Главные вкладки

    Контрольная работа в 10 классе по литературе по творчеству Н. В. Гоголя
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    Н. В. Гоголь. 10 класс. Контрольная работа по литературе (повести "Вий", "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Старосветские помещики", "Невский проспект")Работа включает в себя тестовые задания и ответы на вопросы. Материалы разработаны как самостоятельно, так и заимствованы в Интернете. Ссылки указаны в конце файла.

    Работа рассчитана на один урок. Ребята успели справиться с заданием. Вопросы подобраны простые и слождные. Кроме того, некоторые варианты рассчитатны на творческих детей.

    Учителю легко переставить задания или добавить свои.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontrolnaya_gogol_10_kl.doc131.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    [Введите текст]

    Контрольная работа


    Творчество Н. В. Гоголя. 10 класс


    11.10.2013


    Елена Александровна Глазина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 62» г. Барнаул


    Вариант 1.

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    1. О ком Гоголь сказал: «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему»?

    2. Кто гуляет по Невскому проспекту с 12 часов дня? («Невский проспект»)

    3. Перечислить «Петербургские повести».

    4. Как называется главная улица Петербурга?

    5. Как вы понимаете, почему у Гоголя в «Невском проспекте» «Петербург без лица»?


    Вариант 2.

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    1. Чем интересна экспозиция повести «Старосветские помещики»?

    2. Почему в три часа на Невском проспекте вдруг наступает весна? («Невский проспект!)

    3. «Русской мужик говорит о гривне, или о семи грошах меди, старики и старухи размахивают руками или говорят сами с собою, иногда с довольно разительными жестами, но никто их не слушает и не смеется над ними, выключая только разве мальчишек в пестрядевых халатах с пустыми штофами, или готовыми сапогами в руках, бегущих молниями по Невскому проспекту. В это время что бы вы на себя ни надели, хотя бы даже вместо шляпы картуз был у вас на голове, хотя бы воротнички слишком далеко высунулись из вашего галстуха, – никто этого не заметит». («Невский проспект»)

    - Что такое штоф?

    4. Выбрать имея героя повести «Вий»

    1) Тарас   2) Пискарёв   3) Хома Брут   4) Иван Иванович

    5. Какая из элегий 

    1) резко ироническая            а) «Как поссорился Иван Иванович с Иваном  

                                                Никифоровичем»

    2) полная светлой печали     б) «Старосветские помещики»


    Вариант 3.

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    1. Где происходит действие почти во всех «Петербургских повестях» Гоголя?  

    2. Почему Пискарев подумал, что незнакомка является знатной дамой?

    3. «Он очень любит дыни. Это его  любимое кушанье». К кому относятся эти слова?

    а) Ивану Ивановичу;

    б) Ивану Никифоровичу.

    4. Героем какой повести Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна?

    А) «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

    Б) «Старосветские помещики»

    В) «Вий»

    Г) «Невский проспект»

    5. Кто такой Вий? (Гоголь. «Вий»)


    Вариант 5.

    1. Укажите качества Ивана Ивановича.

    а) сердобольный;

    б) завистливый;

    в) циничный;

    г) себялюбивый.

    2. Признанием "Я очень люблю” открывается повесть «Старосветские помещики». Да и второе предложение начинается с повтора "я иногда люблю…” Получается, что по жанру это не просто повесть, а развёрнутое любовное признание. В любви к чему же признаётся наш повествователь

    3. Сколько Шиллер запросил за свою работу? («Невский проспект»)


    4. У кого Пискарев собирался купить опиум? («Невский проспект»)


    5. Почему красота панночки была страшной? («Вий»)


    Вариант 4.

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    1. Укажите, что говорил автор об Иване Никифоровиче.

    а) «более десяти лет, как он овдовел»;

    б) «нос в виде спелой сливы»;

    в) «его знает и комиссар полтавский»;

    г) «лежит весь день на крыльце».

