Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Шароухова Елена Владимировна

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно найти хорошие разработки уроков, открытых мероприятий. Поэтому приходится систематизировать. Буду рада, если кому-то урок понравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Очарованье русского пейзажа»

Открытый урок по лирике русских поэтов XIX века.

Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели: 

  • развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
  • повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.

3. Воспитательные цели: 

  • Воспитание любви к прекрасному;
  • Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять тему и идею произведения; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в  лирическом  произведении.

УУД:  коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и  исследовательского характера, установление аналогий; построение рассуждений.

Использована технология критического мышления.

Инструменты: 

  1. стихотворения в учебнике,
  2. репродукции картин…
  3. аудиозаписи симфонического цикла П.И.Чайковского “Времена года”
  4. компьютер,
  5. проектор.
  1.  Ход занятия

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-- А каково значение слова “настроение”? (Настроение – внутреннее душевное состояние)

-А как вы думаете, есть ли настроение  у окружающего нас мира? (Ответы учащихся)

– Какие художественные приёмы вы использовали в своих ответах? (метафоры, олицетворения)

– Сейчас вы рассуждали как поэты и художники (т.к. представляли образы).  В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить, каждом, в ком живет хоть искорка живого, конечно,  живет художник. Каждый из нас встречал восходы солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь. Словом, жил впечатлениями природы. И, конечно, из года в год, начиная с самого детства, красота природы отпечатывалась в нашем сознании. Повсюду нас сопровождают образы природы.

  1. Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (на экране):

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

                          Ф.И.Тютчев

– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

Эмоциональный настрой учащихся.

Звучит музыка Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»

Учитель:

- Как соотносится прозвучавшая музыка Д. Тухманова с темой

   урока «Очарованье русского пейзажа?»

  (Ответы учащихся и обобщение ответов учителем.)

Мир родной природы, красоты нашей русской земли в любое  время года находил достойное воплощение в творчестве  замечательных русских художников, писателей, поэтов, композиторов

– Какова тема занятия? (Варианты: «Душа природы», «Настроение природы»)

  1. Постановка целей и задач занятия

– Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере лирических произведений, музыки и  изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.  

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.

- Что означает слово «пейзаж»?

Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы, картины природы художников.  Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.

Русская пейзажная живопись 19 века богата именами выдающихся мастеров, все свое творчество посвятивших изображению природы. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Страстная влюбленность в русскую природу, зачарованность образами природы с самого детства помогали И.И.Левитану создавать произведения большой обобщающей силы.

Художник Исаак Ильич Левитан любил природу всей душой и говорил, что «…нет лучше страны, чем Россия!»  Русская природа откликнулась на любовь художника, горячую, преданную, открыла ему свое величие и скромность, нежную трепетность, дивную красоту. Левитан провел всю свою жизнь в общении с природой, и это общение наградило его славой, известностью, одарило его имя и труд Вечной памятью.

Сильной привязанностью Левитана была и литература. Надо сказать, что люди XIX века относились к литературе серьезнее, чем в наше время. Литература была для них постоянным, дорогим и желанным собеседником, источником высоких переживаний и чувств. Она была не развлечением, но потребностью. В жизни ближайшим другом Левитана был писатель А.П.Чехов.  Особенно любил Левитан поэзию. С ней, этой «очаровательницей жизни», художник общался постоянно. Художник много знал наизусть стихотворений  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.Н.Апухтина, А.К.Толстого, А.А.Фета. Особенно любил и ценил Левитан поэзию И.С.Никитина.

И.С.Никитин «Ярко звезд мерцанье».

1. О какой летней поре идет речь в стихотворении?  

Июнь, начало июля – пора сенокоса, макушка лета, праздник Ивана Купалы.

«Круглый год» - говорим мы и не задумываемся, откуда пришло это выражение. А оно из народного календаря.  Ведь жизненный уклад наших предков-земледельцев изначально определялся сменой времен года. Крестьянину надо было в первую.  Очередь заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, поэтому все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца.

2. Найдите строки, в которых поэт передал красоту природы, ее яркость, ощущение праздника.

Смех, пляска, песня – это приметы праздника; белый конь – это символ красоты.

3. Какое представление о празднике передает поэт в этом стихотворении?

Народные празднества тесно связаны с трудовой деятельностью человека; единение человека и природы – необходимое условие бытия.

ВЫВОДЫ:

  1. Стихотворение передает мироощущение крестьянина-земледельца.
  2. Природа показана праздничной, красивой.
  3. Происходит единение человека и природы: труд человека, его забота о земле, о природе – вот смысл жизни, радость.
  4. Звучит песня как выражение  настроения, душевной полноты.
  5. Стихотворение напоминает народные песни, язык его прост и выразителен.

Спрашиваю, как природа влияет на творчество других поэтов, например А.К. Толстого. 

