"Бессмертны в русской истории"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок по творчеству Н.А. Некрасова, посвящённый жёнам декабристов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bessmertny_v_russkoy_istorii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Ушакова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 111» г. Барнаул

Тема: «Бессмертны в русской истории»

Цели: 

  1. Показать истоки и глубину подвига жён декабристов. Ставших героинями поэмы Н. А. Некрасова.
  2. Вырабатывать умение работать с публицистической литературой, газетными и журнальными статьями.

3.Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных        судить о прекрасном в жизни и в искусстве. Давать ему правильную оценку.

Форма урока:

              урок-размышление по впечатлениям от самостоятельно                     прочитанной поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Оборудование:

  • Презентация «???»
  • видеоклип с использованием песни Н. Добронравова и А. Пахмутовой «Как молоды мы были»,
  • музыка Г. Свиридова «Тройка» (к повести «Метель»

Кабинет оборудован в стиле 18-19 века. Столы расставлены полукругом, на них – настольные лампы в форме свечей, на доске такая же лампа с более богатым украшением

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения

Эпиграф урока:

        «Чтоб тебя на земле не теряли,

Постарайся себя не терять»

Н. Добронравов

Ход урока

1.Учитель: сегодня урок-размышление о долге, истинном счастье, о том, зачем живёт человек на Земле, о человеческой красоте на основе прочитанной вами поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Обращаемся к эпиграфу.

  1. Рассказ учителя. 

Есть вехи в истории страны, которые становятся приметнее, чем дальше время относит нас от этих событий. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года – одна из таких незабвенных вех. Вспомните , что вы знаете о декабристах.

Итак, кто же они такие? Почему они оставили глубокий след на страницах истории?

                   Учитель: Известно мне: погибель ждёт

                                   Того, кто первый восстаёт

                                    На утеснителя народа, -

                                    Судьба меня уж обрекла.

                                     Но где, скажи, когда была

                                     Без жертв искуплена свобода?

                                    Погибну я за край родной –

                                    Я это чувствую. Я знаю. – писал Кондратий Рылеев.

Суду преданы 121 человек. Пятеро из лучших людей России: Рылеев, Пестель, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол, Каховский – повешены.

     Фельдегери один за другим увозят осуждённых на каторгу.Царский режим сделал всё. Чтобы вытравить память о декабристах, опакостить и ошельмовать в глазах общества их дело. И вдруг случилось, казалось бы, непредвиденное. Подвиг декабристов почти немедленно получил высшее призвание. И это признание дала русская женщина.

       После суда над декабристами за сосланными на каторгу последовали их жёны. Последовали в Сибирь, оставляя жизнь, удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая родных и детей. Их было 11 – этих героических женщин.

      Расправа Николая 1 над декабристами потрясла А.С. Пушкина.

27 декабря 1826 года в Москве Мария Николаевна Волконская, уезжающая к мужу, остановилась у знаменитой, воспетой Пушкиным «царицы муз и красоты» Зинаиды Волконской(они были замужем за двумя братьями). Здесь же на прощальном вечере А.С. Пушкин читает своё обращение к декабристам.

Стихотворение «В Сибирь» ( читает заранее подготовленный ученик)

Учитель: «И дум высокое стремленье» - так сказал о декабристах Пушкин. Что означает для поэта слово высокое?

  1. декабристы хотели освобождения народа от барства, от тяжёлого гнёта.
  2. Это стремление к свободе, свержение монархии, установление демократической республики
  3. Это стремление не к собственному благополучию, а к счастью других.

Имена декабристов и их жён стали окружаться легендами.

В поэме «Русские женщины» поэт продолжает свои раздумья о характере русской женщины, начатые  в поэмах «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Но если там воспевалась женщина-крестьянка, то здесь отдавалась дань благодарной любви и восхищения лучшим женщинам из дворянского круга.

В основе сюжета двух поэм Н. Некрасова, посвящённых этим женщинам, - любимая поэтом тема дороги. (звенит колокольчик)

Характеры героинь мужают и крепнут в ходе встреч и знакомств, сближений и столкновений с разными людьми по пути в Сибирь.

Ученик: Екатерина Ивановна Трубецкая – первая из женщин, которая в июле 1826 г., на следующий день после отъезда мужа отправляется за ним, оставив двух дочерей и сына. Её сопровождает секретарь.