    2. Что Шиллер должен был изготовить для Пирогова? («Невский проспект»)

    3. «Старосветские помещики». Чем эта история интересна Гоголю? Почему Пушкин называл повесть любимой

    4. Перечитаем начало повести. Выписать эти повторяющиеся слова. «Я очень люблю  скромную  жизнь  тех  уединенных  владетелей  отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как  дряхлые  живописные  домики,  хороши  своею  пестротою  и   совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень  и  лишенное  щекатурки  крыльцо  не выказывает своих красных кирпичей. Я иногда люблю сойти на  минуту  в  сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание  не  перелетает  за частокол,  окружающий  небольшой  дворик,  за  плетень  сада,   наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его  окружающие,  пошатнувшиеся  на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных  владетелей так тиха, так тиха, что  на  минуту  забываешься  и  думаешь,  что  страсти, желания и неспокойные порождения  злого  духа,  возмущающие  мир,  вовсе  не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении». Какую роль они играют?

    5. Почему повесть называется «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?


    Вариант 6

    1. С кем обычно пил Шиллер? («Невский проспект»)

    2. Укажите качества Ивана Никифоровича. («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

    а) ограниченный;

    б) лицемерный;

    в) пошлый;

    г) добрый.

    3. На чём вращается  мир старосветских помещиков?

    4. «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог не зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз:

    Такая страшная, сверкающая красота!

    Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека, особенно во время страха, он не утерпел, уходя, не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул еще раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми

    глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови».

    Почему, глядя на панночку, Хома сразу всё вспомнил и понял, что это ведьма?

    5. Что означает «Петербург – город без лица»? («Невский проспект»)

    Вариант 7.

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    1. Сколько лет в Петербурге жил Шиллер?

    1. Какую плату потребовал с Пискарева торговец опиумом?

    1. Почему «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  заканчивается словами «Скучно на этом свете, господа»?

    а) этим автор заставляет читателя задуматься ;

    б) этим показано простодушие рассказчика;

    в) этим показано, что повесть скучная;

    г) этим автор выносит приговор бездуховной жизни.

    1. Рассказать о быте сотника, обрядах, традициях («Вий»)

    1. Любовь двух скромных старосветских помещиков — Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, их гостеприимство позволяет рассказчику назвать их "русскими Филемоном и Бавкидой”. Кто это такие

    Вариант 8.

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    1. «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы…» Из какого произведения эти строки?

    1)  «Вий»   2) «Невский проспект»

    3) «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

    4) «Старосветские помещики»

    2. Из данного ряда произведений выпишите те, которые создал Н.В.Гоголь: «Левша», «Бежин луг», «Горе от ума», «Хамелеон», «Записки охотника», «Тарас Бульба», « Огоньки», «После бала», «Ревизор», «Вий», «Мцыри», «Пропавшая грамота», «Муму», «Сорочинская ярмарка».

    3. За какой повестью Гоголя Н. В.  закрепилась репутация одной из самых "страшных" произведений русской классики. 

    А) «Вий»,

    Б) «Пропавшая грамота»,

    В) «Сорочинская ярмарка».

    Г) «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  

    Д) «Невский проспект»

    4. Какой образ жизни ведёт Хома Брут? Назовите основные черты его характера. Какие его качества вызывают у вас симпатию? Что отталкивает в его поведении?

    5. В какой цикл повестей входит №Невский проспект» Н. В. Гоголя?

    1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    2. «Миргород»
    3. «Арабески»
    4. «Петербургские повести»

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 9

    1. Размышление над стихотворением Саши Чёрного «Собачий парикмахер» (1930). Это стихотворение входит в цикл «Городские чудеса». Что общего видите в двух этих произведениях. («Собачий парикмахер» и «Старосветские помещики» Гоголя Н. В.)

    Собачий парикмахер

    В огромном городе так трудно разыскать
    Клочок романтики — глазам усталым отдых:
    У мутной Сены,
    Вдоль стены щербатой,
    Где мост последней аркою круглится, —
    Навес, скамья и стол.
    Старик с лицом поэта,
    Склонившись к пуделю, стрижёт бугром руно.
    Так благородно-плавны жесты рук,
    Так благостны глаза,
    Что кажется: а не нашёл ли он
    Призвание, чудеснейшее в мире?
    И пёс, подлец, доволен, —
    Сам подставляет бок,
    Завёл глаза и кисточкою машет…
    В жару кудлатым лешим 
    Слоняться не легко,
    И быть красавцем — лестно;
    Он умница, он это понимает.
    Готово!
    Клиент как встрёпанный вскочил — и наземь.
    Ты, лев собачий! Хитрый Дон-Жуан
    С седою эспаньолкою на морде…
    Сквозь рубчатую шерсть чуть розовеет кожа,
    На шее муфта пышною волной, —
    Хозяин пуделя любовно оглядел
    И, словно заколдованного принца,
    Уводит на цепочке.
    С балкона кошка щурится с презреньем…
    А парикмахер положил на стол
    Болонку старую, собачью полудеву,
    Распластанную гусеницу в лохмах…
    Сверкнули ножницы, рокочет в Сене вал,
    В очках смеётся солнце.

