Программа по литературе 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Меркушева Надежда Николаевна

  Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – Официальные документы в образовании, 2004, № 5),примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_6_klass.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, № 5),примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009г.).

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.  

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей  литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы  на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью;  
  • составление плана;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.  

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений

  Российской Федерации отводит  70 часов для обязательного изучения  

  учебного предмета «Литература» в 6 классе. По учебному плану  

  образовательного учреждения школьный компонент предусматривает еще

  один час в неделю, поэтому Календарно-тематическое планирование

  составлено на 105 часов в год.  

Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии М.А.Снежневской и О.М.Хреновой (Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 20011).  

Раздел II. Основное содержание

Введение.  

О главном в литературе. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Самостоятельное чтение: книги, прочитанные летом.

Контроль знаний: письменная характеристика героя..

         

Тема 1

Устное неродное творчество

О былине и её героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. О построении и языке былины. Былинный стих, гипербола.

Самостоятельное чтение:  былины о героях.

Теория: былина как фольклорный жанр, былинный стих, построение былины, язык былины, постоянные эпитеты, гипербола.  

Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений; художественные особенности  былин.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученных произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять произведения фольклора.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.

Тема 2

Из литературы Древней Руси

Письменная литература Древней Руси.  Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Прославление патриотического подвига русских воинов. « Евпатий Коловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам.  

Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление патриотического подвига русских воинов.  

Самостоятельное чтение: Т.Н.Михельсон «Рассказы начальной русской летописи».  

Теория: летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, особенности летописи.

Обучающиеся должны уметь: определять жанры  древнерусской литературы,  пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.  

Контроль знаний:  анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.

Тема 3. Баллады

В.А.Жуковский 

«Светлана», «Лесной царь»; Ф.Шиллер «Перчатка»; А.Н.Майков «Емшан»; А.К.Толстой «Канут». Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.      

Самостоятельное чтение: Анекдоты о Ходже Насреддине.     

Теория: особенности баллады как жанра, балладного сюжета, понятие рифмы и строфы. 

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты произведений, анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять тексты в жанре баллады.  

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение.

Тема 4.

Из литературы XIX века

А.С.Пушкин 

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.      

 «Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность  лексики. «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия.

    «Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. «Благородный разбойник » Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.  Изображение крестьянского бунта в романе.     Мастерство Пушкина  в создании ярких характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов.  Пейзаж, его роль в произведении. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.  

Н.М.Языков 

«Песня», «Пловец». Своеобразие лирики.        

М.Ю.Лермонтов 

«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Аллегорический смысл стихотворения. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Звукопись. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин.

 «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.    

Н.В.Гоголь 

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед рождеством». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Сказочность повести. Поэтизация вольной, чистой и светлой любви.    

  С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие чувства природы. Особенности интонации.

И.С.Никитин «Лес», «Ярко звёзд мерцанье…», Н.П.Огарёв «Дорога»,    А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», А.А. Фет «Чудная картина», И.З.Суриков «Степь». Тема дороги, шири, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений.

Углубление понятий об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, эпитете, олицетворении.  

 

К.М.Станюкович 

«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутникова  в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.                                                    

А.П.Чехов 

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта.  Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя .  

«Смерть чиновника», «Пересолил». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.  

В.Г.Короленко 

«Дети подземелья». Вера писателя в человека.    Нравственная суть взаимоотношений героев.  Труд в жизни детей.   Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет литературного героя.    

Н.Д.Телешов 

«Домой».  Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения. Человечность старика – каторжника. Роль пейзажа в рассказе.

   

Самостоятельное чтение: Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством», рассказы А.П.Чехова.

Теория: литературоведческие понятия (экспрессивная  лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении,  аллегорический смысл, звукопись); изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение).

Обучающиеся должны знать:  прочитанные произведения, новые литературоведческие понятия: экспрессивная  лексика, глаголы действия,   пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись; изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение),

Обучающиеся должны уметь: применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка), работать со стихотворной речью (строфа, ритм, рифма), определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.  

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение (аудиторное и домашнее), тестирование.

 

Тема 5

Из литературы ХХ века

А.П.Платонов 

«Песчаная учительница». Труд как нравственная  основа жизни.     Самоотверженность , доброта, отзывчивость героини.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

М.М.Зощенко.

Избранные рассказы. Особенности рассказов. Юмор.

М.М.Пришвин 

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.  Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идей повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.      

В.Г.Распутин 

«Уроки французского». Взаимоотношения главного героя с окружающими. Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия.  Изображение человека в эпическом произведении.    

 Н.М.Рубцов. Лирика. Патриотический характер лирики.        

 Д.Олдридж 

«Последний дюйм».  Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Самостоятельное чтение: произведения Платонова А.П., произведения писателей-фантастов.  

Теория: жанр были-сказки, жанры фантастики, роль и характер героев, авторская позиция.

Обучающиеся должны знать:  содержание изучаемых произведений, жанр были-сказки, роль и характер героев, позицию автора.

