                                                          примерной программой учебной

                                                          дисциплины «Литература», утвержденной

                                                          Управлением среднего профессионального

                                                          образования Минобразования

                                                          31 января 2003 года

    «УТВЕРЖДАЮ»                                                               «ОДОБРЕНА»

                                                                                           предметной комиссией

  Заместитель директора                                                                                          

  по учебной работе                                                      Председатель комиссии                                                    

  __________________ Осипова Т.В.                           _________ Романова Л.А.

  __________________ 2008 г.                                      _______________ 2008 г.

     Программу составил преподаватель

Российского художественно-технического

колледжа игрушки                                                         _________ Стеклов Ю.Н.

     Рецензенты:

преподаватель РХТКИ                                       ____________     МарвинаА.А.

преподаватель русского языка и литературы

Богородского художественно-

промышленного училища                                  _____________ Серпутько В.Г.

                              1. Пояснительная записка

     Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям

     032401 «Реклама», утверждённых Минобразования России 14 июля 2004 года, регистрационный № 04-2308-Б;

     070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/», утвержденных Минобразования России 11 ноября 2002 года, регистрационный № 03-0514П;

     250403 «Технология деревообработки», утвержденных Минобразования России 4 апреля 2002 года, регистрационный № 04-2602-Б;

     260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий», утвержденных Минобразования России 4 марта 2002 года, регистрационный № 04-2808-Б.

     При составлении рабочей программы за основу была принята примерная программа учебной дисциплины «Литература», утвержденная Управлением среднего профессионального образования Минобразования России                31  января 2003 года.

     Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

для специальности 032401

дисциплина изучается в течение 1-го и 2-го семестров,

всего аудиторных занятий – 195 часов,

максимальная нагрузка студента устанавливается в объеме 256 часов,

в 1-ом и 2-ом семестрах проводятся экзамены;

для специальностей 250403, 260903

дисциплина изучается в течение 1-го и 2-го семестров,

всего аудиторных занятий – 117 часов,

максимальная нагрузка студента устанавливается в объёме 154 часов,

в 1-ом семестре проводится первая контрольная работа, во 2-ом семестре– вторая контрольная работа.

для специальности 070602

дисциплина изучается в течение 1-го, 2-го и 3-го семестров,

всего аудиторных занятий – 132 часа,

максимальная нагрузка студента устанавливается в объеме 174 часов,

в 1-ом семестре проводится первая контрольная работа, во 2-ом семестре– вторая контрольная работа, в 3-ем семестре – зачёт.

     При составлении рабочей программы в содержание примерной программы внесены следующие изменения:

     - основываясь на опыте преподавания данной дисциплины, проведено перераспределение часов, отведенных на изучение некоторых тем дисциплины;

     - уточнено содержание и откорректирован (конкретизирован) объем самостоятельной работы студентов по всем темам тематического плана;

     - уточнено, конкретизировано учебно-методическое обеспечение, необходимое для выполнения отчетных работ студентов.

     Учебная дисциплина «Литература» является общеобразовательной.

     Рабочая программа предусматривает две формы организации самостоятельной работы студентов:

     1) самостоятельная, аудиторная работа в виде выполнения конкретного задания;

     2) самостоятельная внеаудиторная работа в виде окончания аудиторных работ.

     Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.

     Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в разделе 4 рабочей программы.

     В результате изучения дисциплины «Литература» выпускники должны

иметь представление

о жизни и творчестве изучаемых писателей,

о методах, направлениях и течениях литературы,

об основных изобразительных средствах;

знать

краткое содержание программных произведений,

их проблематику и идейный смысл,

род и жанр рассматриваемых произведений;

уметь

владеть монологической формой устной речи,

пересказывать содержание прочитанных произведений,

анализировать отдельные эпизоды,

выразительно читать стихотворения и отрывки из произведений,

писать сочинение на литературную тему.

                                     2. Тематические планы

                                          Тематический план

                             учебной дисциплины «Литература»

                                                 для специальности

                                                  032401 «Реклама»

     


№№

п/п

     


             Наименование тем



Макси-

мальная

учебная

нагрузка

в часах

Аудитор-

ные

занятия

в часах

Самостоя-

тельная

учебная

нагрузка

в часах

  

Введение

     2

       2

       

  1 

Русская литература конца XXVIII – начала

XIX в.в.

    18

     14

     4

2

Русская литература первой половины  

XIX века

    21

     16

     5

3

Литература второй половины  XIX века

    32

     24

     8

4

Из русской литературы конца XIX –

начала XX в.в.

