Программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

по ФГОС

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 6 классе 105 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_literatura_6kl_sdelano.doc445 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I.  Пояснительная записка

   Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 2011).

   Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
  Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:


• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета и курса

   Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

   Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

   Содержание курса литературы в 6 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

В курсе литературы 6 класса поставлена ведущая проблема –художественное произведение и автор, характер героев.

   В рабочей программе курс 6 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература IXI века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

   В разделах 1 – 8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

   Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.

Описание места учебного курса «Литература»

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 6 классе 105 часов.

Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 6 классе

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки т общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм , правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-  формирование основ экологической культуры на основе познания ценности жизни во всех ее проявлениях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературыXVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно – нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусство; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно – выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Раздел II. Содержание учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Раздел  III Учебно-тематическое планирование

Количество часов: 105, в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.

Учебник «Литература» (в 2-х ч.), авторы В.Я коровина, В.И. Коровин, В. П. Журавлев, Москва, издательство «Просвещение», 2013 г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

РР

Вн.ч.

К.Р

Администр. КР

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

4

3

1

3

Древнерусская литература

2

2

4

Из литературы XVIII века

1

1

5

Из литературы  XIX века

И.А. Крылов

4

2

1

1

6

А.С. Пушкин.

17

11

3

3

7

М.Ю.  Лермонтов.

5

3

1

1

8

И.С.Тургенев.

6

4

1

1

9

Ф.И. Тютчев

2

1

1

10

А.А.Фет

2

1

1

11

Н.А.Некрасов

4

3

1

12

Н.С. Лесков

6

4

1

1

13

А.П. Чехов

3

2

1

14

Произведения русских писателей XX в.

А.А. Грин



4



4

15

А.И.Куприн

2

2

16

А.П.Платонов

2

1

1

17

М.М. Пришвин.

4

3

1

18

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

1

19

В.П.Астафьев.

4

3

1

20

В.Г.Распутин.

4

3

1

21

Н.М. Рубцов

2

2

22

Ф. Искандер

1

1

23

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

5

3

1

1

24

Из литературы народов России

2

2

25

Из зарубежной литературы

8

6

2

26

Повторение, обобщение, итоговый контроль

3

2

1

27

Резерв

6

6

Итого

105

77

7

13

8

Сочинения:

Тема

Вид

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. В чем красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

аудиторное

2

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие человеческие пороки осуждает И.А. Крылов в своих баснях?

домашнее

3

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

аудиторное

4

Письменный ответ на проблемный вопрос:

1. какие состояния природы любит изображать Ф.И. Тютчев в своих стихах?

2. Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А..А. Фета

аудиторное

5

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?

аудиторное

6

Сочинение на тему: «Жизненные уроки» (по произведению В. В.Распутина «Уроки французского»)

домашнее

Содержание тем учебного курса

Календарно- тематическое планирование по литературе

6 класс

по программе 105 часов, в неделю- 3 часа.

Раздел V. Учебно – методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

6.  Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль,  2005

7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

3. ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения.

4. Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.

5. Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования.

Раздел VI. Планируемые результаты

Устное народное творчество

учащийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характер;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Учащийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Учащийся научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

         Учащийся  получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел VII. Приложения к программе

Раздел IV Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)

Дата

№ урока

Тема раздела и урока

Развитие речи

Теория литературы

ИКТ

Проектная деятельность

Практические работы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

план

факт

Введение 1 час

1

Художественное произведение. Диагностика уровня литературного развития учащихся

Беседа, пересказ.

Эпос, лирика, драма

Презентация

Тест.

Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге.

Решение тестов.

Устное народное творчество 3 часа + 1 ч. к.р.

2

Обрядовый фольклор.

Беседа, пересказ.

Устное народное творчество. Фольклор, колядки. Припевка, коротушка.

Аудиозапись

Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной.

Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

3

Пословицы и поговорки.

Устное или письменное сочинение по пословице или поговорке.




Пословица, поговорка, лаконизм

Афористичность

Презентация

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различение пословицы и поговорки.

4

Загадки

Беседа


Загадка, иносказание

Презентация

Отгадывание загадок

Использование загадок в устной и письменной речи.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.

