Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»
план-конспект урока (7 класс) по теме

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная презентация с музыкальным сопровождением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока81 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи

 (ИЗО – литература – русский язык)

«ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Цели:

  • развивать творческие способности и художественную фантазию учащихся;
  • расширять кругозор и воспитание эстетического вкуса;
  • совершенствовать связную устную речь;
  • обогащать словарный запас и грамматический строй речи;

  • развивать логическое мышление учащихся;
  • предупреждать и устранять речевые ошибки.

Ход урока   

 

Слайд 1

Слайд 2

Текст

Музыка

П-т Глинки

П-т Пушкина

П-т Брюллова

Слайд 3. П-ты Пушкина и Брюллова

Слайд 4.

Слайд 5

Музыка

П-т Брюллова

6 «Всадница»,

7«Последний день Помпеи»

8 «Итальянский полдень»

9 Другие работы

Слайд 10 «Итальянское утро»

Слайд 11

Слайд 12 «Последний день Помпеи»

Электронная лекция.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

Слайд 20.

Слайд 20. П-т Салтыковой.

Слайд 21.

Вступительное слово учителя.

 -Здравствуйте, ребята.

-Здравствуйте, уважаемые гости.

-Сегодня нам всем предстоит встреча… Встреча с Искусством… Искусством кисти и Искусством слова. А также встреча  с теми, кто непосредственно причастен к созданию произведений Искусства, и поныне вызывающих отклик в наших сердцах.

А итогом нашей встречи  должен стать ваш отзыв в виде творческой работы – сочинение – по теме урока.

 - Итак, мы начинаем.

Изучение нового материала.

В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу,  удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Гигант Пушкин - величайшая гордость наша, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов.

                                                    М. Горький

- Перед вами эпиграф к нашему уроку

Это слова М Горького, в которых он упоминает величайших творцов 19 века. Музыкальный фрагмент, который вы прослушали – это романс Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье…», написанный на стихи А. С. Пушкина.

А сейчас перед вами портреты еще двух гениальных людей. Это люди творческие, и каждый из них достиг огромных высот в своей области искусства: один – в литературе, другой – в живописи. Их творческие пути во многом пересекались, и произведения одного воодушевляли музу другого.

-Кто это?

- Одного из них вы хорошо знаете. Это классик русской литературы Александр Сергеевич Пушкин.

-Что вы вспоминаете прежде всего, слыша это имя?

-А кто же второй человек, которому посвящен наш сегодняшний урок? Скорее всего, его имя и картины тоже вам знакомы. Это Карл Павлович Брюллов, великий русский художник 19 века.

-А о том, как объединяла судьба этих великих творцов и об их произведениях, которые оказались на одной странице истории развития русской культуры, вы узнаете, внимательно послушав мой рассказ и сообщения тех учащихся, которые получили задания к уроку заранее. В течение урока вам предстоит не только узнать много нового и интересного. Но и накопить материал для сочинения.

Итак, тема нашего урока «Поэт Пушкин и живописец Брюллов».

Перед вами его цели.

Задание на урок.

Сообщение уч-ся.

-Я прошу … рассказать то, что подготовила.

Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова - классика русской живописи. Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец, братья - все принадлежали к художническому цеху. Потомок старинной династии ваятелей, резчиков и живописцев, чей род уходил своими корнями во Францию и Германию, К. Брюллов в 1821 году блестяще заканчивает в Петербурге Академию художеств. Путь его в искусстве был стремительным и удачным.. Брюллов был признан сразу же, шумно и безоговорочно. Среди выдающихся его полотен - «Всадница», «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие.  "Гениальным художником" и "первым живописцем Европы" называл его Белинский.