    24

     18

     6

5

Поэзия серебряного века

    21

     16

     5

6

Литература первой половины XX века

    32

     24

     8

7

Из поэзии середины XX века

    26

     20

     6


8

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получивших признание современников


    35

   

     26


     9

9

Произведения зарубежных писателей

    26

     20

     6

 10

Сведения по истории и теории литературы

    19

     15

     4

Всего

   256

    195

    61

                                               Тематический план

                             учебной дисциплины «Литература»

                                                 для специальностей

          260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

          250403 «Технология деревообработки»

     


№№

п/п

     


             Наименование тем



Макси-

мальная

учебная

нагрузка

в часах

Аудитор-

ные

занятия

в часах

Самостоя-

тельная

учебная

нагрузка

в часах

  

Введение

      1

       1

       

  1 

Русская литература конца XXVIII – начала

XIX в.в.

      8

      6

     2

2

Русская литература первой половины  

XIX века

      8

      6

     2

3

Литература второй половины  XIX века

     13

      8

     5

4

Из русской литературы конца XIX –

начала XX в.в.

     16

     12

     4

5

Поэзия серебряного века

     12

     10

     2

6

Литература первой половины XX века

     21

     16

     5

7

Из поэзии середины XX века

     17

     14

     3


8

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получивших признание современников


     21

   

     16


     5

9

Произведения зарубежных писателей

     19

     14

     5

 10

Сведения по истории и теории литературы

     18

     14

     4

Всего

   154

    117

    37

                                         Тематический план

                             учебной дисциплины «Литература»

                                                 для специальности

             070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного

             проектирования, моделирования и оформления игрушки/

     


№№

п/п

     


             Наименование тем



Макси-

мальная

учебная

нагрузка

в часах

Аудитор-

ные

занятия

в часах

Самостоя-

тельная

учебная

нагрузка

в часах

  

Введение

      1

       1

       

  1 

Русская литература конца XXVIII – начала

XIX в.в.

     8

      6

     2

2

Русская литература первой половины  

XIX века

    13

     10

     3

3

Литература второй половины  XIX века

    18

     14

     4

4

Из русской литературы конца XIX –

начала XX в.в.

    17

     13

     4

5

Поэзия серебряного века

    13

     10

     3

6

Литература первой половины XX века

    24

     18

     6

7

Из поэзии середины XX века

    18

     14

     4


8

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получивших признание современников


    24

   

     18


     6

9

Произведения зарубежных писателей

    19

     14

     5

 10

Сведения по истории и теории литературы

    19

     14

     5

Всего

   174

    132

    42

                           3. Cодержание программы

                                             

                                               Введение

     Общая характеристика русской классической литературы, ее гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных ценностей. Периоды развития литературы как вида искусства. Общественное значение русской литературы.

     

     В результате изучения «Введения» студент должен

иметь представление

о русской классической литературе;

знать

основные периоды развития литературы;

уметь

рассказывать о классической литературе.

             Тема 1. Русская литература конца 18 – начала 19 в.

     Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества. Стихотворения: «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Памятник», «Бог». Г.Р.Державин – поэт, осуществивший поворот литературы к радостям и горестям земной жизни. *Независимость его общественной позиции. Великолепие красок, бытовые детали его стихотворений. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта.

     В.А.Жуковский. Краткая характеристика творчества. Стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Песня» («Минувших дней очарованье…»), «Море», «Эолова арфа». Личность поэта (духовная высота, патриотизм, деятельная доброта). *Романтизм как философия жизни и художественный мир произведений поэта. Стремление проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Черты романтизма в стихотворениях поэта. Жуковский – переводчик. Его роль в приобщении русского читателя к мировой литературе.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о жизни и творчестве Г.Р.Державина, В.А.Жуковского,

о классицизме и романтизме:

знать

содержание их произведений;

уметь

рассказывать о творчестве поэтов,

анализировать стихотворения.

* Звёздочкой помечены вопросы для самостоятельного изучения

             Тема 2. Русская литература первой половины 19 века.

     А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Роман «Евгений Онегин». Маленькие трагедии: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Значение творчества А.С.Пушкина для русской культуры. Художественные открытия А.С.Пушкина. Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе. *Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа «Евгений Онегин»: цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, идея верности любви и долгу. Богатство и своеобразие языка, широта охвата действительности, единство эпического и лирического начал. «Евгений Онегин» как первый реалистический роман в русской литературе.

