Урок внеклассного чтения в 8-м классе. "Поединок двух мировоззрений" (по роману Э.Л.Войнич "Овод").
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Шкробтак Оксана Сергеевна

     Это урок по зарубежной литературе в 8-ом классе.

В судьбе романтического юноши Артура Бертона, главного героя романа, немало неординарных событий — тайна рождения, предательство близких людей, инсценированное самоубийство, трагическая безответная любовь, пронесенная через всю жизнь. На основе этого призведения рассматривается множество проблем, одной из самых ярких является проблема столкновения двух поколений. Цели урока: познакомить ребят со сведениями из биографии Э.Л.Войнич; помочь понять трагизм взаимоотношений отца и сына и то, почему невозможно их счастье. Для проведения урока необходима предварительная подготовка: знание текста, подготовка  литературного монтажа,который звучит в начале урока, выразительное чтение определённых эпизодов, работа с репродукцией картины И.Е.Репина "Отказ от исповеди".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 8-м классе

  • Шкробтак Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы

Урок - конференция. “Умирая, не умрет герой”

Тема: Э. Л. Войнич “Овод”. Поединок двух мировоззрений..

Подготовка к уроку: заранее даются учащимся групповые задания. Один из учащихся готовит сообщение “Судьба романа “Овод””.

Оборудование урока:

  1. Литературный монтаж.
  2. Портрет Э. Л. Войнич.
  3. Репродукция картины И.Е.Репина «Отказ от исповеди».
  4. Перечень вопросов к роману.
  5. Время проведения: после уроков по изучению поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”.

Цели урока:

  1. Воспитание мужества, патриотизма.
  2. Помочь понять идейный смысл романа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Запись темы.

3. Литературный монтаж.

1.                                          Я не совсем бессилен – умереть

Осталось мне, и грозное оружье

Я на врагов скую из этой смерти…

Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

В последний раз скажу перед толпой!

Как надо жить, тебя не научил я.

Но покажу. Как надо умирать.

                Н.Минский

2. И.долгие ещё годы «Овод» Войнич стоял передо мной как образец подражания, как пример мужества и самоотверженности революционера.

                                                                                                                     П. Бляхин

3. Роман « Овод» был эпохой в жизни каждого, кто прочитал его. Мужественный Овод становился другом и товарищем, с которого брали пример. Овод, верный до конца своим благородным убеждениям, для которого идеи были дороже жизни, был  образцом и эталоном.

                                                                                                                       Е. Таратута

4. Роман «Овод» - роман об итальянском революционере, написанный английской писательницей в конце ХlХ века.

5. Этель Лилиан Войнич (р.1864) – английская писательница. Была замужем за польским революционером Михаилом Войничем, бежавшим из царской ссылки в Лондон.

6. В 1887 – 1889 городах Войнич жила в России: здесь крепнут её связи с русской революционной демократией, возникает дружба с народовольцем и писателем     С.М. Степняком – Кравчинским.

7. Близость Войнич к кругам живших в Лондоне итальянских эмигрантов, участников национально – освободительного движения, помогла ей дать в романе «Овод» (рус. перевод 1900 г.) правдивую картину борьбы, развернувшейся в 30-40-х годах ХlХ  века в Италии против австрийского гнета.

8.Героии романа- члены тайного общества «Молодая Италия», основного 1831 году  Джузеппе Мадзини. В книге ярко показаны героизм итальянских революционеров- патриотов, предательская роль католической церкви, которая в целях сохранения своей светской власти препятствовала воссоединению Италии.

4. Рассказ учителя о мужестве Э. Л. Войнич, учащиеся дополняют рассказ о судьбе романа.

5. Обсуждение романа (в форме обзора).

-Каково мировоззрение Артура в начале романа? (Записать значение слова мировоззрение). Устраивает ли героя существующее общество?

-Какую цель ставит Артур?

-Чем отличается мировоззрение Артура в конце романа?

-Как вы думаете. Почему Артура Ривареса называют Оводом?

1 группа:

а) Виноват ли Артур, что выдал Боллу?
б) Каково отношение Овода и Монтанелли?
в) Какое событие стало переломным в отношении Артура к религии и ко всей его жизни?
г) Что испытал он в этот день?
д) Проявляет ли он мужество, покинув Родину?

(Класс, который тоже заранее готовит эти вопросы, анализирует работу группы, дополняет).

2 группа:

а) Когда вы догадались, что Овод, Феликс, Артур – одно лицо?
б) Почему эта мысль время от времени приходит к Джемме, почему она ее от себя гонит?
в) Почему Овод так долго не открывался Джемме, не жестоко ли это?
г) Почему Овод вернулся на родину?
д) Как это его характеризует?