Обучающиеся должны уметь: выразительно читать изученные произведения, определять темы и нравственные проблемы произведений, пересказывать устно и письменно, составлять простой и сложный план, давать развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять стихи ; писать сочинение на литературную тему.  

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, исполнение произведений), письменных работ в тетрадях, сочинение на литературную тему.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Уроки развития речи

Контроль-ные работы

Уроки внеклас-

сного чтения

      Введение.  

2

1

  1. Устное народное творчество

5

1

  1. Из литературы Древней Руси.

7

1

1

  1. Баллады

10

1

1

  1. Литература 19 века

50

9

3

2

  1. Литература 20 века.

31

7

1

2

Итого:

105

16

4

7

Раздел III. Требования к уровню подготовки  обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  •  изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и  проводить элементарный анализ художественного текста;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • давать краткую характеристику героев,
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения  

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации  о конкретном произведении и его авторе.  


Раздел

№ урока

Планируемая дата  проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Тип, форма урока

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Практи-ческие и лабора-торные работы

Форма тематиче-ского контроля

Примеча-ние

Введение

Введение. О главном в литературе. О книге

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

РР.Мой любимый литературный герой

Комбинированный урок Презентация героев

Письменная характеристика героя

Устное народное творчество

О былине и её героях.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Обучающиеся должны знать:

содержание изученных

произведений;

художественные особенности  былин.

Обучающиеся должны уметь:

пересказывать содержание

изученных произведений;

беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям;

исполнять произведения

фольклора.

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

О построении и языке былины. Былинный стих, гипербола

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Вн.чт. Былины о героях

Комбинированный урок

Пересказ

Из литературы Древней Руси

Письменная литература Древней Руси. Летописи

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Обучающиеся должны

знать:

изученные произведения,

 особенности летописи.

Обучающиеся должны уметь:

определять жанры  древнерусской

 литературы,  пересказывать

подробно и кратко тексты и фрагменты произведений, выразительно

читать текст с учётом особенностей художественного произведения.  

«Повесть временных лет».

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

«Никита Кожемяка». Прославление патриотического подвига русских воинов

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Исторические события, отраженные в произведениях.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

«Евпатий Коловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Пересказ

РР. «Хочу рассказать о…»

Урок развития речи.

Самостоятельная работа

Сочинение

 Вн.чт. Т.Н.Михельсон. «Рассказы начальной русской летописи»                    

Комбинированный урок

Баллады

В.А.Жуковский «Светлана».

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Обучающиеся должны уметь: пересказывать

подробно и кратко тексты

произведений, анализировать

язык баллад, исполнять баллады, составлять тексты

в жанре баллады.  

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Фольклорная основа баллады          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

И.В.Гёте. «Лесной царь».  Особенности балладного сюжета                                                                                                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Ф.Шиллер «Перчатка».

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Лирико-романтическая окрашенность повествования                                                                                    

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

А.Н.Майков «Емшан». Картины природы                                                                                    

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

А.К.Толстой «Канут». Нравственный смысл баллад                                                                                                                                                                                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

О рифме и строфе.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

РР. Исполнение баллады

Урок развития речи.

Выразительное чтение наизусть

Вн.чт. Анекдоты о Ходже Насреддине

Комбинированный урок

Из литературы XIX века

А.С.Пушкин.  «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни                                                                                                                              

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Обучающиеся должны знать:  прочитанные произведения,

 новые литературоведческие понятия:

экспрессивная  лексика,

глаголы действия,   пейзаж, его роль в произведении, аллегорический

смысл, звукопись; изобразительно-выразительные

средства (сравнение, эпитет, олицетворение),

Обучающиеся должны уметь: применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка), работать со стихотворной речью (строфа, ритм, рифма), определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью;  
  • составление плана;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.  

Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

РР.Как учить стихи наизусть. Чтение отрывка наизусть

Урок развития речи.

Комбинированный урок

Выразительное чтение наизусть

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность  лексики                                                                                                                          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия                                                                                                  

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Избранные стихи: «Узник», «Цветок», «Туча».  

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

РР.Исполнение лирического произведения                                                                                                              

Урок развития речи

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Выразительное чтение наизусть

Роман «Дубровский». История создания, сюжет                                                    

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Троекуров и Дубровский. Столкновение чести с произволом                  

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Владимир и Маша                                                                                                                              

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Мастерство Пушкина-прозаика

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

37

Контрольная работа по теме «А.С.Пушкин»

Урок проверки знаний и умений

Тест

38-39

РР.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»                                                    

Урок развития речи.

Комбинированный урок

Сочинение

40

Н.М.Языков «Песня», «Пловец». Своеобразие лирики                                                                  

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

41

М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

42

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

43

Избранные произведения поэта.  О стихотворных размерах

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

44

РР.Исполнение стихотворения М.Ю Лермонтова

Урок развития речи.

Урок применения знаний и умений

Выразительное чтение наизусть

45

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет                          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

46

Сказочность повести.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

47

Поэтизация чистой, светлой любви                      

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

48

Вн.чт. «Ночь перед рождеством». Комический сюжет повести. Герои.                                             Картины народной жизни и украинской природы

Комбинированный урок.