     М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Стихотворения: «Поэт», «Я не унижусь пред тобою…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

*Роман «Герой нашего времени». Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. «Герой нашего времени» – нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века. Роль композиции произведения в раскрытии образа Печорина, объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Онегин и Печорин; проблемы несостоятельности индивидуализма, ответственность человека перед людьми.

     Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Поэма «Мёртвые души». Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Н.В.Гоголь как глава «натуральной» школы, своеобразие реализма его произведений. *Смысл названия поэмы «Мёртвые души». Русь народная, помещичья, чиновничья, проблема национального характера в поэме. Единство сатирического и лирического начал, раздумья писателя о судьбах Родины.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

знать

содержание романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», поэмы «Мёртвые души»;

уметь

анализировать главы названных произведений.

                      Тема 3. Литература второй половины 19 века

     Россия второй половины 19 века. Расцвет реализма в русской литературе; её особая роль в жизни общества. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы этого периода. Литература как выражение духовных исканий русского общества.

     А.Н.Островский. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Пьесы «Гроза» или «Бесприданница». А.Н.Островский – основоположник русского реалистического театра. *Тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. Народные герои пьес Островского. Живописность, красочность языка.

     И.А.Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества. *Роман «Обломов» (обзорное изучение).

     И.С.Тургенев. Краткий очерк жизни и творчества. Романы «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо». *Проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романах И.С.Тургенева. Утверждение непреходящих духовных ценностей дворянской культуры. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни. Поиск «сознательно-героической» натуры  как ответ на противоречия эпохи. Стилистическое богатство, утонченность, поэтичность языка писателя.

     Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «К Б.» (Я встретил вас – и всё былое…), «Эти бедные селенья…», «Тени сизые смесились…».

     Философские мотивы поэзии Ф.И.Тютчева (человек и природа, тема любви), пластичность и символичность поэтических образов.

     А.А.Фет. Стихотворения: «Ещё майская ночь», «Шёпот, робкое дыханье…», «Облаком волнистым…», «Ещё весны душистой нега…», «Заря прощается с землёю», «Это утро, радость эта…», «Поэтам», «На железной дороге», «Сияла ночь. Луной был полон сад».

     Проникновенное чувство родной природы, единство её с человеком в поэзии А.А.Фета.

     Н.А.Некрасов. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Рыцарь на час», «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Пророк», *«Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Зине» («Ты ещё на жизнь имеешь право…»), «Питая ненавистью грудь…», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Песня Ерёмушке».

     Развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии Н.А.Некрасова. Исповедь, проповедь, покаяние в лирике поэта.

     Н.С.Лесков. Краткий очерк жизни и творчества. *Повесть «Тупейный художник» или повесть «Очарованный странник» (обзорное изучение).

     Характер и трагическая судьба талантливого русского человека. Борьба его за счастье, за право быть человеком. Самобытность языка писателя.

     М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Роман «История одного города» (обзорное изучение).

     *Сатирическое обличение деспотизма, невежества власти и бесправия и покорности народа в книге М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жанровое и стилистическое своеобразие произведения писателя.

     Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание» или роман «Идиот» (с обобщением ранее изученного).

     Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание». *Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Своеобразие изображения внутреннего мира героев романа. Мировое значение творчества Ф.М.Достоевского.

     Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Война и мир» – роман-эпопея. «Мысль народная» в романе. *Вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Духовные искания героев романа Л.Н.Толстого. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних диалогов). Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о жизни и творчестве А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого;

знать

краткое содержание драмы «Гроза», романов «Обломов», «Отцы и дети», «История одного города», «Преступление и наказание», «Война и мир», повести «Тупейный художник»;

уметь

характеризовать главных героев этих произведений.

             Тема 4. Из русской литературы конца ХІХ – начала ХХ в.

     Общая характеристика литературы конца ХІХ – начала ХХ веков. Продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций русской классики (А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн). Поиски новых

принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения: символизм, акмеизм, футуризм.

     А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Случай из практики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Ионыч». Пьесы «Вишневый сад», «Три сестры» (одна из пьес по выбору).

     Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П.Чехова. Мысль писателя об ответственности человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, приёмы подтекста, объективность в изображении жизни, скрытый лиризм, искусство детали. Утонченный реализм прозы писателя.

     Новаторство чеховской драматургии: отсутствие борьбы-интриги, психологический подтекст, символическая функция пейзажа, сложная жанровая природа пьес писателя. *Разлад желаний и стремлений героев и реальностей жизни как основа драматургического конфликта пьес «Вишневый сад» и «Три сестры». Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинно человеческой жизни.