Не смыкая глаз, почти  не прикасаясь к пище, спешила в Сибирь за мужем княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. От быстрой езды в 100 верстах от Красноярска сломалась карета, и княгиня, не раздумывая, пересаживается на перекладную телегу – только бы не застрять в дороге.

Ученица: центральным эпизодом этой части поэмы  является встреча княгини с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать её и не разрешить последовать за мужем. Вспомним этот эпизод. Губернатор пугает княгиню:

          Дорожным жёстким сухарём

           И жизнью взаперти,

           Позором, ужасом, трудом

            Этапного пути.

Однако на его слова: «И что ж?... Бежите вы за ним, как жалкая раба!» Трубецкая отвечает:

               Нет! Я не жалкая раба,

               Я женщина, жена!

               Пускай горька моя судьба –

               Я буду ей верна!

  Ученик: Декабрист Розен писал: «Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком месте, где находится до 5 тысяч каторжных, где ей придётся жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы ей разрешили быть вместе с мужем…»  наконец, он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутым, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это, тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете»

      Некрасов не просто воспроизвёл в стихах этот драматический диалог. Он создал характер женщины, обличающей, сознающей свою правоту.

В каком эпизоде ярче проявляется характер соратницы мужа-борца?

Ученики: Ах, эти речи поберечь

               Вам лучше для других.

               Всем вашим пыткам не извлечь

                Слезы из глаз моих!

               Покинув родину, друзей,

               Любимого отца,

                Приняв обет в душе моей,

                Исполнить до конца

                Мой долг – я слёз не пронесу

               В проклятую тюрьму –

              Я гордость, гордость в нём спасу,

               Я силы дам ему!    

Вторая часть поэмы посвящена М.Н. Волконской.

Ученик: Мария Николаевна Волконская выехала из Петербурга через полгода после Трубецкой.

В 1825 г. М. Раевская вышла замуж за участника Отечественной войны 1812 года, генерала Сергея Григорьевича Волконского. На брак с Волконским, бывшим значительно старше своей невесты, Мария Николаевна решилась по настоянию своего отца(ему 37 лет, а ей - 19). С. Волконский был видным деятелем тайного общества декабристов.

Учитель: До событий 14 декабря Мария Николаевна ничего не знала об участии мужа в тайном обществе. Лишь приехав в Петербург, она узнала всю правду и прониклась глубоким уважением к мужу. Видя в нём подлинного патриота и борца за свободу.

Вся семья: отец, мать, братья, сёстры – восстали против «безумства» Маши. С большой душевной болью она оставляет своего ребёнка, прощается с родными. Как говорит об этом Некрасов?

                              … Да, если останусь, послушная вам,

                                   Меня истерзает разлука,

                                   Не зная покоя ни ночью, ни днём,

                                   Рыдая над бедной сироткой,

                                   Всё буду я думать о муже своём,

                                   Да слышать упрёк его кроткий.

                                   Куда ни поеду – на лицах людей

                                   Я свой приговор прчитаю.

                                   В их шёпоте – повесть измены моей.

                                   В улыбке  укор угадаю.

                                   …Да, если и выбор решить я должна

                                     Меж мужем и сыном – не боле,

                                      Иду я туда, где я больше нужна

Ученик:  Мария Волконская встречается в Москве с Пушкиным, который внушает ей бодрость и веру в то, что  её подвиг не напрасен. Пушкин напутствует её прекрасными словами:

                                       Идите, идите! Вы сильны душой,

                                       Вы смелым терпеньем богаты,

                                       Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

                                       Пусть вас не смущают утраты!

                                       Поверьте, душевной такой чистоты

                                        Не стоит сей свет ненавистный!

                                       Блажен, кто меняет его суеты

                                       На подвиг любви бескорыстный!..

Ученица: В конце декабря 1826 года М. Н. Волконская выехала из Москвы. Путь от Москвы до Иркутска длиною в 6 тысяч вёрст она проделала за 3 недели.

             Волконской первой удалось увидеть осуждённых декабристов в руднике. Она спустилась туда, её пропустил часовой.

                                           …где плесень узором

                                            Лежала: где тихо струилась вода

                                            И лужами книзу стекала .

                                            …И вот он увидел, увидел меня!                

                                            И руки простёр ко мне: «Маша!»

                                             …И с криком: «Иду!» я бежала бегом.

                                            Рванув неожиданно руку,

                                           По узкой доске, над зияющим рвом,

                                           Навстречу призывному звуку…

                                           …Я только теперь, в руднике роковом,

                                            Услышав ужасные звуки,

                                             Увидев оковы на муже моём,

                                             Вполне поняла его муки.