Рассказ учителя

А. С. Пушкин часто посещал мастерские художников, скульпторов. Выставки которых устраивались в Академии художеств. Он был восторженный ценитель живописи, человек, знающий и понимающий искусство. Первое знакомство с творчеством Брюллова произошло на выставке в Петербурге, где была представлена картина «Итальянское утро». Поэт долго и молча рассматривал картину Брюллова и наконец вымолвил: «Странное дело, в нынешнее время живописцы приобрели манеру выводить из полотна предметы и в особенности фигуры; в Италии это искусство до такой степени утвердилось, что не признают того художника, кто не умеет этого делать».

  В русской же живописи это были первые шаги в поисках передачи световоздушной среды для большей жизненной выразительности. Слова Пушкина свидетельствуют о том, насколько тонко он чувствовал живопись, мгновенно подмечая новое в русском искусстве.

Неизгладимое впечатление на Пушкина произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи»

Сообщение уч-ся.

24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.

В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи. От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Е.го размер достигал около тридцати квадратных метров! Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

Анализ восприятия картины.

-Посмотрите на картину. Расскажите о ваших впечатлениях.

-Какой цвет преобладает на картине?

-Что привлекло ваше внимание прежде всего?

-Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Когда Александр Сергеевич Пушкин увидел "Последний день Помпеи" в Академии художеств, он был потрясен. Снова и снова поэт отходил от картины и приближался к ней. Давайте посмотрим на картину его глазами и представим, как мог бы передать свои впечатления поэт.

Электронная лекция.

-Что вам запомнилось из услышанного?

-Что больше всего поразило?

-Кого изобразил художник на полотне?

-Какие чувства вызвал у вас просмотр лекции?

- Запишите название картины.

- Ответьте на вопросы.

А. С.Пушкин не мог тут же высказать свои чувства Брюллову - тот находился еще в пути из Италии в Москву - и излил свои впечатления в стихотворении:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко разлилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон...

Стихотворение осталось незаконченным, но картина не изгладилась из памяти. Впоследствии Пушкин будет упоминать ее в своем творчестве.

Анализ восприятия стихотворения.

-Как, по вашему мнению, соответствует ли  стихотворение картине?

-Передает ли ее настроение?

- Найдите слова и выражения передающие содержание картины. Запишите.

Работаем письменно на листах.

Проверка.

Физминутка.

-Закройте глаза, положите голову на парту, представьте на мгновение себя среди изображенных людей . Поделитесь своими впечатлениями.

Пораженный ярким дарованием художника, Пушкин непременно хотел познакомиться с Брюлловым. Приехав в Москву в мае 1836 года, поэт на другой же день отправился к живописцу, недавно возвратившемуся из Италии.

Вот что написал поэт Наталье Николаевне на следующий день после знакомства с художником: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то
скульптора, у которого он живет. Он мне очень понравился... У него я видел несколько рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя... Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готовый на всё».

В Петербурге поэт и художник встретились вновь. Поэт по-прежнему мечтал о том, чтобы автор «Последнего дня Помпеи» и множества прекрасных портретов и рисунков написал портрет Натальи Николаевны.

- У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с нее портрет, - твердил Пушкин.

Поэт ошибся. Наталья Николаевна не произвела на художника ни малейшего впечатления.

 Перед вами  портрет графини Самойловой. Сегодня трудно понять, почему художник находил эту женщину более прекрасной, чем Наталья Николаевна Пушкина. Но так случилось.
Как он полагал, она не шла ни в какое сравнение с графиней Ю. П. Самойловой, его возлюбленной, итальянский облик которой был близок идеалу художника; ее портреты Брюллов писал охотно и часто. Наталью Николаевну он рисовать не стал.

Однажды ярким зимним утром у здания Академии художеств остановились легкие сани. Из них вышли Пушкин и Жуковский, приехавшие к Брюллову, в его мастерскую. Хозяин стал показывать гостям альбомы и рисунки, гости восторгались акварелями, мастерски выполненными художником.

Один из акварельных рисунков, который назывался «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», особенно понравился Пушкину. Это была акварель из турецкой серии, изображающая многочисленную охрану, гостей, нарядных дам у подъезда в роскошный дворец, а перед входом посреди улицы на ковре сладко спит толстый полицмейстер. Стоящая рядом лошадь равнодушно взирает на происходящее.