3 группа:

а) Прав ли Овод, отказавшись от помощи Монтанелли в организации побега?
б) Каковы результаты деятельности Монтанелли?
в) Чьи интересы он защищает?
г) В чем трагедия Монтанелли?
д) Добр ли он?
е) Каково отношение Овода к Монтанелли?

-Погибли два самых близких друг другу  человека - отец и сын. Почему? Когда начались их разногласия?

-Чего не может простить Артур?

-какая беда обрушивается на Артура в отсутствии Монтанелли?

-Джемма оттолкнула Артура. Единственная надежда-Монтанелли. Но снова  удар. Что узнаёт Артур?           

Учитель. Отказавшись от Бога, Артур не возвращается к нему никогда, даже перед смертью отказывается перед исповедью.

     Посмотрите, как созвучна произведению Войнич картина И.Репина «Отказ от исповеди перед казнью», хотя он написал её под впечатлением от драмы              Н. Минского «Последняя исповедь» (работа с репродукцией картины).

      -Так Артур не верует в Бога, а Монтанелли? Что за человек padre?

      -Два хороших человека, но почему трагическое противостояние?

       Есть ли сходство между Христом и Артуром?

(Зачитать монолог в последнем споре со слов «Padre, ваш Бог- обманщик!..»)

- Собственные страдания кажутся Артуру более достойными любви Монтанелли. Но мог ли padre отказаться от Бога?

(Зачитать  текст от слов «Как хочешь, - сказал Монтанелли» до «…понимая.что всё кончено»).

-Могла ли судьба героев сложиться не так трагически?

-Что означала гибель Артура для Монтанелли?(Это возмездие)

  1. Заключительное слово учителя.

Многие из вас читали книгу Колин Маккалоу или смотрели фильм «Поющие в терновнике». Там тоже возмездие настигает кардинала де Брикассара. За всё придётся заплатит- одна из тем книги «Овод». Мы отвечаем перед небом, но каждый отвечает перед собой. 


   
Есть такая легенда — о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания… По крайней мере, так говорит легенда.

Птица с шипом терновника в груди повинуется непреложному закону природы; она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не оборвется дыхание. Но мы, когда бросаемся грудью на тернии, — мы знаем. Мы понимаем. И все равно — грудью на тернии. Так будет всегда.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Какие ошибки в поведении героев вам хотелось бы исправить?»




Предварительный просмотр:

Приложение к уроку-конференции по роману Э.Л.Войнич «Овод». « Умирая, не умрёт герой».

« Отказ от исповеди» И. Репин.

Человека везли на казнь. После нескольких месяцев заключения он был бледен. Вокруг рокотала толпа.

— Злодей, безумный! В самого царя стрелял!
— Бог его величество спас!

Простые бабы, подперев рукою щеку, с глазами, полными слез, смотрели на доживавшего последние минуты юношу.

А мятежная молодежь, ненавидящая самодержавие, бессильно сжимала кулаки и давала в душе пламенные клятвы: довести дело Каракозова до конца!

На 25–летнего «преступника» с особым вниманием смотрел из толпы 22–летний художник. Он подмечал все: огромные серые глаза, лишенные всякого блеска, из которых, казалось, ушла жизнь, и крепко сжатые губы. Здесь, в толпе, он зарисовать Каракозова не догадался или не посмел. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год». И расписался – И. Репин.

Илье Репину было 17 лет, когда отменили крепостное право. Мальчиком он мог видеть проданных и купленных крепостных, обмененных на жеребца или породистого пса. Мог читать объявления: «Продается хорошо обученная девка, годная для вышивки, шитья и плетения кружев». Теперь крестьян «освободили», но при этом ограбили. Прошло всего пять лет, и в царя Александра II, «благословенного», стрелял революционер Д. Каракозов...

Репин писал людей, превращенных в тягловый скот, – бурлаков, тянущих по реке баржи. Посмел написать русского царя, убившего собственного сына. Размышляя об истории своей страны, он изобразил запорожцев, которые «во всю жизнь» остались свободны. Любовно и бережно создал портреты неистового Владимира Стасова, великого Льва Толстого и лидера передвижников – Ивана Крамского.

Не раз Репин возвращался к двум тревожившим душу темам: к церкви и ее пагубной роли в русском обществе, к образу человека, дерзко бросившего вызов ей и самодержавию.

