Поединок двух всадников
учебно-методический материал (литература, 7 класс) по теме

Русаков Владимир Николаевич

Автор: Елена Александровна Бурлуцкая

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/1782907/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poedinok_dvukh_vsadnikov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

             

                Тема.   «Поединок двух всадников» (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»).

             

              Цель:        

  • показать роль исторической темы в творчестве А.С.Пушкина, проанализировать содержание поэмы «Медный всадник»;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

              Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеоролик.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.  Вступительное слово учителя.

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Мысли писателя по поводу исторических событий и исторических персонажей актуальны и в наши дни. Мы убеждаемся в этом тем больше, чем внимательнее и глубже читаем Пушкина. В этом непреходящее значение писателя для русской и мировой литературы.

Особое значение в творчестве Пушкина имеет образ Петра I, во многом изменившего ход русской истории. Философский подход к осмыслению этого образа и русской судьбы вообще – в поэме «Медный всадник», написанной в Болдине в октябре 1833 г.

Пушкин пишет предисловие, в котором стремится подчеркнуть достоверность событий: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом».

3. Историческая основа поэмы «Медный всадник».

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива (в районе будущего Санкт-Петербурга), лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Именно возвращение этой небольшой полоски земли было первоначально главной целью русского царя Петра Алексеевича, начавшего в 1700 г. войну против Швеции. К 1703 г. были одержаны первые значительные успехи – отвоёваны  старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Пётр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных  на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

4. Обзор содержания поэмы.

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

    Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

    «Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

    В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

    Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

    Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана. На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

5.Основные темы поэмы.

Последняя поэма Пушкина – художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема простого («маленького») человека, «ничтожного героя, волновавшего поэта с конца 20-х годов XIX в. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

   "Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более «великим», а другого - Евгения - сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».                                              

(Брюсов В.  «Ремесло поэта»)

«В поэме  два Петра: Петр живой и Петр - Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

            Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

            Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

            Две Невы...

             Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».                                                           (Гранин Д. «Два лика».) 

6. Композиционный план вступления.

  • История постройки города.
  • Гимн городу от лица поэта.
  • Пожелание городу красоты и стойкости, спокойствия морской стихии.
  • Переход к «печальному рассказу».

7. Слушание аудиозаписи. Вступление к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» читает В.Завьялов.

III. Закрепление изученного.

- С какой целью автор употребляет местоимение «мы», раскрывая замысел Петра построить новый город?

- Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

-  Какие стороны преобразовательской деятельности  Петра через «сто лет» отмечает Пушкин в строках:

…и юный град…

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов….

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод…?

- В чём своеобразие конфликта в поэме? (Замысел Петра построить город на болотах реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта – истории и личности.

Конфликт в поэме разветвлён, сложен, имеет несколько сторон. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.

Для автора было важно подчеркнуть масштаб конфликта, он утверждает, что это не просто романтическая поэма, а нечто более глубокое и масштабное.)

- Как изображён Петербург в поэме? (Мир Петербурга предстаёт в поэме как некое замкнутое пространство. Город живёт по своим законам, начертанным его основателем. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России. «Московский» период её истории, символом которой является «старая Москва» («порфироносная вдова»), ушёл в прошлое.

Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. Величественный, но внутренне противоречивый образ города создан во вступлении. Пушкин подчёркивает двойственность Петербурга: «он вознёсся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся». Петербург – военная столица, но таким делают его прадеды и гром пушечных салютов. Это твердыня, которую никто не штурмует.

Вступление – панегирик Петербургу государственному, парадному. Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создаётся впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. Сам воздух города зимой «недвижный».

В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить. Кажется, что поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, вызывающий в нём противоречивые, тревожные чувства.

В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Петербург контрастно показан до и после наводнения.

Петербург – огромный «рукотворный» памятник Петру I. Противоречия города отражают противоречия его основателя.)

- Каковы особенности образа героя поэмы – Евгения? (Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Уравнивая все сословия одной «дубиной», усмиряя человеческую стихию России «железной уздой», Пётр хотел превратить её в покорный и податливый материал. Евгений должен был стать воплощением мечты самодержца о человеке-марионетке, лишённом исторической памяти, забывшем и «родные преданья», и своих предков. Отчасти цель была достигнута: пушкинский герой – продукт и жертва петербургской «цивилизации», один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», которые «где-то служат», не задумываясь о смысле своей службы, мечтают о «мещанском счастье»: хорошем местечке, доме, благополучии.

Но Евгений – пленник города и «петербургского» периода русской истории – не только укор Петру и созданному им городу, символу России. Евгений – антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишён бронзовый Пётр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, страшиться за судьбу возлюбленной. Глубокий смысл поэмы в том, что Евгений сопоставлен не с Петром-человеком, а именно с «кумиром» Петра, со статуей. Пушкин нашёл свою «единицу измерения» необузданной, но скованной металлом власти – человечность.

Герой «петербургской» повести, став безумцем, потерял социальную определённость. Сошедший с ума Евгений бродит по Петербургу, не замечая унижений и людской злобы. Память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне». Этот кульминационный эпизод поэмы, завершившийся погоней Медного всадника за «безумцем бедным», особенно важен для понимания смысла всего произведения. Нередко в словах Евгения, обращённых к бронзовому Петру, видят бунт, восстание против «державца полумира» (иногда проводились аналогии между этим эпизодом и восстанием декабристов)).

- В чём заключается необычность образа Петра I в поэме? (Образ Петра выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстаёт вдохновенным военачальником-победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого», «Медный всадник». Необычен образ Петра в поэме «Медный всадник». В ней действует уже не сам Пётр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.

А.С.Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрупняет» и личность героя: «стоял он, дум великих полн…». Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.)

- Поэма «Медный всадник» имеет подзаголовок: «Петербургская повесть». Однако в трудах многих литературоведов встречается обозначение этого произведения как поэмы. Как вы считаете, к какому жанру ближе «Медный всадник» и почему?

IV. Подведение итогов урока.

Просмотр видеоролика о поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» (использована музыка Р.Глиэра и иллюстрации А.Бенуа).

V. Домашнее задание.        

1. Ответить на вопрос: «Каким мы видим Петра в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»?».

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Урок внеклассного чтения в 8-м классе. "Поединок двух мировоззрений" (по роману Э.Л.Войнич "Овод").

  Это урок по зарубежной литературе в 8-ом классе.В судьбе романтического юноши Артура Бертона, главного героя романа, немало неординарных событий — тайна рождения, предательство бли...

Самостоятельная работа "Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений"

Самостоятельная работа по теме  "Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений" предназначена для учащихся 7 класса  с целью первичного закрепления умений выполнять преобразо...

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...

Методическая разработка дистанционного урока в 6 классе на тему "Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Обучающие:- Определить все варианты возможного расположения двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности;- Развитие математического мышления.- Ра...

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. 7 класс.

Разработка урока физики для для проведения в дистанционном формате....

Статья "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Нравственный поединок двух антиподов."

Цели:- дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного;- обучать умению давать характеристи...