    Пришла жена с эмалевым судком,
    Увядшая и тихая подруга.
    Смахнула шерсть с собачьего стола,
    Газету распластала…
    Три тона расцветили мглу навеса:
    Бледно-зелёный, алый и янтарный —
    Салат, томаты, хлеб.
    Друг другу старики передают
    С изысканностью чинной
    То нож, то соль…
    Молчат, — давно наговорились.
    И только кроткие глаза 
    Не отрываясь смотрят вдаль
    На облака — седые корабли,
    Плывущие над грязными домами:
    Из люков голубых
    Сквозь клочья пара
    Их прошлое, волнуясь, выплывает.
    Я, прохожий,
    Смотрю на них с зелёного откоса
    Сквозь переплёт бурьяна
    И тоже вспоминаю:
    Там, у себя на родине, когда-то
    Читал о них я в повести старинной, —
    Их "старосветскими помещиками” звали…
    Пускай не их — других, но символ тот же,
    И те же выцветшие добрые глаза,
    И та же ясная внимательность друг к другу, —
    Два старых сердца, спаянных навеки.

    Как этот старый человек,
    С таким лицом, значительным и тонким,
    Стал стричь собак?
    Или в огромной жизни
    Занятия другого не нашлось?
    Или рулетка злая
    Подсовывает нам то тот, то этот жребий,
    О вкусах наших вовсе не справляясь?
    Не знаю…
    Но горечи в глазах у старика
    Я, соглядатай тайный, не приметил…
    Быть может, в древности он был бы мудрецом,
    В углу на площади сидел, лохматый, в бочке
    И говорил глупцам прохожим правду
    За горсть бобов…
    Но современность зла:
    Сограждане идут своей дорогой,
    Бобы подорожали, —
    Псы обрастают шерстью,
    И надо же кому-нибудь их стричь.
    Вот пообедали. Стол пуст, свободны руки.
    Подходит девушка с китайским вурдалаком,
    И надо с ней договориться толком,
    Как тварь любимую по моде окорнать…

    2. В основу сюжета какой повести, по признанию самого Н.В. Гоголя, положен фольклорный источник: "...вся эта повесть есть народное предание". 

    А) «Вий»,

    Б) «Пропавшая грамота»,

    В) «Сорочинская ярмарка».

    Г) «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  

    Д) «Невский проспект»

    3. Обратите внимание, как выглядит церковь, куда приносят умершую панночку? Почему здесь царят мрак и запустение? («Вий»)

    4.  Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести? («Невский проспект»)

    5. Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

    1) Москва . 1809 – 1841 

    2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

    3) Киев. 1815 – 1860

    4) Петербург. 1820 – 1862 

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 10

    1. Мир старосветских помещиков наполнен чудесами, которых они сами не замечают (найти эти чудеса). 
    2. Где жила понравившаяся Пирогову блондинка? («Невский проспект»)
    3. 1) Как Иван Никифорович усугубил нанесённое им оскорбление?

    а) поджёг амбар Ивана Ивановича;

    б) нарисовал на воротах гуся;

    в) бросил Ивану Ивановичу в борщ муху;

    г) выстроил гусиный  хлев.

    1. Познакомьтесь со следующими ниже утверждениями о повести "Вий". Предположите, какие из них правильные.

    А) - Повесть "Вий" входит в цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    Б) - Главного героя повести "Вий" зовут Фома и он является богословом.

    В) - Главный герой учится в духовном училище.

    Г) - Дочка сотника просила, чтобы отходную по ней читал Хома, т.к. была наслышана о его высокодуховной жизни.

    Д) - Сотник приехал в бурсу и слезно умолял Хому согласиться на чтение отходной по его дочери.