5

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. В чем красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

Ответ на проблемный вопрос

Ответ на один из проблемных вопросов.

Составление плана письменного высказывания.

Устный монологический ответ по плану.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Древнерусская литература 2 часа

6

Древнерусская литература

Беседа, пересказ

Летопись, фабула, риторика, эпическое произведение.

Презентация

Составление конспекта.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

7

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

Комментированное чтение, беседа

Сказание, жанр.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Выразительное чтение произведения.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Характеристика героев древнерусской литературы.

Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат по заданной теме.

Из литературы XVIII века 1 час

8

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев «Муха»

Сообщение о баснописце.

Басня, мораль, аллегория, эзопов язык

Аудиозапись

Поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующих понятия «аллегория», «мораль».

Выразительное чтение басни.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Характеристика героев басни.

Формулирование вопросов к тексту.

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Из литературы  XIX века

9

Русские басни. Жанр басни. Истоки жанра басни. Признаки басни.

Иван Андреевич Крылов (2 ч. + 1 ч. вн. чт. + 1 ч. к.р.) Басня «Осел и соловей» - обличение невежества и глупости.

Сообщение о баснописце.

Выразительное чтение басни

Басня, мораль, аллегория, эзопов язык, олицетворение

Презентация.

Начало работы над проектом – созданием сценария литературной композиции по басням И.А. Крылова

Истолкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы.

Устный рассказ о писателе.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

10

Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик». Осмеяние человеческих пороков

Выразительное чтение басен наизусть

Басня, мораль, аллегория, эзопов язык, олицетворение

Викторина на знание басен и их иллюстраторов.

Характеристика героев басен.

Выявление характерных для басен образов и приемов изображения человека. Обсуждение произведений книжной графики.

11

Вн. чт. Любимые басни И.А. Крылова

Выразительное чтение басен, беседа

Защита проекта – презентация литературной композиции по басням И.А. Крылова

Инсценирование басен.

Работа над коллективным учебным проектом.


12

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие человеческие пороки осуждает И.А. Крылов в своих баснях?

Ответ на проблемный вопрос


Ответ на проблемный вопрос.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

13

Александр Сергеевич Пушкин. Страницы жизни и творчества. Лицейские годы. «Узник» (11ч+3рр+3вн.ч.)

Сообщение о писателе, составление устного портрета.

Биография,

лирика

Презентация

Выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», определение художественной функции фольклорных образов.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

14

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «И.И. Пущину»

Беседа. Выразительное чтение наизусть.

Лирика, «композиция», «интонация стихотворения» «слово-образ», «контраст», «мотив неволи»

Аудиозапись

Подбор цитат, иллюстрирующих особенности жанра дружеского послания в стихотворении «И.И. Пущину».

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Участие в коллективном диалоге.

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.

15

Р.р. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.

Беседа. Выразительное чтение. Анализ стихотворения.

Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация, ритм, рифма. Пейзажная лирика.

Презентация

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в стихотворении «Зимнее утро».

Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора», «композиция».

Составление плана анализа стихотворения.

Устный и письменный анализ стихотворений.

16

Вн.чт. Лирика природы в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимняя дорога»

Выразительное чтение наизусть

 Эпитет, метафора, звукопись,  ритм, рифма. Пейзажная лирика.

Аудиозапись

Подбор цитат по теме «Пейзаж и его роль в стихотворении «Зимняя дорога»


Участие в коллективном диалоге.

Устный анализ стихотворения по плану.

17

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания романа.

Выборочное чтение эпизодов, анализ текста

Роман, сюжет

Презентация, кинофрагмент

Составление конспекта

Работа со словарем литературоведческих терминов.

18

Ссора Троекурова и Дубровского.

Чтение эпизодов, анализ текста

Композиция

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Составление сравнительной характеристики героев.

Выделение этапов развития сюжета.

19

Суд и его последствия.

Осмысление сюжета, поведения героев, их характеров.

Кинофрагмент

Начало работы над проектом – инсценировкой фрагментов романа «Дубровский».

Различные виды пересказов.

