ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

   Данное планирование по литературе составлено на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной примерного тематического планирования по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5ylitplan.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

               Согласовано                                                               Утверждаю

Зам. Директора по УВР                                          Директор ГБОУ СОШ№422

                              С.Н. Пятанова                            ________ О. Н. Богданова  

«           »                          2013 г.                             «        »                   2013 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по  литературе

(предмет)

Учебный год: 2013-2014

 Класс 5

Учитель Шубунова В. И.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе общеобразовательной базовой программы по курсу «Литература». В. Я. Коровиной. 2011г.

Количество часов:

Всего 102  в неделю  3

Учебник :«Литература» 5 класс, 1-2 части, М., "Просвещение", 2011г.

Дополнительная литература: «Поурочное планирование 5 класс»,

Н.В.Егорова, М., «ВАКО», 2011г.; «Поурочное планирование 5 класс», Т.Н.Трунцева, М., «ВАКО», 2013г.

Пояснительная записка 5 класс

   Данное планирование по литературе составлено на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной примерного тематического планирования по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • отличать стихотворение от прозы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни.

  1. Развитие устной и письменной речи:
  • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Письменная и устная характеристика разных образов.
  • Письменный ответ на вопрос.
  • Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Сочинение с аргументами.

5  класс (102 часа)

Название темы

1 четверть (22ч.)

Ча-сы

1

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

2

3

4

5

6

Устное народное творчество (6ч.)

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Теория литературы (фольклор).

Русские народные сказки. Вид и характер сказок. Изучение сказки "Царевна-лягушка". Народная мораль в сказке.

 "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета.

 "Журавль и цапля" - сказка о животных. Народное предание о справедливости.

"Солдатская шинель". Теория литературы (сказка, эпитеты, гипербола, сравнение)  Народное представление о добре и зле.

1

1

1

1

1

7

Развитие речи. Обучающее сочинение.

2

8

Древнерусская литература.

Начало письменности у славян и возникновение древнерусской литературы. Изучение "Повести временных лет", "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Т.л.(летопись).

2

9

Русская литература ХVIII века.

М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..." как юмористическое  нравоучение. Т.л. (роды и жанры литературы)

2

10

Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. Мораль басен Эзопа.

Понятие об эзоповом языке и подтексте. Т.л. (юмор, сатира, сарказм, олицетворение, гротеск, аллегория).

1

11

12

13

14

Русские басни И.А.Крылова (4ч.)

Аналитическое чтение басен "Волк и ягнёнок". Обличение человеческих пороков в басне. Т.Л.(аллегория, мораль)

 "Ворона и лисица", "Свинья под дубом". Аналитич.чтение.

 "Волк на псарне" как басня о войне 1812г. Аллегорическое отражение исторических событий. Т.л. (аллегория, мораль, диалог).

Выразительное чтение наизусть басен. Конкурс иллюстраций к басне.

1

1

1

1

15

16

Литература XIX века. (3ч.)

В.А.Жуковский "Спящая царевна". Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

 "Кубок". Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Т.л. (баллада, проблема). Составление сюжетной цепочки. Самост.работа.

1

1

17

18

А.С.Пушкин (8 часов). Жизнь (детские годы) и творчество. (Обзор.)

Стихотворение "Няне" как поэтизация образа Арины Родионовны.

 Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина народных сказок. Т.л. (пролог, поэма).

1

1

19

Контроль знаний. Тест.

2 четверть (23ч.)

1

20

Литература XIX века. А.С.Пушкин

 "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Система образов, сюжет, борьба добра и зла. Т.л. (стихотворная и прозаическая речь, рифма, ритм, строфа). 

2

21

Развитие речи. Сходство и различие сказок В.Жуковского и А.Пушкина. Понятие о рифме, строфе, ритме.

2

22

Внекл.чт. Проиллюстрировать отрывок из любимой сказки А.Пушкина (наизусть)

1

23

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский.

Нравоучительное содержание сказки "Чёрная курица, или Подземные жители". Т.л. (фантастика, реальность). Составление сюжетной цепочки

2

24

Андрей В.М.Гаршин "Attalea Princeps". Выборочный пересказ. Т.л. (пафос).

1

25

26

 М.Ю.Лермонтов (3ч.)

 "Бородино" (аналитическое чтение). Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.  Мастерство поэта в создании батальных сцен. Средства выразительности, подобранные автором. Т.л. (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

Наизусть отрывок.

2

1

27

28

29

 Н.В.Гоголь (3ч.). Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Составление сюжетной цепочки.

 Обзор сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Сам.работа по любой повести из сборника. Т.л. (гипербола, гротеск, юмор, литота).

1

1

1

30

31

32

 Н.А.Некрасов (3ч.). Стихотворение "Крестьянские дети" (отрывок наизусть). Мир детства. Речевая характеристика персонажей.