Создав в 1877 году портрет протодиакона, сам Репин описал его так: «...весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев». Он написал эскиз картины «Явленная икона», где мужики дрались за право нести икону, и прямо над «святым» ликом для яростного удара была поднята палка. В картине «Крестный ход в Курской губернии» он остался верен этой теме: разжиревшую барыню, несущую икону, охраняет сотский с тупым лицом. Рвущегося в центр шествия горбуна палкой отгоняет деревенский староста. И над толпою вздымается нагайка конного урядника, со всего размаха бьющего беззащитных, которые беспомощно загораживаются поднятыми над головою руками...

Художника влекут образы тех, кто борется против «возмутительной действительности». Вот этюд «По грязной дороге» – революционера в арестантском халате везут два жандарма с саблями наголо. Или картина «Арест пропагандиста». А вот «Сходка» – лампа освещает кружок собравшейся молодежи, оратор в красной рубахе только что закончил говорить. И, наконец, знаменитая картина «Не ждали», где изображен человек, вернувшийся из ссылки. Исхудавшие, измученные горем, смотрят друг другу в глаза многострадальная мать и бывший каторжанин-сын...

И снова эти две большие темы сплелись в одной небольшой картине «Отказ от исповеди». В камере с глазу на глаз остались двое: приговоренный к казни и пришедший принять предсмертную исповедь священник. Последняя возможность прощения перед ужасной и неотвратимой насильственной смертью. Перед нами умирающий и остающийся жить. Но роли переменились: сильным своей убежденностью, мужеством оказывается тот, кто на рассвете умрет, а слабым, жалким – тот, кто принес утешение.

Под картиной написаны годы ее создания – 1879–1885. Шесть лет она стояла на мольберте художника. Шесть лет он думал о ней. Остались рисунки, по которым мы можем догадаться, как развивалась мысль художника, как менялись в его представлении образы священника и революционера. Время, когда появилось первое предчувствие картины, известно совершенно точно. Это был 1879 год. В. Стасов принес Репину первый номер нелегального журнала «Народная воля». Здесь было напечатано стихотворение поэта Н. Минского «Последняя исповедь». Происходит последняя исповедь. Но священник встречает не смирение, а гордость, не сломленную жажду борьбы, а высочайший подъем духа, перед которым даже собственная судьба кажется мелкой, а великим – одно народное дело.

Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил
Что я, рабом родившись меж рабами,
Среди рабов – свободным умираю!


Через годы Стасов вспоминал, как читали они эти строки: «Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались словно ужаленные и чуть не смертельно пораженные. Все остальное без такого «ужаления» – ложь, вздор и притворство в искусстве».


И. Репин. «Отказ от исповеди». Масло. 1879–1885.

Шесть лет искал Репин композицию картины и наконец нашел: священник повернут к нам спиною, смертник сидит на постели, глубоко засунув руки в рукава арестантского халата. Первый свет зари, зари его последнего дня, высвечивает лицо. И, собственно говоря, его лицо и есть картина. Мы видим измученного тюрьмою человека, его всклокоченные волосы, обвислые усы, жалкий наряд арестанта. Но узник презирает смерть, как презирал ее народоволец Н. Кибальчич, в последнюю ночь своей жизни продолжавший разрабатывать проект летательного аппарата с реактивным двигателем. Изображенный на картине узник не нуждается в утешении священника.

Русское духовенство в середине прошлого века противилось освобождению крестьянства. Оно выступало против отмены телесных наказаний. Недаром московского митрополита Филарета называли «розголюбом» и «кнутофилом». И когда после реформы 1861 года церковь, чтобы отвлечь внимание бунтующего народа, «открыла» новые мощи и канонизировала нового святого, Герцен, обращаясь к русскому духовенству, в гневе писал: «Какие вы все черные люди, какие вы все злодеи народа!...».

Нет, не два человека столкнулись в тюремной камере в утро перед казнью: перед нами два мировоззрения. Одному из них принадлежит будущее, другое судорожно толкает всех к невежеству и темноте.

Картина была смелой и призывной, как листовка. Увидев ее, Стасов писал Репину: «Илья, я вне себя – не то, что от восхищения, а от счастья. Я получил сию секунду Вашу «Исповедь».Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому, что это настоящая картина, какой только может быть картина!».

Полотно, конечно, не могло быть выставлено. Оно оставалось нелегальным. Но его знали по фотографиям. И героический образ несломленного революционера помогал молодежи выбрать правильный жизненный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения «Легенда сурового края» по роману Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана»

Урок внеклассного чтения«Легенда сурового края»по роману Юрия Рытхэу«Сон в начале тумана»...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"

Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу  учащихся....

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец»

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец» поможет обучающимся углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и ...