Анализ сюжетно – композиционных особенностей произведения.

20

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом.

Характеристика героя.

Создание собственных иллюстраций к произведению.

Подбор цитат из текста романа по заданной теме.

21

Пожар в Кистенёвке.

Беседа.

Композиция, сюжет

Презентация

Обучение анализу эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Составление плана анализа эпизода

22

Учитель - француз.

Пересказ с изменением лица рассказчика.

Рассказчик, автор - повествователь

Устные высказывания

Различение образов рассказчика и автора – повествователя.

23

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Беседа по вопросам. Характеристика героев.

Сюжетная линия

Презентация

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

24

Два мальчика.

Выразительное чтение по ролям.

Устные высказывания

Подбор цитат из текста по заданной теме.

Составление сравнительной характеристики героев.

25

Развязка романа «Дубровский»

Беседа по вопросам.

Развязка.

Защита проекта - инсценирование фрагментов произведения.

Работа над коллективным учебным проектом – инсценированием фрагментов романа.

26

Р.Р. Подготовка к  сочинению (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Беседа

Устные высказывания.

Выбор темы сочинения.

Составление плана сочинения.

27

Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» (аудиторное)

Работа над сочинением

Презентация

Написание сочинения.

Сбор и систематизация материалов к сочинению.

28

Вн.ч  «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка».  Пародирование романтических тем и мотивов.

Осмысление сюжета, поведения героев, их характеров.

Ирония, композиция, экспозиция кульминация, развязка.

Кинофрагмент

Иллюстрирование понятия «антитеза» примерами из текста повести.

Различные виды пересказов.

Обсуждение киноверсии повести.

29

Вн.ч. Автор – повествователь в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»

Пересказ, беседа, выразительное чтение.

Ирония. Ремарка.

Автор – повествователь.

Характеристика героев.

Устное иллюстрирование.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Какие «чувства добрые» пробуждает А.С. Пушкин своими стихами?

2. Почему Лиза Муромская выдала себя за крестьянку Акулину?

3. В чем сходство и в чем различие характеров Кириллы Троекурова и Андрея Дубровского?

30

Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи». (3ч+1вн.ч.+1к.р.)

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Композиция, интонация. Приём сравнения.

Презентация

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация», «антитеза», «символ».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

31

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Выразительное чтение, устное словесное рисование. 

Антитеза, метафора, сказание.

Баллада.

Аудиозапись

Выявление художественно – значимых изобразительно – выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление художественно  значимых изобразительно – выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции.

32

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Листок».

Установление ассоциативных связей с произведениями живописи. 

Мотив.

Рифма, ритм.

Определение видов рифм и способов рифмовки.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

33

Вн. чт Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес».

Анализ текста.

Размеры стиха (двусложные и трехсложные).

Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трехсложные размеры стиха.

Устные ответы на вопросы.

34

К.р. Поэтический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком»

Выразительное чтение, устное словесное рисование.

Аудиозапись

Сравнительный анализ стихотворений

Устный и письменный анализ стихотворения.

35

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Знакомство с произведением «Бежин луг»(4ч.+1рр+1вн.ч)

Сообщение о писателе.

Цикл рассказов.

Народные верования, предания.

Презентация

Начало работы над проектом – составлением электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян ( по

рассказам из цикла «записки охотника»).

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное

чтение фрагментов (в том числе по ролям).


36

Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Осмысление сюжета, событий.

Характеристика героя

Составление плана характеристики героя.

Составление устной или письменной характеристики героя или групповой характеристики героев.

37

Рассказы героев «Бежина луга»

Выразительное чтение.

Предания, былички

Презентация

Инсценирование фрагмента рассказа. Проект:Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян»

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

38

Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Характеров героев рассказа.

Пейзаж.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж».

Различные виды пересказов.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Обсуждение произведений книжной графики и живописных полотен.

39

Р.р. Речевая характеристика героя рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Беседа, пересказ.

Речевая характеристика героя

Аудиозапись

Проект:Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (защита)

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

40

Вн. чт.  Рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»

Беседа, пересказ.