Блиц-игра

49

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя

Урок проверки знаний и умений

Тест

50

О повести. С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня»                                                              

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

51

Наблюдательность писателя. Особенности интонации

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

52

РР.Подготовка к домашнему сочинению «Однажды мне довелось увидеть»  

Урок развития речи.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сочинение

53

Страницы поэзии. Родное.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

54

РР. Исполнение лирического произведения

Урок применения знаний и умений

Выразительное чтение наизусть

55

К.М.Станюкович «Человек за бортом»                                                      

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

56

Смысл названия рассказа

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

57

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

58

О смешном в художественном произведении. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя                                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

59

«Смерть чиновника», «Пересолил»                                      

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

60

Вн.чт. Рассказы А.П.Чехова.

Комбинированный урок

Пересказ

61

РР. Инсценировка рассказа

Урок применения знаний и умений

62

В.Г.Короленко «Дети подземелья». Вера писателя в человека                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

63

Нравственная суть взаимоотношений героев                                            

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

64

Труд в жизни детей                                                                                      

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

65

Утверждение в повести доброты м уважения к человеку

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

66

Участие природы в судьбе героев.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

67

РР.Портрет литературного героя.                                                                                                                                    

Комбинированный урок

Самостояте-льная работа

68

Н.Д.Телешов «Домой». Сюжет, герои                                                        

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

69

Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

70

Человечность старика-каторжника

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

71

Роль пейзажа в рассказе

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

72

Обобщение по теме «Из литературы XIX века»

Урок обобщения и систематизации знаний

73

Контрольная работа по теме «Из литературы XIX века»

Урок проверки знаний и умений

Тест

Из литературы XX века

74

А.П.Платонов. «Песчаная учительница».

Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

Обучающиеся должны знать:  

содержание изучаемых

произведений, жанр были-сказки, роль и характер героев,

 позицию автора.

Обучающиеся должны уметь: выразительно читать изученные

произведения, определять темы и нравственные

проблемы произведений, пересказывать

устно и письменно, составлять простой

и сложный план, давать развёрнутый

 и обоснованный ответ на вопрос,

беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям;

исполнять стихи ; писать сочинение на литературную тему.  

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью;  
  • составление плана;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки

75

Труд как нравственная основа жизни

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

76

Вн.чт. Произведения Платонова А.П.

Комбинированный урок

77

М.М.Зощенко. Сведения о писателе.                                                                                                «Не надо врать», «Бедный Федя»

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

78

Особенности рассказов. Юмор

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

79

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Сюжет, герои                                    

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

80

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши                        

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

81

Значение истории Травки для понимания идей повести                          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

82

Одухотворение природы, её участие в судьбе героев                                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

83

Вера писателя в человека, его мудрость, доброту по отношению к природе

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

84      

Жанр сказки-были. Смысл названия

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

85-86

РР. Сочинение по сказке-были «Кладовая солнца»                                  

Урок развития речи.

Урок проверки знаний.

Самостоятель-

ная работа

Сочинение

Сочинение

87

Страницы поэзии. Весна в произведениях русских поэтов.  

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

88

РР. Исполнение лирического произведения

Урок применения знаний и умений

Выразительное чтение наизусть

89

РР. Сочиняем стихи

Комбинированный урок

Сочинение стихов

90

В.Г.Распутин «Уроки французского». Сюжет, герои                                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

91

Взаимоотношения главного героя с окружающими                                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

92

Главный герой и учительница.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

93

Уроки доброты и милосердия                

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

94-95

РР. Сочинение о доброте и милосердии

Урок применения знаний и умений

Сочинение

Сочинение

96

Н.М.Рубцов. Лирика.

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

97

Патриотический характер лирики                          

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

98

Контрольная работа по теме «Из литературы XX века»

Урок проверки знаний и умений

99

Д.Олдридж «Последний дюйм». Сюжет, герои.  

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

100

Поведение людей в экстремальных ситуациях. Мужество, упорство героев

Урок ознакомления с новым материалом

Беседа

101

Смысл названия рассказа

Комбинированный урок

102

Вн.чт. Произведения писателей-фантастов

Комбинированный урок

103

Вн.чт. Любимые прозаические произведения

104

РР. Исполнение любимых стихотворений

Урок применения знаний и умений

Выразительное чтение наизусть

105

Приглашаем в библиотеку

Комбинированный урок

Итого:

105ч.


Нормы оценок по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.          

                                                   

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Раздел V. Список литературы

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. Федеральный компонент государственного стандарта  среднего  общего образования по  литературе. – Официальные документы в образовании, 2004, №5.

2. Литература в 6 классе. Урок за уроком.  Турьянская Б.И. и др. – М.: «Русское слово», 1999.

3. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения.  Тареева Л.И. и др. – Волгоград. Учитель, 2008.

4. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах.  Скоркина Н.М. – Волгоград. Учитель – АСТ, 2002.

5.  Методические советы к учебнику –хрестоматии для 6 класса.Хренова О.М. – М.: Мнемозина, 2002.

6. Справочно-информационные    интернет-порталы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия. Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова - М. «Мнемозина», 20011г.

  1. Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.

  1. Справочно-информационные    интернет-порталы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...