" И целый мир от красоты..." Конспект урока литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Ахтырская Людмила Викторовна

Урок посвящён лирике творчества А.А.Фета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fet.doc60 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Цель урока:

Задачи:









Тип урока:

Формы работы:

Оборудование:




Формирование компетенций:

 



Орг. момент:








Эпиграф:












Ученики:

Учитель:








Постановка проблемного вопроса (цель урока)


Целеполагание и планирование деятельности:

Ученики:


Учитель:




Работа с лит. терминами:








Учитель:




Ученики:

Учитель:





Ученики:




Учитель:

Ученики:




Ученики:




Учитель:








Ученики:





Учитель:



Ученики:


Учитель:

Ученики:




Учитель





Учитель:



 




Учитель:




Учитель:




Ученики:





Учитель:



Ученики:



Учитель:

 

Физкультминутка:









Учитель:







Творческие задания:





Рефлексия:




Домашнее задание:







Учитель:

Тема природы и любви в творчестве А.А.Фета.

выяснить, можно ли назвать поэзию А.А.Фета « вечной» и « человечной»

  1. Образовательная: обучать выразительному чтению стихотворений; умению выявлять в них изобразительно-выразительные средства языка;
  2. Развивающая: развивать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения и речи.
  3. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умение слушать и уважать мнение другого человека.

                                                               

       изучение нового материала.

фронтальная, парная, индивидуальная, индивидуализированная.    

Тексты стихотворений, карточки с литературоведческими терминами,, портрет А.А.Фета, презентация, иллюстрации к стихотворениям,  музыкальные произведения, интерактивная доска, рисунки учеников, кисти, краски, ватман.  

Информационная, коммуникативная.



Ход урока

- Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, и надеюсь, что наши души и сердца будут объединены одним высоким словом – Поэзия. А посвящён наш урок будет творчеству прекрасного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.

  Тема нашего урока: « Тема природы и любви в творчестве А.А.Фета»

- Послушайте эпиграф к нашему уроку и выделите главные слова из стихотворения:

                                                                     Целый мир от красоты,

                                                                     От велика и до мала,

                                                                      И напрасно ищешь ты

                                                                      Отыскать её начало.

                                                                      Что такое день иль век

                                                                       Перед тем, что бесконечно?

                                                                       Хоть не вечен человек,

                                                                       То, что вечно, - человечно.

                                                                                      А.А.Фет.

                                                                       

-Итак, ребята, сделайте вывод, какие важнейшие понятия в нашей жизни объединяет это стихотворение А.А.Фета.

- Мир, красота, природа, добро, человечность.

- Да, красота, по - мнению А. Фета, вездесуща. Она во всём: в колебании воздуха, в каждой росинке, в звуках голоса, в звоне ручья… Проходят годы и века, меняются поколения, изменяется природа и люди. А стихи А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова звучат для нас так же свежо и ново, и мы по – прежнему ищем на них ответы на важные для себя вопросы. Сегодня я предлагаю вам попробовать найти ответ на ещё один очень интересный вопрос. Обратите на последние строчки стихотворения эпиграфа.

               

-Можно ли назвать поэзию Фета, пользуясь строками его стихотворения «вечной» и «человечной»?



- Давайте попробуем определить, что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему?


-Сегодня мы будем решать эту проблему через анализ стихотворений А.А.Фета.

-Верно, ребята. Сегодня мы проанализируем 2 стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» и « Спроси у них – у дуба, у берёзы».


   

- Ребята, прежде чем мы перейдём к анализу стихотворений, мы должны вспомнить основные изобразительно- выразительные средства, которые помогут нам анализировать текст.


( Один ученик работает у доски, остальные в парах на листочках)  


- Молодцы, ребята. А сейчас сядьте удобно, распахните своё сердце навстречу красоте и послушайте стихотворение А.А.Фета « Ель рукавом мне тропинку завесила» в исполнении мастеров худ. слова

- Ребята, вам понравилось исполнение?

- Да, стихотворение прочитано выразительно.

- А сейчас послушайте данное стихотворение в исполнении вашего товарища.

 ( Читает подготовленный ученик)


- Что вы можете сказать о данном прочтении?

(Высказывают своё мнение)

- Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение?


- Мы испытали чувство грусти из-за того, что герой чем-то встревожен. Его одолевают разные противоречивые чувства и настроения. Он не может понять, что с ним происходит. Природа манит его  и пугает. В стихотворении мы видим слитное изображение пейзажа и чувств.

- Скажите, о какое время года описывает автор?

- Мы думаем, что позднюю осень.

- А почему лирический герой чувствует себя одиноким?

- Может быть осень влияет. Осенью природа как бы замирает, но в то же время она красива, человек много думает о жизни, о судьбе…

-Нам кажется, что, несмотря на то, что лирический герой расстроен, ему грустно, но он всё же восторгается красотой природы, которая его окружает.


- Молодцы, ребята. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в обычном явлении увидеть красоту. Он хочет разобраться в том, что твориться кругом, что происходит в его душе. И получается, что куда ни обратись, - ответа нет: « Я ничего не пойму».

- Давайте проследим по тексту, как меняется настроение лирического героя.


- Сначала грусть(1 строфа), затем он слышит « Тонко взывающий рог». Значит, жильё недалеко. И вот  «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом: он выходит к людям, которые послали ему свой привет.


-Хорошо, ребята. Какие изобразительно- выразительные средства помогают лирическому герою воспринять природу?


- Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры: « Ель рукавом мне тропинку завесила».

- Как вы понимаете это выражение? (ученики объясняют)

- эпитеты: медный глашатай, взывающий рог, сладостный зов; инверсию: неожиданно слышится, странника бедного; обилие шипящих и свистящих звуков(аллитерация), передающих движение ветра: Всё гудёт, колышется, листы кружатся у ног.

-Правильно, ребята. Объясните, как вы понимаете выражения: « Всё гудёт и колышется», « тонко взывающий рог», « сладостен зов мне глашатая медного»

 ( ученики объясняют)


- таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане, который называется « Вселенная».

- Давайте представим, что мы в лесу и немного отдохнём


- Давайте прослушаем ещё одно стихотворение. Закройте глаза и попробуйте представить картину, о которой пойдёт речь.

 ( Читает выразительно подготовленный ученик)

- Какое эмоциональное состояние души вы пережили во время прослушивания этого стихотворения? Какая картина представилась вашим глазам? В чём схожесть этого стихотворения с предыдущим?


-В этом и другом стихотворении затрагивается тема грусти, печали тоски в различное время года. В данном стихотворении лирический герой верит, что с приходом весны душа переболит, ей откроются ясные дни, и « новые откровения».


-Верно, ребята. Первый вопрос, который хочется задать после прочтения стихотворения: « Чему нужно поучиться у дуба, у берёзы»?


-Может быть, нужно поучиться у дуба и берёзы мужеству, стойкости, мудрости. Они мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья.

     

- Правильно. Ребята, а сейчас давайте отдохнём, я задам вам вопрос и сама же буду называть изобразительно-выразительные средства, если правильно хлопаете в ладоши, если нет, топаете ногами.  Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба и берёзы) и кратковременные радости весенних дней?     


- эпитеты: жестокая пора, холод лютый, скорбящая душа; олицетворения: злей метель, метель рвёт, холод хватает, гений промчится. 


- Молодцы, ребята.  Давайте ещё раз прочитаем стихотворение. А сейчас я предлагаю вам поработать творчески. Сейчас за окном зима – прекрасное время года для новых открытий и начинаний.  

 Я знаю, что среди вас есть поэты и писатели, давайте попробуем сочинить стихи о зиме( Настя, Ира);Даша при помощи красок и кисти изобразит природу ту, о которой говорил Фет. Несколько учеников пишут мини-сочинение.   


  - Все остальные работаем со мной: под музыку описываем природу в зимний день. « Неожиданно наступила зима».

 Один ученик записывает текст в тетрадь. После выполнения задания подводим итог: « Можно ли назвать поэзию А.А.Фета «вечной» и « человечной»?   


- Какими качествами должен обладать человек, чтобы так же, как А.Фет мог любить природу?  

- Что сегодня на уроке было интересно?(ученики отвечают)  


  1.Выучить стихотворение по выбору.

     2. Индивид. Выбрать из сборника стих-й А.А.Фета стих-е о зиме и выучить.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, а можно, ребята, нарисовать зимнюю природу.

 4. Конкурс фотографий на тему: « Любимые уголки природы  в моём городе». (Яковлева Лиза, Стебеков Дима, Мезенцев Сергей).


- Я думаю, что эти стихи Фета запомнятся вам своей душевностью, искренностью, добротой.(под музыку)

   



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока: « Тема природы и любви в лирике А.А.Фета»

Я считаю, что данный урок занимает  одно из важных мест в системе обучения, носит развивающий характер. Цель данного урока: выяснить, можно ли назвать поэзию А.А.Фета « вечной» и « человечной».

  Задачи: 1. Образовательная: обучать выразительному чтению стихотворений; умению выявлять изобразительно-выразительные средства языка;

2. Развивающая: развивать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения и речи.

3. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умение слушать и уважать мнение другого человека.

Структура урока: 1. Оргмомент. 2.Постановка проблемного вопроса (цель урока). 3. Целеполагание и планирование деятельности. 4.Работа с литературоведческими терминами. 5. Работа со стихотворениями. 6. Творческая работа. 7. Рефлексия. 8. Итог урока. 9. Домашнее задание.

Тип урока:

Формирование компетенций: информационная, коммуникативная.

Вид урока: урок-диалог.

Методы обучения: эвристический, исследовательский.

Приёмы: слово учителя, беседа, работа с текстами( стихотворениями), прослушивание текстов в исполнении мастеров худ. слова.

Формы организации познавательной деятельности: парная, фронтальная, индивидуальная, индивидуализированная.

Средства обучения: карточки с заданиями, тексты стихотворений, музыка П.Чайковского, фонохрестоматия по литературе, презентация, ватман, кисти, краски.

  Зная класс я выбрала такие формы общения, как беседа, так как это создаёт определённый комфорт.

 Для достижения поставленных целей и задач были использованы различные виды заданий: работа со стихотворными текстами(анализ), выразительное чтение, работа с литературоведческими терминами, творческие задания.

На этапе Целеполагание и мотивация( эвристическая беседа, работа с эпиграфом). Актуализация знаний: постановка проблемного вопроса: можно ли назвать поэзию А.А. Фета «вечной» и «человечной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...