Драматургия Д.И. Фонвизина
презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме

Коршакова Людмила Николаевна

В презентации дан дидактический материал к уроку по творчеству Д.И. Фонвизина. Отражены самые значительные факты его биографии, проиллюстрированы фрагменты пьес. Данная презентация может быть использована учителем на вводном уроке по творчеству писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dramaturgiya_d._fonvizina.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.)

Слайд 2

...Там в стары годы Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... А.С. Пушкин Биография драматурга и писателя Д.И. Фонвизин - знаменитый писатель и драматург Екатерининской эпохи. Родился в Москве 3 апреля 1745 г. Происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI в. и совершенно обрусевшего. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, дома он усвоил элементы русской грамотности, читал церковные книги.

Слайд 3

«Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным» Д. Фонвизин В 1755 г. Фонвизин поступил в только что открытую гимназию при Московском университете. В 1760 г. был «произведен в студенты», но пробыл в университете всего 2 года. Фонвизин много вынес из годов своего ученья: не говоря уже о знании французского и немецкого языков, открывшем ему непосредственный доступ к европейским литературам , школа дала Фонвизину известную умственную дисциплину, благодаря которой он выделяется из среды современных ему литераторов не только талантом, но и систематичностью образования. в 1761 г. он поместил в журнале «Полезное увеселение» переводную статейку «Правосудный Юпитер» и отдельно напечатал перевод басен Гольберга.

Слайд 4

«Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие» Зарождение любви к театру 1761 г. Д. Фонвизин

Слайд 5

1762 г. Коллегия иностранных дел - назначен «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году Фонвизин назначен «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен, И. П. Елагине. в 1768 г. был написан «Бригадир», представляющий собою значительный прогресс в применении чужих произведений к русскому быту. «Бригадир» произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Н. И. Панин отозвался о нем как о «первой комедии в наших нравах»; Ф. сравнивали с Мольером, комедия его не сходила со сцены. Первые литературные опыты будущего драматурга

Слайд 6

В своем самом значительном произведении - "Недоросль" - Фонвизин указывает на корень всех бед России - крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои - просвещенные дворяне - не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Комедия "Недоросль" (1781 г.)

Слайд 7

Комедия «Недоросль» задумывалась автором как произведение классицизма. Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве. Показывая воздействие среды на личность, Фонвизин делает одной из главных проблему воспитания: очень точно фиксируется уродующее влияние помещичьей усадьбы на Митрофанушку. Интрига отступает на второй план, и нарушается принцип классицизма - единство действия . Автор создает многоплановые характеры , обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, "Недоросль" - "... истинно общественная комедия".

Слайд 8

Комедия «Недоросль» Главные проблемы : 1.Помещичий произвол 2. Мировоззрение передовых дворянских интеллигентов, критикующих "развращенный век Екатерины" 3. Воспитание и образование молодых дворян Главный конфликт комедии: Столкновение передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками Главный конфликт комедии: столкновение передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками.

Слайд 9

В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Минерве от российских писателей", "Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.", "Повествование мнимого глухого и немого". Особенно острая критика политики Екатерины II содержалась в напечатанных анонимно "Нескольких вопросах, могущих разбудить в умных честных людях особливое внимание". На них с раздражением отвечала сама императрица. Попытки Фонвизина выступать в печати пресекались Екатериной II: в 1788 году ему не разрешили издать ни пятитомное собрание своих сочинений, ни журнал "Друг честных людей, или Стародум" (входившая в него едкая сатира "Всеобщая придворная грамматика" распространялась в списках и пользовалась большой популярностью). Литературная деятельность. 80-е годы

Слайд 10

Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789году он начал работу над автобиографической повестью "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях", но не закончил эту работу. Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя - русского по складу ума, юмору, иронии , показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам. Последние годы жизни Д. И. Фонвизина

Слайд 11

Фонвизин - крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии , образцы которой, после "Недоросля", представляют "Горе от ума" А.С.Грибоедова и "Ревизор" Н.В. Гоголя. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. А.С.Пушкин, видевший в Фонвизине поборника просвещения, борца с крепостничеством, назвал его "другом свободы". Значение личности и творчества Д.И. Фонвизина в русской литературе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для профильного обучения "У Шекспир и А.Н.Островский-великие драматурги"

Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.Продолжительность данного элективного курса ...

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии Искусство итальянской комедии дель арте

На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством актеров итальянской комедии дель арте, особенностями этого искусства, получившего развитие в русском театральном искусстве....

План урока музыки методом эмоциональной драматургии 5 класс.

План урока музыки методом эмоциональной драматургии 5 класс 2 четверть по теме "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"...

Урок музыки методом эмоциональной драматургии 1 класс.

План урока музыки в1 классе методом эмоциональной драматургии по теме " Три кита в музыке"....

«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»

Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович  Шварц. Его сказки -  добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...