Статья "Анализ урока литературы"
статья по литературе по теме

Сергеева Ольга Владимировна

        Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, давал бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. 

         Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_sovremennogo_uroka_literatury.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ современного урока литературы

        Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, давал бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.  

         Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

          Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому  каждый учитель сам определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

           Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

           В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

             Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель - ученики», обусловленные спецификой учебного предмета.

              Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

              Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

               Урок литературы в силу специфики и в отличие от уроков по предметам, где материалом работы не является искусство, предъявляет к учителю ряд требований, связанных с эффективностью общения: формирование потребности в информации и создание «установки» на чтение; новизна информации по отношению к тем представлениям, которые сложились у учеников, совместный ритм общения и умение поддерживать внимание собеседников друг к другу, зачарованность партнером по общению.

                 Урок литературы оценивается по тому, насколько он насыщен материалом искусства словесности, которое непременно должно в нем присутствовать. Эмоциональная увлеченность уроком литературы – одно из первейших требований к нему. Проблемная ситуация и способность класса активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки  с характером темы и уровнем класса, разнообразие и оправданность видов деятельности, органичное включение в урок аудио- и видеоматериалов, сопряженность проводимого урока с предшествующими и последующими, очевидность движения в развитии каждого ученика – таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок литературы.

Схема анализа урока литературы

  1. Класс___________________________
  2. Тема_________________________________
  3. Учитель______________________________
  4. Место урока в системе уроков по данной теме_____________________________________________________

Перспективное распределение учебного материала____________________________________________________

5. Целенаправленность урока.

Наличие целевых установок на каждом этапе урока.

Задачи образовательные, развивающие, воспитательные.

6. Тип урока по его дидактической цели. Форма урока и его структура.

Реальное воплощение методического замысла

Соответствие формы урока его задачам, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся, возможностям учителя

7. Теоретический, содержательный уровень урока, решение художественно-исследовательских задач:

Научность материала-

Работа с понятиями-

Глубина раскрытия темы, установление причинно-следственных связей-

Нравственно-эстетический аспект урока-

Кодирование информации(организация записей: схемы, планы, опорные конспекты)-

Формулировка вопросов и выводов-

8. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:

Реализация всех звеньев процесса обучения-

Преподавание на высоком уровне сложности-

Осознанность процесса обучения-

Опора на опережающее развитие учащихся-

Эмоциональный фактор обучения, приемы эмоционального стимулирования-

Организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний-

9. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:

Проблемное изложение материала, решение проблемных вопросов-

Объем самостоятельной творческой работы на уроке-

Умение применять знания в новой ситуации-

Организация на уроке полилога и диалога-

Приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности-

Развитие речи учащихся, умение формулировать самостоятельные выводы-

10. Домашнее задание:

Инструкция-

Объем-

Технология выполнения-

Дифференцированность  д\з

Наличие проблемности, творчества, опора на инициативу учащихся-

11. Методическое и педагогическое мастерство учителя:

Умение комментировать художественный текст-

Умение вести эвристическую беседу-

Образность и правильность речи-

Педагогический такт-

Создание творческой атмосферы на уроке-

Рациональное использование времени-

12. общая оценка урока (заключение):

Эстетичность урока-

Философский и духовный потенциал урока-

Методические и педагогические находки (открытия) учителя-

Реализация основных целевых установок-

Оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....