    5. В каком танце отличился Пирогов на вечере у своего приятеля после неприятного происшествия? («Невский проспект»)


    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 11

    1. Познакомьтесь со следующими ниже утверждениями о повести "Вий". Предположите, какие из них правильные.

     А) - Хома никогда не встречался с панночкой до ее смерти.

    Б) - Панночка так безобразна, что Хома от ужаса не смотрит на нее.

    В) - Перед кажым ночным приходом в церковь Хома поститcя и усиленно молится.

    Г) - После второй ночи в церкви Хома поседеет.

    Д) - Хома несколько раз пытался убежать от сотника.


    2. Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

    Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

    3.  Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?



    4. За каким занятием Пирогов застал Шиллера и Гофмана, когда в первый раз оказался в доме жестянщика?


    5. Какие чувства испытывает Хома Брут, когда летит с ведьмой по небу?


    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 13

    1. Познакомьтесь со следующими ниже утверждениями о повести "Вий". Предположите, какие из них правильные.
    1. - Вий приводит с собой множество чудовищ.
    2. - Хома закрывает глаза, чтобы не видеть Вия, и потому погибает.
    3. - Приятели Хомы после его гибели усиленно молятся об упокоении его души
    4. - В повести "Вий" добро побеждает зло.
    5. - Повестью "Вий" Гоголь хотел напугать читателя.
    6.  Вий - это забавный маленький гном.

    1.  Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

    1. Что такое бурса? (Там учились гоголевские герои Хома Брут, Андрей и Тарас Бульба.)

    1. Какие нравы царят в бурсе? Почему они опустошают чужие огороды?
    2.  Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 14

    1. В какое время развиваются события повести «Вий»? Что такое вакансии?

    1. В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

    1. Богослов Халявафилософ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець. – герои какого произведения Н. В. Гоголя?

    А) «Вий»,

    Б) «Пропавшая грамота»,

    В) «Сорочинская ярмарка».

    Г) «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  

    Д) «Невский проспект»

    1. Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?

    5.  Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 15

    1. Как вы думаете, почему именно Хому выбрала панночка в качестве жертвы своих злых чар?
    2. — Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?
    3. Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?
    4. Подумайте, при каких условиях Хома, учившийся в духовной семинарии, сумел бы победить нападки ведьмы? Как ему следовало вести себя?
    5. — Кем оказалась девушка, за которой пошёл Пискарёв? Почему Пискарёв бежал из "отвратительного приюта”?

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 16

    1. Как вы поняли смысл внутреннего призыва не глядеть на чудовищ? "Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу".От чего должен отказаться Хома?
    2. — Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?
    3.  Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?
    4. Что высмеивается в образе Шиллера?
    5. — Как меняется внешний вид девушки?

    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 17

    1. Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам. Из какой  повести Гоголя Н. В. этот отрывок?
    2. — Как автор характеризует Пискарёва — художника и человека?
    3. Чем кончается история Пирогова?
    4. Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?
    5. Перечислить «Петербургские повести».






    Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. 10 класс.

    Вариант 20

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.





    О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. 
    Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

    Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

    Н.В.Гоголь 



    В 7


    Как называется повесть, из которой взят отрывок?



    В 8


    Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть. 



    В 9


    Сколько произведений входит в названный цикл?



    В 10


    Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?



    В 11


    Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)? 



    В 12


    Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста? 



    С 2


    Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

    1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу? 
    2. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

    Ответы:

    (Вий - это символ зла, и Хома должен был найти в себе силы отказаться от этого зла - от своего разгильдяйства, расслабленности и распутства. Но и в этот страшный и переломный момент он идёт на поводу у своих слабостей, не в силах побороть самого себя. И что же? Он сразу становится доступен Вию - так как сам открывает доступ злу в свою душу).

    Перечитаем начало повести. Словно музыка, звучат первые предложения, наполненные повторами: я люблю — я иногда люблю, на минуту — на минуту, уединённых владетелей — уединённая жизнь, окружающий — окружающие.

    Вариант 7/5. так звали героев греческой мифологии, бедных супругов из Фригии. Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня.

    Вариант 9/1 Здесь и неисчерпаемое изобилие, которое никак не могут растащить приказчик и войт или съесть свиньи, воробьи и вороны, и райский "ковёр перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц”, и чудесная комната Пульхерии Ивановны 
    с сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками, и, конечно, замечательные поющие двери. 

    9/2

    что общего видят ученики в двух этих произведениях. Внимательный читатель найдёт и обыденный мир (мутная река, щербатая стена), и героев-стариков, и рассказчика-наблюдателя со своим отношением к героям, и отсылку к Древней Греции (здесь и руно, и бочка Диогена), и размышления о человеческой судьбе, и печаль по ушедшему времени, и прямое обращение к гоголевской повести в самом центре композиции, и авторскую мягкую иронию. 

    В какое время развиваются события повести? Что такое вакансии?

    "Самое торжественное для семинарии событие было вакансии - время с июня месяца, когда обыкновенно бурса распускалась по домам". 

    8/4 Какой образ жизни ведёт герой? Назовите основные черты его характера. Какие его качества вызывают у вас симпатию? Что отталкивает в его поведении?

    ("Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать". Хома очень безалаберный, и, увы, заповеди, о которых знает, нарушает постоянно, не испытывая никаких угрызений совести. Он прожорлив, нечист на руку, но делает всё это как-то легко и играючи, как будто не понимая, что обжираться и воровать - это грех. Он вообще не особо задумывается о нравственной стороне своих поступков).

    12/2. Какие чувства испытывает Хома брут, когда летит с ведьмой по небу?

    (Что-то необъяснимое: жутко и в то же время сладко - неведомая сила будто затягивает его, и Хома беспомощен перед этой страшной и таинственной силой).

    17/1Как вы думаете, почему именно Хому выбрала панночка в качестве жертвы своих злых чар?

    (Возможно, это месть за то, что он её избил до смерти. Наверное, это попускается для того, чтобы он устрашился и задумался.

    Он способствовал этому всей своей жизнью: пьянством, разгулом, беспечностью, обжорством и воровством).

    3. Обратите внимание, как выглядит церковь, куда приносят умершую панночку? Почему здесь царят мрак и запустение? («Вий»)

    (Наверное, потому, что люди совсем далеки от Бога - они давно изгнали Его из своей жизни, как и Хома, поэтому и церковь своим видом наводит ужас).

    18/1 Подумайте, при каких условиях Хома, учившийся в духовной семинарии, сумел бы победить нападки ведьмы? Как ему следовало вести себя?

    (Однозначно надо было задуматься и начать, наконец-то, молиться. Вместо обжорства и плясок можно было совсем не есть. Откуда у него только аппетит после такого кошмара?! Тем более, судя по его же словам, на дворе пост:)

    19/1 Как вы поняли смысл внутреннего призыва не глядеть на чудовищ? "Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу".От чего должен отказаться Хома?

    (Вий - это символ зла, и Хома должен был найти в себе силы отказаться от этого зла - от своего разгильдяйства, расслабленности и распутства. Но и в этот страшный и переломный момент он идёт на поводу у своих слабостей, не в силах побороть самого себя. И что же? Он сразу становится доступен Вию - так как сам открывает доступ злу в свою душу).

    Вариант 20
    В 7


    «Невский проспект»


    В 8


    «Петербургские повести»


    В 9


    5


    В 10


    повтор


    В 11


    гипербола


    В 12


    олицетворение


    Использованные материалы:

    1. Татьяна Владимимировна Шацкая-Климахович. http://www.proshkolu.ru/user/Shatskaya8767/file/3776120/
    2. http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/tema_borby_za_dushu_cheloveka_v_povesti_n_v_gogolja_quot_vij_quot/6-1-0-3162

    Глазина Е. А. МБОУ «СОШ № 62» г. Барнаул


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа в 10 классе по литературе по творчеству Н. В. Гоголя

    Н. В. Гоголь. 10 класс. Контрольная работа по литературе (повести "Вий", "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Старосветские помещики", "Невский проспект")Работа включает в себя тест...

    Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

    О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

    Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

    Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

    Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной

    Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...

    Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе

    Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя позволяет проверить знания учащихся по биографии и творчеству писателя и подвести итоги изучения поэмы "Мёртвые души"...

    Контрольная работа 6 класс Литература (размер стих-ий и по творчеству Некрасова и Лескова)

    Общее и отличия в изображении трудового народа. Определение размера стих-я....

    Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя (10 класс)

    Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя для обучающихся 10 класса состоит из пяти заданий тестового хврвктера, одного задания с снесколькими ответами, одного задания на установление...