Речевая характеристика героя

Презентация

Презентация и защита собственных иллюстраций. Игровые виды деятельности (конкурсы, викторины).

Составление устной или письменной характеристики героя или групповой характеристики героев. Нравственная оценка героев.

41

Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева. (1ч+1вн.ч.)

Слово о писателе. Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений.

Художественный образ, антитеза.

Презентация, аудиозапись

Выявление художественно – значимых изобразительно – выразительных средств языка писателя.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное

чтение стихотворений.

42

Вн.ч. Мои любимые стихотворения Тютчева о природе.

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Размеры стиха (двусложные и трехсложные). ИВС.

Подбор цитатных примеров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Устный и письменный анализ стихотворений.

43

Пейзажная лирика А.А.Фета. (1 час+1р.р)

Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста.

Размеры стиха (двусложные и трехсложные). ИВС.

Презентация, аудиозапись.

Подбор цитатных примеров. Определение видов рифм и способов рифмовки, размеров стиха.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное

чтение стихотворений.

44

Р.р Красота русской природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

Поэтический анализ стихотворений.

Письменный ответ на проблемный вопрос:

1. какие состояния природы любит изображать Ф.И. Тютчев в своих стихах?

2. Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А..А. Фета 

45

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о писателе. Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие композиции и языка стихотворения. (3часа+1 к.р.)

Выразительное чтение, устное

словесное рисование.

Эпиграф.

Презентация, аудиозапись.

Устные высказывания. Участие в коллективном диалоге.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

46

Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа- создателя в стихотворении «Железная дорога».

Выразительное чтение отрывка наизусть, анализ стихотворения, беседа по вопросам.

ИВС

Подбор цитат из произведения по заданной теме.

Различение образов лирического героя и автора в лирике. Анализ форм выражения авторской позиции в произведении.

47

Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Сочетание реальных и фантастических картин.

Художественный образ

Презентация

Анализ форм выражения авторской позиции в произведении.

Письменный ответ на вопрос: О чем мечтает автор-повествователь в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

48

К.р. Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Тест

49

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Особенности сказа. (4часа+1к.р.+1 вн.ч.)

Выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом.

Сказ. Ирония

Презентация. school-collection.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сказ».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

50

«Ужасный секрет» тульских мастеров.

Выразительное чтение, характеров героев, описание иллюстраций.

Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента сказа.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

51

Горькое чувство от униженности и бесправия народа. Едкая насмешка над царскими чиновниками.

Беседа. Обучение чтению по ролям.

Ирония.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Составление устной или письменной характеристики героя. Нравственная оценка героев сказа.

52

Р.Р. Судьба мастера в России. Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».

Беседа по вопросам, словесное рисование, аналитическое чтение.

Характеристика героя

Презентация.

Создание собственных иллюстраций к сказу.

Жанровая характеристика сказа. Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе Н.С. Лескова «Левша»?

53

Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова.(тестирование)

Тест

54

Вн.ч. Н.С. Лесков «Человек на часчах»

Беседа. Обучение выразительномучтению.

Подбор цитатных примеров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

55

А.П. Чехов. Слово о писателе Рассказ «Толстый и тонкий». (2часа+1вн.ч.)

Комментирование художественного произведения

Юмор. Сатира.

Презентация.

proshkolu.ru

Выразительное чтение произведения, вт.ч. по ролям

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

56

Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия.

Беседа.

Комическая ситуация

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор»

Чтение по ролям. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

57

Вн.ч. Мой любимый юмористический рассказ А.П. Чехова.

Пересказ. Инсценирование Беседа.

Презентация

Конкурс на лучшее инсценирование рассказов. Создание собственных иллюстраций к произведению.

Составление устной или письменной характеристики героя. Нравственная оценка героев

Произведения русских писателей XX века.

58

А.А. Грин. Сообщение о писателе. Феерия «Алые паруса». (4часа)

Беседа по вопросам.

Феерия.

Презентация. school-collection.

Выразительное чтение фрагментов, вт.ч. по ролям.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

59

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Беседа

Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея»

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

60

Душевная чистота главных в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Характеристика героя.

