Календарно-тематическое планирование 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Планирование рассчитано на 2 часа в неделю по программе Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_lit._6_klass.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе:

- Государственного стандарта общего образования по литературе;

- Программы по литературе 5-9 классы под. Ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.

Инновации данной программы заключаются в следующем:

  1. авторы программы  считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин «Дубровский», И.С. Тургенев «Бежин луг»; и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключённые из многих альтернативных программ;
  2. создатели программы предлагают для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие     художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы;
  3. сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная       программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи,            готовит школьников к восприятию линейного  курса 10-11 классов,       формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся   осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого   периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное  движение.  

Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за   68 часов в объёме 2 часов в неделю.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Понимать прочитанное как можно глубже – вот, что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на  уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и уроках риторики в старших классах. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников  читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Цели обучения:

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов  жизнедеятельности.  

С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень):

должны знать:

  • основные историко-культурные    сведения,  необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
  •  теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
  •  биографические сведения о писателях;
  • содержание изученных литературных произведений;

должны    уметь: 

  • ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
  • выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
  •  владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
  • владеть навыками анализа художественного текста;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  •  составлять план прочитанного;
  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
  •  характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
  • владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: 

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Учебно – тематическое планирование:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

УНТ

2

3.

Из древнерусской литературы

1

4.

Из литературы XVIII века

3

5.

Из русской литературы XIX века

27

6.

Писатели улыбаются

2

7.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

8.

Из русской литературы XX века

11

9.

Произведения о Великой Отечественной войне

2

10.

Писатели улыбаются

2

11.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

3

12.

Из литературы народов России

1

13.

Из зарубежной литературы

11

14.

Итоговый урок

1

Итого:

68

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.
  2. Литература. 6 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В. П. Полухина); под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2008. 

Используемая методическая литература: 

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение , 2008.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум, 2008.
  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2009.
  7. Тумина Л.Е. Творческие задания.5-7 классы. – М.: Дрофа, 2009.

Календарно – тематическое планирование

четверть

№ урока п/п

№ урока в теме

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

Корректировка

1 четверть

1

1

3.09 –

7.09

Введение. Художественное  произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Выражение авторской позиции

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

2

1

Малые жанры фольклора

1

3

1

10.09 -

14.09

Р.р. Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению: «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

1

4

1

Из древнерусской литературы

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

1

5

1

17.09–

21.09

Произведения русских писателей XVIII века

Русская басня. И. И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

  3

6

2

И. А. Крылов

Слово о баснописце. «Листы и корни», роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик», критика неумелого хвастуна.

7

3

24.09–

28.09

Р.р. «Осел и соловей», комическое изображение «знатока». Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению: «Что осуждается в русских баснях?»

8

1

Произведения русских писателей XIX  века

А. С. Пушкин

Лицейские годы. «Узник», как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

27

 9

9

2

1.10 –

 5.10

Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Стихотворная речь, её особенности.

10

3

Р.р. «Зимнее утро», тематич. и поэтич. идея, роль композиции.

11

4

8.10 –

12.10

Цикл «Повести Белкина». Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня крестьянка». Роль случая в композиции произведения.

Принести текст

12

5

«Дубровский». Картины из жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

13

6

15.10–

19.10

Протест В. Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. «Пожар в Кистеневке»

14

7

Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям. Понятие о композиции.

15

8

22.10 -

26.10

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по тексту «Дубровский»

16

9

Контрольный опрос по творчеству А. С. Пушкина. Обобщение и систематизация знаний.

2 четверть

17

1

5.11 –

9.11

М. Ю. Лермонтов

Слово о поэте. «Тучи», основное настроение и композиция, особенности поэтических интонаций.

  4

18

2

Антитеза как основной композиционный прием в стих. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Тема одиночества.

19

3

12.11 -

16.11

«Три пальмы», разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

20

4

Строфика. Стихотворные размеры

21

1

19.11 -

23.11

И. С. Тургенев

Слово о писателе. Цикл «Записки охотника», их гуманистический пафос.  «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

  2

22

2

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

23

1

26.11-

30.11

И. С. Тютчев

Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы.

  2

24

2

«Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

25

1

3.12 –

7.12

А. А. Фет

Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного.

  2

26

2

«Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

27

1

10.12 -

14.12

Р.р. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

1

28

1

Н. А. Некрасов

Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда». Величие народа-созидателя.

  3

29

2

17.12 -

21.12

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

30

3

В.ч. Историческая поэма «Дедушка» Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова

31

1

24.12 -

28.12

Контрольный опрос по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. Обобщение и систематизация знаний.

1

32

1

Урок-беседа на основе изученного материала «Человек в произведениях XIX  века»

1

3 четверть

33

1

14.01 -

18.01

Н. С. Лесков

Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

  2

34

2

Р.р. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приёмы сказочного повествования.

35

1

21.01 -

25.01

Писатели улыбаются

В.ч.  А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

 2

36

2

Способы юмористического повествования. Чехов – «художник жизни»

37

1

28.01- 1.02

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я. П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…» Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.  Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над смутом лозы…» Развитие понятия о лирике.

  1

38

1

Произведения русских писателей XX века

В.ч. А. С. Грин.  Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса» Авторская позиция в произведении.

  6

39

2

4.02 –

8.02

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное  – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» А. П. Платонова.

40

3

М. М. Пришвин

Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

41

4

11.02 -

15.02

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

42

5

Р.р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

43

6

18.02 -

22.02

Классное сочинение по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

44

1

Произведения о Великой Отечественной войне

Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и войне. Обучение выразительному чтению.

  2

45

2

26.02 -

1.03

В.ч.  А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети  и война.

46

1

Произведения русских писателей XX века

В. П. Астафьев

Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

  5

47

2

4.03 –

7.03

Р.р. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик  в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева  «Конь с розовой гривой».

48

3

В. Г. Распутин

Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

49

4

11.03 -

15.03

Нравственные проблемы текста В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

50

5

Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина.

51

1

18.03-

21.03

Писатели улыбаются

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

  2

52

2

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

4 четверть

53

1

1.04 –

 5.04

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

  3

54

2

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения.

55

3

8.04 –

12.04

Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

56

1

Из литературы народов России

 К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», Тема Родины и народа.

Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

1

57

1

15.04 -

19.04

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

11

58

2

Обобщающий урок по мифам Древней Греции

59

3

22.04 -

Геродот. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки

60

4

26.04

В.ч. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о  героическом эпосе.

61

5

29.04 -

3.05

В.ч. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное  понимание правды  жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

62

6

Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Баллада  «Перчатка» Проблема благородства, достоинства и чести.

63

7

6.05 -

10.05

В.ч. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного  общества. Романтизм и реализм в произведении.

64

8

В.ч. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

65

9

13.05 -

17.05

В.ч. Том и Гек. Общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

66

10

В.ч. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе.  «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц. Его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

67

11

20.05-

Резервный урок

68

1

24.05

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...