" И целый мир от красоты..." Конспект урока литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок посвящён лирике творчества А.А.Фета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fet.doc | 60 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цель урока: Задачи: Тип урока: Формы работы: Оборудование: Формирование компетенций: Орг. момент: Эпиграф: Ученики: Учитель: Постановка проблемного вопроса (цель урока) Целеполагание и планирование деятельности: Ученики: Учитель: Работа с лит. терминами: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель Учитель: Учитель: Учитель: Ученики: Учитель: Ученики: Учитель: Физкультминутка: Учитель: Творческие задания: Рефлексия: Домашнее задание: Учитель: | Тема природы и любви в творчестве А.А.Фета. выяснить, можно ли назвать поэзию А.А.Фета « вечной» и « человечной»
изучение нового материала. фронтальная, парная, индивидуальная, индивидуализированная. Тексты стихотворений, карточки с литературоведческими терминами,, портрет А.А.Фета, презентация, иллюстрации к стихотворениям, музыкальные произведения, интерактивная доска, рисунки учеников, кисти, краски, ватман. Информационная, коммуникативная. Ход урока - Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, и надеюсь, что наши души и сердца будут объединены одним высоким словом – Поэзия. А посвящён наш урок будет творчеству прекрасного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Тема нашего урока: « Тема природы и любви в творчестве А.А.Фета» - Послушайте эпиграф к нашему уроку и выделите главные слова из стихотворения: Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, - человечно. А.А.Фет. -Итак, ребята, сделайте вывод, какие важнейшие понятия в нашей жизни объединяет это стихотворение А.А.Фета. - Мир, красота, природа, добро, человечность. - Да, красота, по - мнению А. Фета, вездесуща. Она во всём: в колебании воздуха, в каждой росинке, в звуках голоса, в звоне ручья… Проходят годы и века, меняются поколения, изменяется природа и люди. А стихи А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова звучат для нас так же свежо и ново, и мы по – прежнему ищем на них ответы на важные для себя вопросы. Сегодня я предлагаю вам попробовать найти ответ на ещё один очень интересный вопрос. Обратите на последние строчки стихотворения эпиграфа. -Можно ли назвать поэзию Фета, пользуясь строками его стихотворения «вечной» и «человечной»? - Давайте попробуем определить, что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему? -Сегодня мы будем решать эту проблему через анализ стихотворений А.А.Фета. -Верно, ребята. Сегодня мы проанализируем 2 стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» и « Спроси у них – у дуба, у берёзы». - Ребята, прежде чем мы перейдём к анализу стихотворений, мы должны вспомнить основные изобразительно- выразительные средства, которые помогут нам анализировать текст. ( Один ученик работает у доски, остальные в парах на листочках) - Молодцы, ребята. А сейчас сядьте удобно, распахните своё сердце навстречу красоте и послушайте стихотворение А.А.Фета « Ель рукавом мне тропинку завесила» в исполнении мастеров худ. слова - Ребята, вам понравилось исполнение? - Да, стихотворение прочитано выразительно. - А сейчас послушайте данное стихотворение в исполнении вашего товарища. ( Читает подготовленный ученик) - Что вы можете сказать о данном прочтении? (Высказывают своё мнение) - Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение? - Мы испытали чувство грусти из-за того, что герой чем-то встревожен. Его одолевают разные противоречивые чувства и настроения. Он не может понять, что с ним происходит. Природа манит его и пугает. В стихотворении мы видим слитное изображение пейзажа и чувств. - Скажите, о какое время года описывает автор? - Мы думаем, что позднюю осень. - А почему лирический герой чувствует себя одиноким? - Может быть осень влияет. Осенью природа как бы замирает, но в то же время она красива, человек много думает о жизни, о судьбе… -Нам кажется, что, несмотря на то, что лирический герой расстроен, ему грустно, но он всё же восторгается красотой природы, которая его окружает. - Молодцы, ребята. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в обычном явлении увидеть красоту. Он хочет разобраться в том, что твориться кругом, что происходит в его душе. И получается, что куда ни обратись, - ответа нет: « Я ничего не пойму». - Давайте проследим по тексту, как меняется настроение лирического героя. - Сначала грусть(1 строфа), затем он слышит « Тонко взывающий рог». Значит, жильё недалеко. И вот «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом: он выходит к людям, которые послали ему свой привет. -Хорошо, ребята. Какие изобразительно- выразительные средства помогают лирическому герою воспринять природу? - Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры: « Ель рукавом мне тропинку завесила». - Как вы понимаете это выражение? (ученики объясняют) - эпитеты: медный глашатай, взывающий рог, сладостный