     И.А.Бунин. Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы «Антоновские яблоки», «Лёгкое дыхание», Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», *«Господин из Сан-Франциско».

     Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» («Я простая девка на баштане…»), «Ночь».

     «Живопись словом» – характерная особенность стиля Бунина. Национальные истоки его героев. Светлые и тёмные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы.

     А.И.Куприн. Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы «Гранатовый браслет», «Гамбринус», повесть «Олеся». *Люди цивилизации и люди природы в произведениях Куприна.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о русской литературе конца 19 – начала 20 веков,

о жизни и творчестве А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна;

знать

краткое содержание произведений этих писателей;

уметь

характеризовать главных героев их произведений.

             Тема 5. Поэзия серебряного века

     *Избранные стихотворения И.Ф.Анненского, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой (одно-два стихотворения каждого поэта; обзорное изучение темы).

     *Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия в поэзии символизма (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, И.Ф.Анненский). Проблема индивидуализма человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. Возвращение к красоте земной жизни, «прекрасной ясности» в поэзии акмеизма. Стремление к экзотичности описаний, героизации действительности (Н.С.Гумилёв). Тоска по мировой культуре, историзм поэтического мышления (О.Э.Мандельштам). *Духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы (М.И.Цветаева).

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о поэзии Серебряного века;

знать

произведения К.Д.Бальмонта, Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой;

уметь

анализировать стихотворения поэтов Серебряного века.

             Тема 6. Литература первой половины ХХ века.

     Основные потоки русской литературы ХХ века: литература, создававшаяся на родине, литература русского зарубежья, «запрещенная литература».

     Традиции русской классики и поиски обновления искусства. Художественные обретения литературы ХХ века.

     Человек на перепутье истории – сквозная тема русской литературы первой половины ХХ века.

     М.Горький. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). *Пьеса «На дне». Роман «Фома Гордеев» (обзорное изучение).

     Споры о предназначении человека, пафос активного отношения к жизни в ранних рассказах М.Горького, в пьесе «На дне». Проблема бунтарства и смирения в романе «Фома Гордеев». Отношение Горького к Октябрьской революции («Несвоевременные мысли»).

     А.А.Блок. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Стихотворения «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Коршун», цикл «Кармен». *Поэма «Двенадцать». Образ России в поэзии Блока. Трагическое мироощущение лирического героя Блока.

     В.В.Маяковский. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешёвая распродажа», «Сергею Есенину», «Юбилейное». Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике Маяковского. *Тема поэта и поэзии.

     Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос».

     С.А.Есенин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Стихотворения «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», из цикла «Персидские мотивы». *Тема родины в лирике Есенина. Трагизм восприятия надвигающейся ломки в деревне.

     А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Стихотворения «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Приморский сонет», «Родная земля». Поэма «Реквием»: трагедия народа и поэта.

     М.А.Шолохов. Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Роман-эпопея «Тихий Дон» или *роман «Поднятая целина» (обзорное изучение). Изображение гражданской войны в эпопее как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

     А.П.Платонов. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Сокровенный человек». Непростые «простые» герои Платонова. Дело жизни и служение ему. Самобытность языка писателя.

     М.А.Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Белая гвардия» или роман «Мастер и Маргарита».

     Своеобразие произведений ( эпическая широта, трагизм, сатира, лиризм, сочетание реальности и фантастики). Тема совести и чести. *Оригинальная философская трактовка библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита». Любовь героев как высокая духовная ценность. Противостояние трагическим обстоятельствам действительности.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о литературе первой половины 20 века;

о жизни и творчестве М.Горького, А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, М.А.Шолохова, А.П.Платонова, М.А.Булгакова;

знать

программные произведения этих писателей;

уметь

анализировать отрывки их произведений.

             Тема 7. Из поэзии середины ХХ века.

     Б.Л.Пастернак. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения «Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идёт», «На ранних поездах», *стихотворения из романа «Доктор Живаго» (обзорное изучение).

     А.Т.Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «К обидам».

     Н.А.Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения «Завещание», Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Гроза идёт».

     *Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэтов.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о поэзии середины 20 века,

о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака, А.Т.Твардовского, Н.А.Заболоцкого;

знать

содержание стихотворений этих поэтов;

уметь

анализировать их стихотворения.

             Тема 8. Произведения писателей второй половины ХХ века, получившие признание современников.

