Разработка урока литературы для 6 класса по произведению «Сказание о Кожемяке»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

Цели урока:

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о Кожемяке”.

Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»

Цели урока

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

                                               Ход урока.

  1. Оргмомент.

       2)   Введение в тему.

Индивидуальное сообщение “Возникновение древнерусской литературы”. По прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия возникновения древнерусской литературы.

Сообщение. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.

Вопрос.

- Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?

– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.

Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). “Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины Васнецова “Нестор-летописец”.

Работа с иллюстрацией.

– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?

3) Чтение учителем  «Сказание о Белгородском киселе».

-Понравилось вам «Сказание…»?

-В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

Словарная работа.

-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.

Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

Восвояси – к себе домой.

Беседа по тексту сказания.

-Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

-В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

-Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

Задание к тексту.

Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

С какой интонацией надо читать начало сказания? ( С грустной, потому что трагическая ситуация.)

С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)

Попробуйте показать интонацией при чтении грустные  и радостные моменты сказания.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)

5) Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?



Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»

Цели урока

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

                                               Ход урока.

  1. Оргмомент.

       2)   Введение в тему.

Индивидуальное сообщение “Возникновение древнерусской литературы”. По прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия возникновения древнерусской литературы.

Сообщение. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.

Вопрос.

- Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?

– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.

Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). “Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины Васнецова “Нестор-летописец”.

Работа с иллюстрацией.

– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?

3) Чтение учителем  «Сказание о Белгородском киселе».

-Понравилось вам «Сказание…»?

-В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

Словарная работа.

-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.

Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

Восвояси – к себе домой.

Беседа по тексту сказания.

-Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

-В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

-Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

Задание к тексту.

Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

С какой интонацией надо читать начало сказания? ( С грустной, потому что трагическая ситуация.)

С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)

Попробуйте показать интонацией при чтении грустные  и радостные моменты сказания.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)

5) Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?



Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»

Цели урока

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

                                               Ход урока.

  1. Оргмомент.

       2)   Введение в тему.

Индивидуальное сообщение “Возникновение древнерусской литературы”. По прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия возникновения древнерусской литературы.

Сообщение. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.

Вопрос.

- Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?

– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.

Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). “Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины Васнецова “Нестор-летописец”.

Работа с иллюстрацией.

– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?

3) Чтение учителем  «Сказание о Белгородском киселе».

-Понравилось вам «Сказание…»?

-В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

Словарная работа.

-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.

Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

Восвояси – к себе домой.

Беседа по тексту сказания.

-Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

-В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

-Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

Задание к тексту.

Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

С какой интонацией надо читать начало сказания? ( С грустной, потому что трагическая ситуация.)

С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)

Попробуйте показать интонацией при чтении грустные  и радостные моменты сказания.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)

5) Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Дж. Лондон. "Сказание о Кише"

Предложен материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения....