Урок внеклассного чтения (литература) в 6 классе «Урок мужества и решимости в романе Харпер Ли «Убить пересмешника»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения (литература) в 6 классе
«Урок мужества и решимости в романе Харпер Ли «Убить пересмешника»
Цель урока:
Формирование личностных качеств обучающихся, способствующих осознанному восприятию ценностей добра, правды, равенства и справедливости, через работу над главой романа Харпер Ли «Убить пересмешника».
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством американской писательницы Харпер Ли.
- Рассмотреть содержание романа, раскрыть смысл названия произведения и главную идею.
- Учить анализировать образы персонажей, выявлять авторскую позицию и мотивы поступков героев.
Развивающие:
- Развивать у учащихся способности к критическому мышлению, формирование умения аргументированно высказываться и обосновывать свою точку зрения.
- Стимулировать интерес к чтению и размышлениям о сложных жизненных ситуациях, нравственным выборам и социальным проблемам.
Воспитательные:
- Создать условия для формирования активной жизненной позиции, понимания недопустимости предвзятости и стереотипов, воспитание чуткости и эмпатии к другим людям.
- Выработать у детей убеждения в ценности достоинства, свободы и равноправия всех членов общества.
Урок обобщения и систематизации знаний (роман предлагался для летнего чтения; перед уроком рекомендовался фильм по роману «Убить пересмешника»).
Оборудование:
- учебник литературы для 6 класса,
- иллюстрации к произведению (фотографии или рисунки),
- кроссворд для индивидуальной работы,
- рабочие листы.
1) Организационный этап.
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы думаете, нужно ли нам изучать историю других стран? Может быть, достаточно знать историю своего государства? (без знания истории мы не сможем понять зарубежные книги, фильмы, спектакли, потому что общество, ситуация в стране влияет на жизни людей (персонажей)).
3) Актуализация знаний.
- Где и когда происходят события романа Харпер Ли «Убить пересмешника»? (США, 30-е годы 20 века).
- Какое явление было характерно для США, но в нашей стране его не было? (рабовладение)
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
- Прочитав название романа, могли вы предположить, о чем пойдёт речь в книге? Оправдались ли предположения?
- Кто же такой пересмешник? Почему, по мнению одного из героев, нельзя убивать эту птицу?
- Автор романа, Нелл Харпер Ли, родилась в 1926 году в городе Монровилле южного штата Алабама. Ее мать Франсис Каннингэм Финч Ли была домохозяйкой, отец, Амаса Коул Ли, - практикующим юристом. В детстве Харпер Ли была сорванцом. В средней школе ей повезло с учительницей английского языка, которая познакомила ее с настоящей литературой и привила навык хорошо писать. Она поступила на юридический факультет, но «питала отвращение» к нему. Отец мечтал, что она станет местным юристом, как ее сестра Элис, но, не закончив юридический факультет, вопреки воле отца, Ли уехала в Нью-Йорк, мечтая стать писательницей. В 1960 году Харпер Ли опубликовала роман «Убить пересмешника», который сразу стал национальным бестселлером, в этом же году было распродано более 30 миллионов экземпляров «Пересмешника» на 18 языках. В 1961 году роман завоевал Пулитцеровскую премию по литературе. Харпер Ли была не готова к популярности, свалившейся на нее как на автора бестселлера. С тех пор она ведет тихую и закрытую частную жизнь.
То есть, мы видим автобиографические моменты в романе «Убить пересмешника».
В романе речь идет о событиях 30-х годов. Для США того времени характерны некоторые особенности. Разберёмся в них.
- Великая депрессия - мировой экономический кризис, начавшийся 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжавшийся до 1939 года.
- Расовая сегрегация - отделение белого населения США от иных этнических групп.
- Суд Линча - убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия, обычно толпой.
- О какой семье идёт речь в романе? (члены семьи, краткая информация)
- Страшила Артур Редли – кто это? Почему его зовут Страшила?
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
- За какое дело берётся Аттикус Финч?
- Почему он решает взяться за безнадёжное дело?
- Присяжные заседатели (кто это?) приняли какое решение?
Работа с вопросами учебника (стр. 266 учебника)
2 обучающихся работают над решением кроссворда (коллективная проверка).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Одно из заданий ОГЭ связано с написанием сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. В качестве одного из аргументов нужно привести пример из жизни или из литературы.
Сейчас мы поработаем с материалами, которые помогут нам в будущем при написании сочинения.
Работа со справочными материалами (план сочинения, клише).
Анализируются пункты плана, параллельно обучающимися ведётся запись текста.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1-2 обучающиеся зачитывают получившиеся тексты. Класс анализирует логичность, фактическую точность суждений.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Синквейн по теме урока
8) Домашнее задание
- Чистовой вариант сочинения-рассуждения.
- (по желанию) Чему учил Аттикус Финч своих детей?
https://vk.com/raboch_list - источник кроссворда
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Дайте определение понятию РЕШИМОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается решимость человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Решимость – это ____________________________________________________
__________________________________________________________________.
Она проявляется, когда ______________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Пример решительного поступка мы видим в повести Нелл Харпер Ли «Убить пересмешника». Аттикус Финч ________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Его сын Джим почувствовал, что ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Аттикус хотел, чтобы ____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________ .
К зданию тюрьмы пришли местные жители. Они _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Глазастик _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Появление детей заставило ________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приведённый пример показывает, что решимость ______________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Для справок:
Решимость – это готовность совершить поступок, преодолевая чувство страха.
Решимость – это отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений; смелость.
Решимость - это состояние осознанной воли браться за что-то, понимая возможные трудности.
Решимость - это состояние уверенности и готовности принять решение и действовать в соответствии с ним, часто в сложных или неопределенных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Урок Любви и Мудрости (по рассказам-"крохоткам" А. И. Солженицына)".
Как важно, чтобы каждый урок литературы стал уроком-открытием, уроком-размышлением, уроком-сотворчеством с писателем! Знакомство с необычными, удивительными рассказами-крохотками А. И. Солженицына дае...

Эссе на роман Харпер Ли «Убить пересмешника»
Работа посвящена анализу романа Харпер Ли "Убить пересмешника"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
Данныйурок внеклассногочтения расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...

Урок внеклассного чтения, литература, 6 класс. Учитель, кто заслуживает это имя? (А.В. Костюнин, «Рукавичка». И.И. Зюзюкин, «Под знаменем цвета надежды»)
Урок внеклассного чтения, литература, 6 классУчитель, кто заслуживает это имя? (по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка» и литературному очерку И.И. Зюзюкина «Под зна...

Вопросы по роману Харпер Ли «Убить пересмешника» для тестовой работы в 6 классе.
тест 10 вопросов для оценки знаний, с ответами для учителя...