                                             Он много страдал, и умел он страдать!..

                                              Невольно пред ним я склонила

                                               Колени – и прежде чем мужа обнять.

                                               Оковы к губам приложила!..

Учитель: Когда м. Волконская начинает осознавать смысл того дела, за которое пострадал её муж?

Ученики: В начале пути на подвиг её зовёт супружеский долг – быть всегда рядом с мужем, когда ему трудно. Она начинает осознавать смысл того дела, за которое пострадал её муж, после встреч с простыми людьми и разговоров о муже, его друзьях.

Учитель: Удивительно ли, что суровый отец Волконской, который при решении дочери следовать за мужем в Сибирь, сжав кулаки над головой её, кричал: «Я прокляну тебя!..», на смертном одре своём, умирая в разлуке с ней, сказал: «Это самая удивительная женщина, которую я когда-либо знал».

О Волконской люди, знавшие её в Сибири, говорили: «Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории. В избу, де мокро, сыро, тесно, скверно лезет, бывало, эта аристократка и зачем? Да посетить больного. Сама исполняет роль фельдшера, приносит больным здоровую пищу».

Эти хрупкие на вид женщины, выросшие в богатстве и роскоши, избалованные вниманием на великосветских балах красавицы, жили вблизи тюрьмы в простых деревенских избах, сами готовили еду, ходили за водой, рубили дрова.

                                                    Вдруг ангелы с лазури низлетели,

                                                     Явилися, как дочери Земли,

                                                      И узникам с улыбкой утешенья

                                                      Любовь и мир душевный принесли, - писал поэт-декабрист Александр Одоевский.

Ребята, подумайте, какими художественными средствами удалось Некрасову так глубоко раскрыть духовный облик этих женщин? (Учащиеся приводят примеры из поэмы:

  1. Глубокое волнение поэта выражается в риторических вопросах, восклицаниях, обращениях;
  2. Этому способствуют эпитеты;
  3. Автор использует сравнения

Учитель: Теперь сравним, какой запечатлели Волконскую художники соколов и Бестужев.

Первый портрет датируется 1826-годом, до отъезда в Сибирь. Какова была цель художника Соколова?

- Показать счастье материнства: об этом говорят все детали картины (малыш ручонками тянется к шёлковой тонкой шали матери, мать нежно обнимает его). Подчеркнуть красоту молодой женщины.

А. Бестужев нарисовал Волконскую в Сибири, на фоне Читинского острога в 1828 году. Он преследовал иную цель. В его картине преобладают тёмные тона. Платье женщины – чёрного цвета (символ печали, горя)

Ученик: сквозь лишение и горе сумели пронести декабристы и их жёны нежную и преданную любовь друг к другу. Женщины были просветом добра и милосердия в этой жизни.

 Из кандальных цепей братья Бестужевы сделали для себя и товарищей кольца, для жён декабристов – браслеты

Возвращаясь с работы, князь С.Н. Трубецкой часто срывал на своём пути цветы, делал из них букетики и незаметно от конвоиров оставлял на дороге, по которой затем проходили жёны декабристов.

 Учитель: Не строки, не страницы книг. А сотни книг написаны о декабристах и их героических жёнах. Выставка книг: «В добровольном изгнании», «декабристы и Москва», «Во глубине сибирских руд», «Декабристы и Сибирь» и т.д.

Можно ли назвать жён декабристов героинями? Какие черты героического характера русской женщины воплощены в образах Волконской и Трубецкой?

Ученики:

  1. единомышленницы своих мужей;
  2. верность долгу;
  3. сострадание;
  4. желание уменьшить боль, страдания.

 Учитель: Что помогло женщинам выстоять в этой неравной беспощадной борьбе?

Как вы думаете, зачем человек живёт на этой земле? Посмотрите видеоклип к песне Н. Добронравова и А. Пахмутовой «Как молоды мы были». Какие строчки из этой песни созвучны нашему сегодняшнему разговору? Обращаемся к эпиграфу:

«Чтоб тебя на земле не теряли,

Постарайся себя не терять»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК

Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....

Диктант по истории: «События XIX века в русской истории»

Данная работа может использоваться для контроля знаний учащихся по разделу «События XIX века в русской истории»...

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Презентация по истории Герои Русской истории

Презентация для использования на уроках истории, внеурочных мероприятиях. Представлены наиболее значимые личности русской истории...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...