Пушкин, завладев акварелью, смотрел на нее и заливался радостным, счастливым смехом. Не выпуская ее из рук, он ходил по просторной мастерской и ни за что не хотел возвращать Брюллову маленький шедевр.

  • Ну сделай милость, Карл Павлович, подари мне это сокровище, - просил поэт, утирая слезы и продолжая смеяться.
  • Не могу, Александр Сергеевич, что поделаешь, вещь эта куплена княгиней Салтыковой, куда теперь денешься.
  • Отдай, голубчик! - молил Пушкин И вдруг стал перед художником на колени. – Ведь другого ты не нарисуешь для меня: отдай мне этот!
  • Право же, не могу. Я лучше напишу с тебя портрет, хочешь? Что у нас сегодня, двадцать пятое? Приезжай двадцать восьмого, в четверг, после завтрака, сразу и начнем, даю слово. Пушкин положил рисунок и подошел к широкому окну мастерской, которое почти все покрылось морозным узором и только в небольшом просвете виднелась набережная Невы.

 -Приедешь?

-Пожалуй, - задумчиво ответил Пушкин, отошел от окна и снова стал восхищаться сатирическими рисунками Брюллова.

А в четверг, 28 января, художник напрасно прождал Пушкина в своей мастерской на Васильевском острове. Смертельно раненный поэт лежал на диване в своем кабинете, просил моченой морошки и сдерживал стоны, чтобы не испугать жену.

 Вечером того же дня Брюллов заболел. Поэтому он не был у гроба Пушкина, но послал своего ученика Мокрицкого и тот привез ему скорбный рисунок.

31 января, едва оправившись от болезни, Брюллов просил читать ему стихи Пушкина. Тогда и возникли у него новые творческие замыслы. Рожденные душевной болью и безмерным преклонением перед памятью гения, они завершают краткую историю дружбы, связавшую в 1836 г. художника и поэта.

А вот брюлловский портрет Салтыковой. Это она была обладательницей исчезнувшего сатирического рисунка художника. Он был бы нам теперь так дорог! Где он? Может быть, лежит в папке в фондах одного из музеев мира? Или погиб, как погибли в разное время многие произведения искусства, как и люди, подверженные порою превратностям судьбы?
Княгиня на портрете хранит молчание.

Я попыталась найти его следы, воспользовавшись сетью Интернет. И нашла неподтвержденные сведения, что восхитившая тогда поэта акварель «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне» находится в Кировском художественном музее. Быть может кому-то из вас удастся найти этот рисунок .

Подготовка к творческой работе.

-Вам  предстоит изложить свои  впечатления по уроку в творческой работе. Давайте вспомним основные моменты.

-Как пересеклись творческие пути Пушкина и Брюллова?

-Какую картину К. Брюллова увидел Пушкин впервые и как оценил ее?

-Какое впечатление на Пушкина произвело полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи»?

-Какой акварельный рисунок просил Пушкин у Брюллова?

- Какие качества личности Пушкина проявились в этой просьбе?

-Почему К. Брюллов не написал портрет А. Пушкина?

Творческая работа.

- В течении 5 минут напишите сочинение-миниатюру на тему урока: «Поэт Пушкин и живописец Брюллов».

Работа на листах.

Итог урока.

-Прочитайте получившиеся тексты. Проверка.

Домашнее задание.

-Написать сочинение (повествование с элементами описания картины) «Поэт Пушкин и живописец Брюллов».

Рефлексия.

-Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?

-Что произвело наибольшее впечатление?

-Вы готовы к написанию сочинения дома?



 

        

 Зачитать.

Ответы детей

Ответы детей

Запишите на рабочих листах.

Запишите

Ответьте на вопросы

Запишите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Презентация "Красна речь пословицей" включает в себя учебный и коррекционный материал в виде...

Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".

Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....

Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».

На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды....

Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ

-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- пос...