 Поэма "Мороз, Красный нос" (выразительное чт. отрывка "Есть женщины в русских селеньях...") Поэтический образ русской женщины.

Чтение наизусть отрывка.

1

1

1

33

34

 И.С.Тургенев (2ч.) "Муму"(анализ эпизодов). Образ Герасима. Жизнь в доме барыни. Т.л. (эпизод и его анализ).

Поведение Герасима с барыней и Татьяной. Положительные и отрицательные герои.

1

1

35

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу "Муму".

Р.Р. Работа над речевыми и грамматическими ошибками

2

1

36

 Контроль знаний. Тест.

3 четверть  (36ч.)

1

37

А.Фет. Аналитическое чт. стихотворения "Весенний дождь".  Природа и человек. Умение видеть красоту. Выявление средств выразительности.

1

38

39

40

Л.Н.Толстой (3ч.)  "Кавказский пленник"(анализ эпизодов). Протест против национальной вражды.

Обучение сравнительной характеристики. Жилин и горцы. Жилин и Костылин.  План.

 Сам.работа (вопросы).

1

1

1

41

А.П.Чехов (2ч.). Юмористические рассказы. Умение пересказывать и понимать суть художественных деталей ("Хирургия"). Т.л. (юмор, художественная деталь, сатира).

2

42

43

 Лирика Ф.И.Тютчева. Стихи о родной природе. Выявление средств выразительности. Т.л. (стихотворный ритм).

 Чтение наизусть стихотворения.

1

1

44

Лирика А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Выявление средств выразительности. (обзор)

1

45

 Развитие речи. Обучение анализу стихотворения.

2

46

 Внекл.чт. И.А.Бунин "Косцы" (умение выявить проблематику рассказа и сжато пересказать по плану).

1

47

48

49

 В.Г.Короленко (4ч.) "В дурном обществе" . Составление плана, умение

по нему пересказывать. Определить тему и идею.

Умение дать характеристику героям и видеть развитие их отношений.

 Выявить отношение автора к героям. Аргументировать своё мнение.

Т.л. (характеристика литературного героя, композиция произведения, художественная деталь). Сам.работа.

1

1

2

50

С.А.Есенин (2ч.) Своеобразие языка стихотворений о Родине. Аналитич.чтение.  Сам.работа. Анализ стихотворения.

2

51

 П.П.Бажов (2ч.) "Медной горы хозяйка". Т.л. (понятие о сказе). Умение дать характеристику героям. Составление сюжетной цепочки.

2

52

 К.Г.Паустовский (2ч.)  "Тёплый хлеб". Пересказ по плану. Выявление проблемы. Т.л. (авторская позиция). Герои и их поступки (мнение учеников)

2

53

Внекл.чт. К.Паустовский "Заячьи лапы". Сжатый пересказ по плану (умение работать с планом).

1

54

55

 С.Я.Маршак (2ч.)  "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои. Юмор в драматической сказке. Столкновение добра и зла.

 Анализ эпизодов. Отношение автора к героям при помощи средств выразительности.

1

1

56

А.П.Платонов (2ч.)  "Никита". Пересказ по плану.  Душевный мир главного героя. Проблематика произведения. Т.л. (быль и фантастика).

2

57

Контроль знаний. Тест.

1

58

59

В.П.Астафьев (2ч.)  "Васюткино озеро. Анализ эпизодов. Поведение в лесу героя, его черты характера.

"Открытие" героем нового мира для себя. Черты автобиографии.

1

1

60

Р.Р. Контрольное сочинение по рассказу.

1

61

Русские поэты ХХ века. Стихи о родной природе Н.М.Рубцова, Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева. Аналитич.чтение (создать иллюстрацию понравившегося стихотворения).

1

62

Р.Р. Чтение наизусть стихотворений.

1

63

64

Саша Чёрный (2ч.)  "Игорь-Робинзон". Составление сюжетной цепочки. Сравнительная характеристика детей в произведениях "Кавказский пленник" и "Игорь-Робинзон". Юмор в рассказах.

Контроль знаний по теории литературы.

4 четверть (21ч.)

2

1

65

К.М.Симонов "Майор привёз мальчишку..." Война и дети. Чтение с комментариями.

1

66

А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". Подвиг детей в годы войны. Умение анализировать и делать выводы.

1

67

Р.Р. Обучение сочинению по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений К.Симонова и А.Твардовского)

1

68

Р.Р. Написание сочинения по анализу стихотворения.

1

69

Ю.Ч.Ким "Рыба-кит". Юмор в стихотворной форме.

1

70

71

Зарубежная литература (10ч.) .

 Р.Стивенсон "Вересковый мёд". Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Т.л.(баллада)

1

72

Внекл.чт. Д.Дефо "Робинзон Крузо". Сжатый пересказ по плану. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Сила характера героя.