     Ф.А.Абрамов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.Г.Распутин, А.И.Солженицын, В.В.Быков, К.Д.Воробьёв, В.Л.Кондратьев, В.С.Гроссман, Ю.О.Домбровский, Ф.А.Искандер, Ю.В.Трифонов, С.В.Довлатов, Б.А.Ахмадулина, А.А.Вознесенский, И.А.Бродский, Н.М.Рубцов и др. (по выбору учителя).

     *Смелость и правдивость в постановке острых социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. *Стремление по-новому осмыслить проблемы отношений человека и общества, человека и государства, народа и власти (человек в тоталитарном государстве). Трагические страницы советской истории в литературе 60–70-х годов.

     *Суровая правда жизни, тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская проза»). Человек и природа.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о литературе второй половины 20 века,

о поэтах и прозаиках этого периода;

знать

содержание рассказов «Царь-рыба», «Уроки французского», «Матрёнин двор», повестей «Привычное дело», «Живи и помни», «Сотников», «Убиты под Москвой»;

уметь

анализировать эти произведения.

             Тема 9. Произведения зарубежных писателей

     *В.Шекспир «Гамлет», И.-В. Гёте «Фауст», Э.Т.А.Гофман «Крошка Цахес», *О. Бальзак «Гобсек» или «Отец Горио», Б.Шоу «Пигмалион», *Г.Уэллс «Война миров», Э.Хемингуэй «Старик и море» (обзорное изучение).

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о жизни и творчестве В.Шекспира, И.-В.Гёте, Э.Т.А.Гофмана, О.Бальзака, Б.Шоу, Г.Уэллса, Э.Хемингуэя;

знать

краткое содержание их произведений;

уметь

объяснять аллегорический смысл этих произведений.

             Тема 10. Сведения по истории и теории литературы

     Идеалы гуманизма и народности русской литературы, её патриотизм и «всечеловечность».

     Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

     Биографические сведения (основные факты) о других писателях-классиках ХІХ века и выдающихся писателях ХХ века.

     История создания этапных в творчестве писателей и развитии литературы произведений русской классической литературы, например романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

     Оценка изучаемых произведений классиков в статьях выдающихся русских критиков, например В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.В.Дружинина, А.П.Григорьева и др.

     *Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

     Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

     *Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

     Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

     Основные черты литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм).

     *Нравственная, социальная и историко-культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе. Человек и Бог, преемственность поколений. Человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о таких понятиях, как гуманизм, народность, патриотизм, роды и жанры литературы,

о критических статьях В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др.;

знать

содержание статей этих литературных критиков;

уметь

применять литературоведческие термины при анализе произведений.

                          4. Контрольные вопросы по литературе

      Тема 1. Русская литература конца XVIII – начала XIX в.

 

  1. Что вы знаете о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?
  2. Каким вы представляете себе Державина-чиновника?

 Тема 2. Русская литература первой половины XIX века

  1. Какие исторические события оказали влияние на развитие русской литературы первой четверти XIX века?
  2. Какие баллады В.А.Жуковского вы знаете?
  3. Что сближает комедию А.С. Грибоедова с классицистической комедией и в чём заключается её новаторство?
  4. Какие обстоятельства способствовали формированию «русской души» Татьяны Лариной?
  5. Почему Н.В.Гоголь остался недоволен сценической трактовкой своей комедии «Ревизор»?
  6. Почему М.Ю.Лермонтов нарушает хронологическую последовательность повестей в романе «Герой нашего времени»?

 Тема 3. Русская литература второй половины XIX века

  1. Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?
  2. Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и судьбе?
  3. Почему рассказ попа о жизни духовного сословия вызывает смущение и сочувствие семерых странников?
  4. В чём проявилось особое положение Тютчева среди русских писателей XIX века?
  5. Почему Лев Толстой высоко ценил поэзию Фета?
  6. Как вы понимаете эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?
  7. Что толкнуло Раскольникова на убийство старухи процентщицы?
  8. Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождём толпы?
  9. Кого Лесков называет «тупейным художником»?
  10.  Что привлекает и что настораживает вас в старых хозяевах вишнёвого сада?

 Тема 4. Русская литература конца XIX – начала XX в.

  1. Что представляла собой акмеистическая группа?
  2. Как выражена тема обречённости мира в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
  3. Как вы относитесь к Г.С.Желткову и княгине Вере Николаевне?

 Тема 5. Поэзия Серебряного века

  1. Что такое Серебряный век?
  2. Как проявился идеал Н.С.Гумилёва в его цикле «Капитаны»?
  3. Каких поэтов Серебряного века вы знаете?