зов; инверсию: неожиданно слышится, странника бедного; обилие шипящих и свистящих звуков(аллитерация), передающих движение ветра: Всё гудёт, колышется, листы кружатся у ног. -Правильно, ребята. Объясните, как вы понимаете выражения: « Всё гудёт и колышется», « тонко взывающий рог», « сладостен зов мне глашатая медного» ( ученики объясняют) - таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане, который называется « Вселенная». - Давайте представим, что мы в лесу и немного отдохнём - Давайте прослушаем ещё одно стихотворение. Закройте глаза и попробуйте представить картину, о которой пойдёт речь. ( Читает выразительно подготовленный ученик) - Какое эмоциональное состояние души вы пережили во время прослушивания этого стихотворения? Какая картина представилась вашим глазам? В чём схожесть этого стихотворения с предыдущим? -В этом и другом стихотворении затрагивается тема грусти, печали тоски в различное время года. В данном стихотворении лирический герой верит, что с приходом весны душа переболит, ей откроются ясные дни, и « новые откровения». -Верно, ребята. Первый вопрос, который хочется задать после прочтения стихотворения: « Чему нужно поучиться у дуба, у берёзы»? -Может быть, нужно поучиться у дуба и берёзы мужеству, стойкости, мудрости. Они мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья. - Правильно. Ребята, а сейчас давайте отдохнём, я задам вам вопрос и сама же буду называть изобразительно-выразительные средства, если правильно хлопаете в ладоши, если нет, топаете ногами. Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба и берёзы) и кратковременные радости весенних дней? - эпитеты: жестокая пора, холод лютый, скорбящая душа; олицетворения: злей метель, метель рвёт, холод хватает, гений промчится. - Молодцы, ребята. Давайте ещё раз прочитаем стихотворение. А сейчас я предлагаю вам поработать творчески. Сейчас за окном зима – прекрасное время года для новых открытий и начинаний. Я знаю, что среди вас есть поэты и писатели, давайте попробуем сочинить стихи о зиме( Настя, Ира);Даша при помощи красок и кисти изобразит природу ту, о которой говорил Фет. Несколько учеников пишут мини-сочинение. - Все остальные работаем со мной: под музыку описываем природу в зимний день. « Неожиданно наступила зима». Один ученик записывает текст в тетрадь. После выполнения задания подводим итог: « Можно ли назвать поэзию А.А.Фета «вечной» и « человечной»? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы так же, как А.Фет мог любить природу? - Что сегодня на уроке было интересно?(ученики отвечают) 1.Выучить стихотворение по выбору. 2. Индивид. Выбрать из сборника стих-й А.А.Фета стих-е о зиме и выучить. 3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, а можно, ребята, нарисовать зимнюю природу. 4. Конкурс фотографий на тему: « Любимые уголки природы в моём городе». (Яковлева Лиза, Стебеков Дима, Мезенцев Сергей). - Я думаю, что эти стихи Фета запомнятся вам своей душевностью, искренностью, добротой.(под музыку)
|
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока: « Тема природы и любви в лирике А.А.Фета»
Я считаю, что данный урок занимает одно из важных мест в системе обучения, носит развивающий характер. Цель данного урока: выяснить, можно ли назвать поэзию А.А.Фета « вечной» и « человечной».
Задачи: 1. Образовательная: обучать выразительному чтению стихотворений; умению выявлять изобразительно-выразительные средства языка;
2. Развивающая: развивать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения и речи.
3. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умение слушать и уважать мнение другого человека.
Структура урока: 1. Оргмомент. 2.Постановка проблемного вопроса (цель урока). 3. Целеполагание и планирование деятельности. 4.Работа с литературоведческими терминами. 5. Работа со стихотворениями. 6. Творческая работа. 7. Рефлексия. 8. Итог урока. 9. Домашнее задание.
Тип урока:
Формирование компетенций: информационная, коммуникативная.
Вид урока: урок-диалог.
Методы обучения: эвристический, исследовательский.
Приёмы: слово учителя, беседа, работа с текстами( стихотворениями), прослушивание текстов в исполнении мастеров худ. слова.
Формы организации познавательной деятельности: парная, фронтальная, индивидуальная, индивидуализированная.
Средства обучения: карточки с заданиями, тексты стихотворений, музыка П.Чайковского, фонохрестоматия по литературе, презентация, ватман, кисти, краски.
Зная класс я выбрала такие формы общения, как беседа, так как это создаёт определённый комфорт.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы различные виды заданий: работа со стихотворными текстами(анализ), выразительное чтение, работа с литературоведческими терминами, творческие задания.
На этапе Целеполагание и мотивация( эвристическая беседа, работа с эпиграфом). Актуализация знаний: постановка проблемного вопроса: можно ли назвать поэзию А.А. Фета «вечной» и «человечной»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...