1

73

74

75

Х.К.Андерсен (3ч.)  " Снежная королева". Анализ основных эпизодов.

Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней.  Герда и снежная королева.

Победа добра, дружбы и любви над злом. Оценить поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Т.л. (аргумент).

1

1

1

76

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на проблемную тему.

1

77

Р.Р. Написание сочинения-рассуждения по сказке "Снежная королева".

2

78

Ж.Санд  " О чём говорят цветы".  Спор героев о прекрасном. Т.Л. (спор)

1

79

80

М.Твен (2ч.)   "Приключения Тома Сойера". Понимание внутреннего мира героев. Выборочный пересказ с элементами комментария.

На чём строится дружба мальчиков? Черты характера Тома , раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Проблема и аргументы.

1

1

81

82

Дж.Лондон (2ч.)  "Сказание о Кише". Проследить взросление героя в отдельных эпизодах. Забота о старших. Уважение взрослых.

Характеристика героя. Чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Выявление средств выразительности и авторского отношения с их помощью. Т.л. (эпитет, метафора, гипербола, сравнение, антитеза).

1

1

83

Контроль знаний по зарубежной литературе. Вопросы.

1

84

Итоговый урок "Путешествие по стране Литературы 5 класса". Задания для летнего чтения.

2

Итого часов

102

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

ГБОУ СОШ №422

___________С. Н. Пятанова

_________________20___г

Утверждаю

Директор

ГБОУ СОШ №422

__________О. Н. Богданова

Приказ №_______________

_________________20___г

                                          Тематическое планирование

                                           учебного предмета

"Литература"

6 класс

Учебный год : 2014-2015

Класс - 5

Учитель - Шубунова В.И.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе общеобразовательной базовой программы по курсу "Литература" В.Я.Коровиной. 2012г.

Количество часов:

всего 102 в неделю 3

Учебник "Литература" 6 кл. 1-2 части В.Я.Коровина, "Просвещение" М.,2011г.

Дополнительная литература:

Пояснительная записка 6 класс

   Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной.

              Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  • соответствует стандарту образования;
  • построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

  Ц е л и  обучения:

Изучение литературы в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

          • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Internet

Задачи литературного образования в 9 классе  :

  • Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем            специфическое место в жизни нации и человека
  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
  • Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
  • Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
  • Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

В  9 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте. 

 Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Виды  деятельности учащихся 9 класса на уроках литературы

Чтение:

  • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
  • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
  • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления, чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.

  1. Анализ:
  • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
  • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Анализ традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Выявление черт литературного направления (Реализма, модернизма)в произведении.
  • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
  • Анализ стилевых доминант (Историзма, документализма) в литературном произведении.
  • Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
  • Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
  • Анализ тематики и проблематики  ( исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.

  1. Развитие устной и письменной речи:
  • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Письменная характеристика индивидуального стиля писателя.
  • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
  • Сочинение о тематике и проблематике (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
  • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным  содержанием.
  • Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Письменный анализ эпического, лирического, драматического и лироэпического произведения.
  • Сочинение на литературоведческую тему.
  • Конспектирование литературно-критической статьи.
  • Отзыв или сочинение на произведение.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Название

Часы

1

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литература как искусство слова (углубление представлений).

1

2

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория л и т е р а т у р ы . Слово как жанр древнерусской литературы.

3

3

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория л и т е р а т у р ы . Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного

поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешествен-

ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория л и т е р а т у р ы , Сентиментализм (начальные представления).

10

4

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской

веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).

3

5

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афо-

ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терзаний»), Преодоление канонов классицизма в комедии.

8

6

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы»,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев;

«почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

14

7

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и

ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского,

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Т е о р и я литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

11

8

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины

незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие

представлений).

7

9

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.

Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви -— воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

2

10

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл

«сентиментальности» в понимании Достоевского.

Т е о р и я литературы. Повесть (развитие понятия).

3

11

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.

Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

1

12

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. 

Теория л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

3

13

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести.

Т е о р и я литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория л и т е р а т у р ы . Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я литературы, Притча (углубление понятия).

10

14

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века.

Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в

«страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли

рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы

на стихи поэтов XIX—XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты

жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного

бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы  и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

15

15

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах —• знакомство римлян с греческими лириками.

Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Апигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).

Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская

глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория л и т е р а т у р ы . Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста

из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Т е о р и я литературы. Философско-драматическая поэма.

6

35

РР Написание сочинений

5

Итого часов

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.

Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....

Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс  Г.В.Дорофеев и др....

Календарно-тематическое планирование 7 класс по предмету "Технология" для неделимых классов

Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления обо всех разделах про­граммы и профессионал...