Феерия

Кинофрагмент

Поиск цитат, иллютрирующих понятие «феерия». Подбор ключевых цитат к темам «Мир, где живет Ассоль», «Прошлое и настоящее Грея»

Составление цитатного плана и сравнительной характеристики главных героев.

61

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Кинофрагмент

Сопоставление повести и ее киноверсии.

Устный и письменный анализ эпизода.

62

А.И.Куприн «Чудесный доктор».(2ч)

Беседа

Понятие о рождественском рассказе.

Презентация. school-collection.

Выразительное чтение фрагментов, вт.ч. по ролям. Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

63

Тема служения людям  в рассказе «Чудесный доктор»

Беседа по вопросам, словесное рисование, аналитическое чтение.

Составление устного рассказа о герое и его прототипе.

Различные виды пересказа, участие в коллективном диалоге.

64

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»(1ч+1вн.ч.)

Беседа по вопросам, словесное рисование

Выразительное чтение рассказа, вт.ч. по ролям.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

65

Вн.ч. А.П.Платонов. «Цветок на земле»

Участие в коллективном диалоге.

Создание собственных иллюстраций к рассказам.

Различные виды пересказов.  Выделение этапов развития сюжета. Характеристика героев, их нравственная оценка.

66

М.М. Пришвин. Сообщение о жизни и произведениях

М. Пришвина. Особенности жанра  сказки «Кладовая солнца». (3часа+1р.р)

Беседа по вопросам

Жанр, эпиграф, притча.

Презентация school-collection.

Выразительное чтение рассказа, вт.ч. по ролям.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

67

Р.р. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Характеристика героя.

Эпиграф.

Комментированное чтение

Сопоставительный анализ героев. Характеристика героев, их нравственная оценка.

68

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.

Беседа.

 Анализ эпизода.

Символическое содержание пейзажных образов

69

Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Жанр «сказка-быль»

Выборочное чтение.

Философский смысл названия.

70

Стихотворения о Великой Отечественной войне. (1час)

Выразительное чтение  и анализ стихотворений.

Презентация school-collection. Кинофрагмент

Выявление художественно значимых ИВС и определение их художественной функции в стихотворениях.

Устные рассказы о поэтах-фронтовиках..  Ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

71

В.П.Астафьев. Сообщение о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни. ( 3 часа+1к.р.)

Устное словесное рисование.

Автобиография

Презентация school-collection.

Подбор цитат к теме «Изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни»

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

72

Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Характеристика героя.

Подбор цитат, иллюстрирующих понятия  «речевая характеристика», «юмор», «рассказчик»

Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Характеристика героев рассказа и их нравственная оценка.

73

Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.

Пересказ эпизодов рассказа, анализ эпизодов рассказа.

Анализ эпизода рассказа. Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм авторской позиции.

74

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?

Ответ на проблемный вопрос.

Ответ на проблемный вопрос.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

75

В.Г.Распутин. Сообщение о писателе.  Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени (3часа+1р.р.)

Сообщение о писателе, характеристика героя. Анализ эпизодов произведения.

Рассказ, сюжет.

Презентация. proshkolu.ru

Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе»

Начало работы над проектом.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

76

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

Характеристика героя, словесное рисование.

Анализ эпизода «Игра в замеряшки»

Выразительное чтение  фрагментов рассказа, вт.ч. по ролям.

77

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Комментирование рассказа, характеристика героя.

Проект(защита): Составление электронного альбома «Картины военного лихолетия и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей.»

Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы(с использованием цитирования).

78

Р.р. Подготовка к сочинению  по произведению В. В.Распутина

Домашнее сочинение на тему: «Жизненные уроки»

Написание сочинения.

79

Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. (2ч.)

Беседа. Обучение выразительному чтению.

Лирика, лирический герой.

Презентация.

Подбор цитат к теме «Образы и картины стихотворения «Звезда полей» : Родина, страна, вселенная».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

80

Человек и природа в «тихой» лирике поэта.

Выразительное чтение наизусть.

Тропы, фигуры, фоника.

Характеристика ритмико-метрических  особенностей стихотворений. Выявление ИВС. Создание собственных иллюстраций к стихотворению.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

81

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (1ч.)

Развитие понятия о «юморе». Беседа.