В стихотворениях поэт рисует образы национальной природы. Тональность стихотворений определяется национальным характером и национальной судьбой. Пейзажная лирика Толстого окрашена мотивами удали, широты, радости и восторга.

Основной прием Толстого – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы отражаются друг в друге, потому что все сливается в общий закон жизни и любви.

«Край ты мой, родимый край»:  славя родную землю («Гой ты, родина моя!»), А.К.Толстой восхищается ее просторами, силой, могуществом.

Какие слова-образы в стихотворении ассоциируются  со словом «воля» («простор»)?

Тучи, бег коней, поле, орлиные стаи, степь, ветер.

Для русских людей природа всегда была свободной, волей, привольем. Дома вы прочитали вступительную статью Дмитрия Сергеевича Лихачева «Земля родная». Как объясняет выдающийся русский ученый понятие «воля-вольная»? Зачитывается абзац стр.280 учебника.

Какая природа нужна была русскому человеку? (Большая, открытая, с огромным кругозором) «Большие пространства,  по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом – воздухом открытых мест, вдыхать в грудь ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается…»

Какая природа изображена в стихотворении Толстого «Колодники»? Человек и природа настолько связаны друг с другом, что составляют единое целое. Несвобода человеческая находит отклик в образах природы.

Демонстрируется слайд картины И.И.Левитана «Владимирка»

Каким предстает лето в стихотворениях  Ивана Захаровича Сурикова «Степь»  и Алексея Николаевича Плещеева «Отдохну …»? В чем особенность видения поэтами природы?  Ребята приводят примеры олицетворений и говорят о том, что поэты

одушевляют природу, потому что она близка и понятна им. Убеждаемся: стихи написаны просто и задушевно; окружающий мир конкретен, как будто карандашом художника нарисована четкая и ясная картина.

Совсем иное явление – поэзия Фета. В ней образ более зыбкий, он призван навеять то, что «не выскажешь словом»,  вызвать рой ассоциаций, рожденных личным опытом читателя. Лирика Фета по своему воздействию сближается с музыкой. Выразительное чтение стихотворения «Вечер» А.А.Фета.

Демонстрация слайдов с репродукциями Левитана.

Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня мы вспомним великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, создателя опер, балетов,  музыкального цикла «Времена года». Прослушивание жемчужины цикла «Баркарола» (июнь, «музыка на воде»), демонстрация слайда «Березовая роща».

 Понравилась ли вам музыка Чайковского? Что она передает? Что вы представляете, слушая ее?

И.И.Левитан не писал зимы. Казалось,  руки стынут у него при виде снега, кисть сама выскальзывала из рук. А Иван Иванович Шишкин, которого современники называли лесным богатырем, напротив, любил зиму.

Мы все любим зиму с ее чудесным легким морозцем и переливающимся снегом, с ее праздниками и даже вьюгами и метелями. Но еще больше любили это время года русские поэты, художники, музыканты, находя в зиме много нового и неизведанного.

Какова зима в изображении Николая Платоновича Огарева в стихотворении «Дорога»?

В чем особенность видения природы поэтом? Какое стихотворение  близко по тематике этому стихотворению? Вспоминаем А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Что роднит эти стихотворения?

Демонстрация слайдов презентации о зиме, звучит музыкальный отрывок.

Какой  предстает зима у А.А.Фета?

Русской красавице зиме посвящено много изумительных строк. Они зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота, прелесть зимней сказки окружает нас.

Звучит музыкальное произведение Антонио Вивальди «Зима».

  1. Подведение итогов урока

– Давайте ещё раз вспомним тему нашего занятия. Обратимся к эпиграфу (читает выразительно ученик)

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

Итоги урока.

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?

Домашнее задание.

Написать о понравившемся тебе стихотворении. Необходимо воспользоваться примерным планом  в учебнике на стр.294.

Использованная литература:

  1. Павлова Д.И. Родная природа в изображении русских писателей//Литература в школе, №2, 2004.
  2. Ильченко О.С. Певцы родной природы//Литература в школе №4, 2003.
  3. Киселева Е.Г. Дом пейзажа// Уроки литературы, приложение к журналу «Литература в школе», №1, 2000.
  4. Сазикова Е.И. Времена года в поэзии, музыке и живописи//Литература, приложение к газете «1сентября» , №18, 2005.
  5. Парфенова Р.А. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX – XX веков//Литература в школе, №8, 2000.

Открытый урок по лирике русских поэтов XIX века.

6 класс.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Открытый урок немецкого языка в 11 классе "Немецкие поэты 18 века"

Цель:                  Ознакомление с биографическими фактами жизни немецких поэтов 18 века через обучение способам...

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса Сделан анализ трёх произведениий: А.Чехова,Л.Андреева....

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

«Русская история и русская литература второй половины XIX века».

«Русская история и русская литература второй половины  XIX века».                     Тип ...

Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"

Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...