Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы
проект по литературе (6 класс) по теме
В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует особого внимания и осмысления.
К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.63 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_-_kopiya.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей № 24 им. Героя Советского Союза А.В.Корявина» г. Сергиева Посада
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы
Выступление на районном семинаре
для учителей русского языка и литературы
«Влияние процесса саморазвития учителя на формирование личностных результатов школьников в ходе изучения филологических дисциплин»
Учитель I квалификационной категории
Рыжова С.С.
30 апреля 2013
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам на уроках литературы в 6 классе.
В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует особого внимания и осмысления.
К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Актуально и значимо звучат сегодня мысли великих педагогов. Клод Адриан Гельвеций утверждал: «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся». По мнению Джона Локка, «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
«Инструктивно-методическое письмо об обучении русскому языку и литературе» определяет учебную дисциплину «Литература» как способствующую личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность формировать этические представления, понятия о добре и зле, нравственности. Приобщение к литературе как искусству словесного образа формирует индивидуальный эстетический вкус.
Этому определению созвучна концепция «присвоения мира», выдвинутая профессором Надеждой Егоровной Щурковой. Присвоение мира как принятие его, любовь к нему, сопереживание ходу его протекания в данный момент жизни, а также в прошлом и представляемом будущем как проживание «своего» мира, объекты которого дороги и значимы для человека, - завершающий и целевой компонент воспитания, во имя которого и организуется освоение и усвоение мира. Присвоить мир – значит включить в структуру личности все его проявления как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания событий жизни, понимать связь своего существования и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений.
Н.Е.Щурковой принадлежит и идея «достойной жизни», в основе которой лежат три принципа.
Первый заключается в категории Добра. Он охватывает всё, то является благом для другого человека. Если каждый будет ориентирован на благо другого, то каждый выигрывает в таком устройстве жизни, так как рождается общая защищенность любого, вне зависимости от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик.
Второй критерий – Истина: всё, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Овладение истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, предвидя их последствия, то есть делает личность свободной в выборе своего пути.
Третий – Красота: всё то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержания. Красота даёт наслаждение, человек начинает любить жизнь благодаря ней, принимая жизнь такой, как она есть.
Уроки литературы всегда включают в себя понятия Добра, Истины и Красоты, обладают огромными возможностями помочь подростку, молодому человеку войти в мир, воспринять существующие культурные и нравственные нормы. Мы имеем возможность нравственно воздействовать на ребёнка, помочь ему осмыслить подход к миру и человеку.
Говоря о формировании нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы, я хочу рассмотреть реализацию этой деятельности на уроках литературы в 6 классе (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители М.А.Снежневская, О.М.Хренова под ред. Г.И.Беленького)
Уже в начале года при знакомстве с произведениями устного народного творчества (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник») и балладами В.А.Жуковского («Светлана»), А.Н.Майкова «Емшан» и А.Н.Толстого «Канут» идёт обстоятельный разговор о мужестве и стойкости, любви к Родине, готовности защищать её - патриотизме; о честности и предательстве, о чести и малодушии, о смелости и трусости. Ученики знакомятся с основными духовно-нравственными понятиями – любовь, добро и красота, которые помогают определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.
В повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» ярко выражена поэтическая душа народа, его стремление к добру, справедливости, непримиримое отношение к злу, жизнерадостный юмор.
Мне всегда нравятся уроки по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Это произведение не просто о природе. Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» доброе отношение к людям, любовь к природе.
«Уроки французского» В.Г.Распутина – уроки доброты. Точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в трудные послевоенные годы. Нравственные вопросы заставляют ребят задуматься о честности, чувстве собственного достоинства, об истинной доброте и человечности.
Отрывок «Отец и сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» помогает разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.
Переходя к разговору об основных видах и формах работы на уроке литературы, обращусь опять к «Инструктивно-методическому письму»:
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературы обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Выразительное чтение и анализ текста – основные виды работы на уроке литературы. В наблюдении над словом содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям – основные художественные способы создания литературной характеристики героя. Задача внимательного прочтения текста в том, чтобы научить в действиях, в мимике, жестах, интонации видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств. Дети учатся у полюбившихся героев радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. Наблюдение над текстом, внимательное прочтение его важно для того, чтобы ребёнок понял главное: зачем автор пишет рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, чему учит данное произведение («Чему научил меня рассказ Ю.Нагибина «Старая черепаха»?).
Обязательно предлагаю всем желающим нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту, ведь, по мнению психологов, ребёнок через краски выражает эмоциональное отношение к миру.