Юмор.

Презентация. proshkolu.ru

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». Сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе. Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение  фрагментов рассказа, вт.ч. по ролям. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (3ч+1к.р.+1вн.ч.)

82

С.А.Есенин. Сообщение о поэте.  Лирика о родной природе.

 Выразительное чтение стихотворений, анализ текста, прослушивание песни на слова

С.Есенина.

Поэтический мир. Художественная деталь.

Презентация proshkolu.ru

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественно значимых ИВС

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров.

83

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Выразительное чтение стихотворений, в т.ч. наизусть, анализ текста,

Тропы, фигуры, фоника.

Презентация.

Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтического образа в стихотворении.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

84

А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.

 

 

Выразительное чтение стихотворения наизусть, анализ текста.

Строфа, композиция, эпитеты, антитеза, лексический повтор, восклицательная интонация, символ, метафора.

Презентация. proshkolu.ru

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественно значимых ИВС .Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Различие образов лирического героя и автора. Анализ стихотворений

85

К.р. Поэтический анализ стихотворений о природе.

Выразительное чтение стихотворения наизусть, анализ текста.

Составление плана и письменный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций.

86

Вн.ч. Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». 

Беседа. Обучение выразительному чтению.

Юмор.

Презентация.

Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-чудиков»

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов.

Из литературы народов России 2часа

87

Образ Родины в стихах Г. Тукая 

Выразительное чтение стихотворения, анализ текста.

ИВС

Презентация. proshkolu.ru

Подбор ключевых цитат к теме.

Поиск сведений о писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэтах. Поиск незнакомых слов и определение их значений при помощи словаря и справочной литературы.

88

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…».

Чтение и анализ произведений

Язык, поэзия

Презентация.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям.

Из зарубежной литературы. 6ч.+2вн.ч

89

Вн.ч. Мифы народов мира «Подвиги Геракла»

Беседа. Обучение выразительному чтению.

Миф.

Презентация. school-collection Мультфрагмент.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф». Начало работы над проектами: Составление под руководством учителя электронных альбомов «мифы Древней Греции» («Подвиги Геракла»), «Герои и сюжеты зарубежной литературы в иллюстрациях»

Выразительное чтение фрагментов произведения. Различные виды пересказов.

90

Геродот «Легенда об Арионе».

Презентация.

Сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С. Пушкина «Арион»

Поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей. Поиск общего и различного в мифологических

91

Гомер. Краткий рассказ о писателе. «Одиссея», «Илиада» (фрагменты) как эпические поэмы.

Сообщение о писателе, беседа..

Поэма, героическая поэма.

Презентация. school-collection Мультфрагмент.

Сопоставление историко-культурных комментариев.

Выразительное чтение фрагментов произведений. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

92

Вн.чт. Мигель де Сервантес Сааведра. Сообщение о писателе. История создания романа «Дон Кихот».

 Беседа по вопросам.

Роман.

Презентация. proshkolu.ru

Анализ пародийных ситуаций и образов в романе.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Устная и письменная характеристика героев.

93

И.Ф.Шиллер. Баллада  «Перчатка». Повествование о феодальных нравах

Сообщение о поэте и драматурге, выразительное чтение.

Баллада.

Презентация.

Сопоставление русских переводов баллады Ф. Шиллера.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге.

94

Жизнь и творчество П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.

Сообщение о писателе, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов

Новелла.

Презентация.

Анализ эпизода из новеллы .

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.

95

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

Сообщение о писателе, ответы на вопросы, рассказ о героях сказки.

Философская сказка, притча.

Презентация. proshkolu.ru

Анализ эпизода из сказки «Маленький принц».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Работа над коллективным проектом.

96

Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Презентации.

Защита проекта. Создание собственных иллюстраций к сказке

Устная и письменная характеристика героев. Различные виды пересказов.

Повторение, обобщение, итоговый контроль 2ч+ 1к.р.

97

Урок контроля

Письменный ответ на проблемный вопрос или решение теста.

98

Проект: Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса»

Отчет о выполнении самостоятельных учебных проектах.

99

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.


100

101

102

103

104

105

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...