 

 Тема 6. Русская литература первой половины XX века

  1. Почему «На дне» называют социально-философской драмой?
  2. Как вы понимаете название поэмы А.А.Блока «Двенадцать»?
  3. Чем вам близка поэзия Есенина?
  4. Каким предстаёт образ поэта во вступлении к поэме «Во весь голос»?
  5. Какое впечатление произвёл на вас рассказ А.П.Платонова «Семён»?
  6. Какова тема романа М.А.Шолохова «Поднятая целина»?
  7. Как вы воспринимаете образы мастера и Маргариты?
  8. Какой любимый цвет М.И.Цветаевой в её стихах и какой цвет в них никогда не встречается?
  9. Чем объясняется трагизм судьбы О.Э.Мандельштама?
  10. Как вы воспринимаете стихотворение Б.Л.Пастернака «Гамлет»?
  11.  «Реквием» А.А.Ахматовой – поэма или цикл стихотворений?

 Тема 7. Поэзия середины XX века

  1. Как вы относитесь к героине стихотворения Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?
  2. В чём, по-вашему, причина популярности «Василия Тёркина»?
  3. Чем объяснить явление «поэтического бума»  шестидесятых годов прошлого века?
  4. Каких русских поэтов-лауреатов Нобелевской премии вы знаете?

 Тема 8. Русская литература второй половины XX века

  1. Почему А.И.Солженицын считает крестьянку Матрёну праведницей?
  2. Какой вы видите деревенскую жизнь в повести В.И.Белова «Привычное дело»?
  3. Почему героиня повести В.Г.Распутина «Живи и помни» покончила жизнь самоубийством?
  4. В чём аллегорический смысл рассказа В.П.Астафьева «Царь-рыба»?
  5. Какие произведения К.Д.Воробьёва вам запомнились?
  6. Что объединяет творчество таких писателей, как А.И.Солженицын, В.Т.Шаламов, Е.С.Гинзбург, О.В.Волков, Ю.О.Домбровский?

 Тема 9. Зарубежная литература

  1. Правильно ли поступил Гамлет, отомстив за убийство отца?
  2. В чём видит Фауст смысл человеческой жизни?
  3. Как вы понимаете аллегорический образ Циннобера?
  4. Что общего между Гобсеком и Плюшкиным?
  5. Почему Б.Шоу дал своему роману название «Пигмалион» и это собственное имя в тексте ни разу не встречается?
  6. О какой войне идет речь в романе Г.Уэллса «Война миров»?
  7. Что общего между произведениями «Царь-рыба» и «Старик и море»?

 

 Тема 10. Сведения по истории и теории литературы

  1. Что такое гуманизм и народность русской литературы?
  2. Когда родился и умер А.С.Пушкин?
  3. Что вы знаете об истории создания романа «Война и мир»?
  4. Назовите выдающихся русских критиков.
  5. Какие роды и жанры литературы вы знаете?

                 

                                                                                                           

             

                                          5. Литература

     1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.– 5-е изд.,

перераб. и доп.– М.: Дрофа, 2000.– 512 с.: ил.

     2. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.– 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Дрофа, 2000.– 512 с.: ил.

     3. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник. Ч. 1, 2. 10 кл.– М.: Дрофа, 2001.

     4. История зарубежных литератур/ Под ред. Мулярчика А.С. Учебник для 10-11 кл.– М.: Русское слово, 2002.

 

     5. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.В.Лебедев.– 8-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2006.

     6. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2. / Ю.В.Лебедев.– 8-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2006.– 383 с.: ил.

     7. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева.– 11-е изд.– М.: Просвещение, 2006.– 399 с.: ил.

     8. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева.– 11-е изд.– М.: Просвещение, 2006.– 445 с.: ил.

     9. Русская литература XIX века. Под ред. Г.Н.Ионина. Учебник. Ч. 1, 2.

10 кл.– М.: Мнемозина, 2001.

    10. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2001.– 542 с.: ил.

    11. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2001.–

480 с.: ил.

    12. Леонидова Н.И., Васильева Т.А. Зарубежная литература. Хрестоматия. Ч. 1, 2. 10 кл.– М.: Вентана-Граф, 2001.

    13. Васильева Т.А. Зарубежная литература. Хрестоматия. Ч. 1,2. 11 кл.– М.: Вентана-Граф, 2001.

   

   

                                 

                             

                                                 

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...