После прочтения и обсуждения произведений шестиклассникам всегда предлагаются письменные творческие работы. («Кто из героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» стал мне другом? Почему?», «Чему научил меня рассказ Ю.М.Нагибина «Старая черепаха»?, «Уроки французского» В.Г.Распутина - уроки доброты»). Дети пишут о нравственных проблемах на своём возрастном уровне их языком. Мне кажется, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько решают их для себя. Хочется верить, что это выразится в их поступках, так как правильно поставить проблему – значит наполовину решить её.
Сочинения, которые предлагаются на уроке литературы, требуют выработки собственной позиции, умения свободно высказаться на любую тему. Но, к сожалению, наши дети уже умеют «правильно» выражать свое мнение, писать и говорить то, что хочет услышать учитель, за что его похвалят и поставят «5». И здесь незаменим приём создания проблемной ситуации. В проблемных ситуациях выявляются и заостряются противоречия между общественной моралью и индивидуальной нравственностью личности, между требованиями общественной морали к поведению и поступкам личности и личными целями и интересами, потребностями, чувствами школьника; противоречия, сталкивающие человека с борьбой противоположных чувств (добра и зла, страха и бесстрашия, совести и бессовестности, долга и безответственности и т.д.
Ситуация морального выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.
Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить Поступок.
Так, письменно отвечая на вопрос: «Чему меня научил рассказ Ю.М.Нагибина «Старая черепаха»?» почти все шестиклассники писали, цитируя А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и заканчивали пословицей: «Старый друг лучше новых двух». Анализируя работы, я задала вопрос: «Неужели никто из вас никогда не хотел иметь другое животное, не то, которое завели, например, родители?» Все задумались, замолчали. Только один ученик нашел в себе силы признаться: «У меня живет кошка. Она старая, ей девять лет. Она все время спит. А у друга собака. Он с ней гуляет на улице, кидает ей мячик. И я действительно думал: «Поскорее бы кошка умерла, тогда мне купят собаку». Но теперь я не хочу с ней расставаться. Она встречает меня, когда я возвращаюсь из школы, лежит на письменном столе, когда я делаю уроки, и я чувствую, что не один, что она меня понимает». «А как же собака?» - спрашиваю я. «Успею ещё. Пойду работать и куплю, какую захочу».
Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.
Преднамеренное моделирование и создание проблемных ситуаций на жизненном материале и материале художественных произведений, заострение характерных для них противоречий, решение сложных моральных проблем, осуществление выбора значительно способствуют выбору учениками правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся в жизни. Таким образом, данные морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития.
Основной вид деятельности здесь – мышление. Это предварительная ступень, на которой в мыслях и чувствах учащихся моделируется возможное поведение.
Учитель, создавая морально-этические ситуации, должен подводить школьников к самостоятельным выводам, отношениям, оценкам. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
УУД (универсальные учебные действия) используются на всех уроках литературы:
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и регулировать свою деятельности; формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью.
Теоретические сведения и литературные термины вводятся в соответствии с содержанием программы. Лирический герой, авторская позиция, роды и жанры литературы – эти понятия звучат постоянно. Поэзия – это всегда встреча с прекрасным, с Красотой. Эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения и т. д. – изобразительные средства, знание которых помогает эстетическому восприятию жизни. В этом случае оно становится ещё более органичным.
Выразительное чтение наизусть, анализ и интерпретация произведения, проектная деятельность опять возвращают к «Инструктивно-методическому письму»: «Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий». Очевидны и коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, мы с вами объединяем задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.
Заканчивая, приведу высказывание В.Г.Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд,- это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». И, опираясь на положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный потенциал, еще раз подчеркну, что литература (а для нас с вами – уроки литературы) – это материал, способствующий воспитанию личности гражданина России, а также формированию российской гражданской идентичности обучающихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». К.Д.Ушинский «О нравственном элементе в воспитании»
« Воспитание делает нас тем, чем мы являемся ». К.А.Гельвеций «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми ». Д.Локк
Министерство образования Московской области ГОУ Педагогическая академия Инструктивно-методическое письмо об обучении русскому языку и литературе в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учебных учреждениях Московской области. Учебная дисциплина « Литература », прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность формировать этические представления, понятия о добре и зле, нравственности. Приобщение к литературе как искусству словесного образа формирует индивидуальный эстетический вкус.
Идея «достойной жизни» (по Н.Е.Щурковой ) Добро Истина Красота
УУД (универсальные учебные действия) Познавательные : уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и регулировать свою деятельности; формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».
Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся, препятствующий успешной социальной адаптации....
Тема методической разработки «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством инновационных технологий».
Краткая аннотация Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по за...
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Роль семьи в формировании личностии и воспитании нравственных привычек и культуры поведения
Каким должно быть семейное воспитание? Какова роль школы в воспитании подрастающего поколения?...
«Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков. Класс: 7 Урок литературы
Цель урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе.. (понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»);Задачи:развитие логи...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС. ...
Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"
Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы...