«Кто сказал, что Земля не поет?...»
методическая разработка по литературе по теме

Методическая  разработка урока-презентации с элементами мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kto_skazal.ppt252 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто сказал, что Земля не поет?...» Бурова Е.В. ГБОУ СОШ № 201

Слайд 2

(Интегрированный урок с элементами мастерской) 1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей, садитесь. Сегодня у нас будет очень необычное занятие. Два преподавателя нашей школы — преподаватель обществознания Валентина Павловна и я, преподаватель литературы, — поговорим с вами о некоторых волнующих многих людей вопросах, связанных с войной и отношением к ней. Перед вами лежат чистые большие листы. Подпишите их. На них вы будете работать целое занятие. А начнется оно с песни В. Высоцкого, которая называется «Песня о земле». Слова этой песни лежат у вас на партах. Может быть, кому-то трудно воспринимать слова «на слух», кто-то захочет обратиться к тексту. Слушая песню, запишите на чистых листках те ассоциации, которые у вас возникнут. (Заходят, берут жетоны, садятся в группы).

Слайд 3

Звучит песня В. Высоцкого «Песня о земле». Задание. В течение минуты допишите ассоциации и подчеркните 1-2 слова, которые вам больше всего нравятся. А сейчас прочитайте то, что вы записали, а Валентина Павловна запишет это на доске. Спросить всех. (Учитель записывает на доске). Дописывайте вслед за Валентиной Павловной понравившиеся вам слова. Спасибо. Из написанных вами слов возьмите 1 или 2, чтобы получилось словосочетание, и напишите их на маленьком листке. Это – название вашего текста. Напишите 4-5 предложений о том, что вы почувствовали, ощутили во время прослушивания песни. Те, кто написал, повесьте свои тексты на стену. Сядьте. Теперь встаньте, подойдите к нашей импровизированной выставке, почитайте, что написали ваши одноклассники. Может быть, у кого-то возникло желание прочитать какой-либо текст? Может быть, даже не свой? Может быть, отрывок из текста? Ученики читают тексты. Спасибо.

Слайд 4

2. Обществознание. Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва». Слово учителя. Природа войны. Понятие гуманизма и антигуманизма. Задание. Разделите лист пополам. Слева — гуманизм, справа — антигуманизм. В левый столбик записываем слова-синонимы к слову гуманизм. (Учитель записывает на доске). В правый — антонимы к словам из первого столбика. (На доске). Правая сторона доски. Добро — зло. Задание. Составьте определение антигуманизма. Прочитайте (от группы, от пары или от себя). Учащиеся дописывают все, что им понравилось.

Слайд 5

3. История. Задание. Запишите ассоциации-прилагательные, которые возникнут у вас во время просмотра небольшого видеофрагмента. Учащиеся смотрят видеоряд (фильмы о блокаде и т. д.). В это же время звучит песня Б. Окуджавы «Простите пехоте». Ученики читают ассоциации-прилагательные. (Работают в таблице). Слово учителя. С фронта и на фронт шли письма – маленькие треугольные конверты. Люди читали их и знали, что их близкие живы, что они помнят о них. Учитель раздает письма с фронта. Ученики читают. Учитель: Продолжаем таблицу. Запишите 1 словом или словосочетанием те чувства, которые у вас вызвало это письмо. Слово учителя. Но иногда по почте приходили не маленькие живые треугольники, а казенные конверты. Учитель раздает похоронки. Продолжаем таблицу. Что вы ощутили, читая похоронку? Учитель открывает доску.

Слайд 6

4. Литература. Слово учителя. Сегодня мы с вами говорим о войне. Но не только о природе войны, не только о восприятии войны, но и о творческом переосмыслении военной темы, о песнях о войне. Авторской песне обязаны мы появлением двух выдающихся мастеров этого жанра, ставших властителями душ всех мыслящих и остро чувствующих людей разных поколений, — Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. Один из них — Окуджава — семнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт, солдатом прошел всю войну, другой — Высоцкий — во время войны был ребенком, но писал о ней так, как будто это была его личная боль и трагедия. В лирической песне поэты заговорили так, как никто до них не говорил, — о судьбах народных и человеческих, о войне, о страданиях людей. Их песни не были похожи, как и они сами. Но было в их разных песнях и нечто общее: пронзительность личного чувства, богатство личного опыта.

Слайд 7

Огромное, ошеломляющее впечатление на Окуджаву оказала война. Этой теме посвящена едва ли не треть всех его стихов. Война осталась самым потрясающим событием в его жизни. Окуджава навсегда напуган войной, навсегда удивлен тем, что выжил. До конца своей жизни поэт опасался погибнуть безвестно, незаметно, негромко, «в бою на передовой», где до него никому нет никакого дела. Его герой юн, слаб и неопытен и подчас напоминает грустную карикатуру на воина. Для Окуджавы война в ее характерном выражении (бой, кровь, гибель) не становится центральным объектом. Это не то, чего ищут, а то, от чего бегут или что стремятся забыть. Война в его представлении – это нарушенный миропорядок, восстанавливать который под силу лишь человеку, лишенному чьей бы то ни было поддержки, потому что никого сильнее человека во всех пространствах нет.

Слайд 8

Высоцкий как-то признался, что начал писать песни после того, как услышал Окуджаву. Как-то раз Высоцкого спросили, почему у него так много военных песен. И он ответил: «у всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участие в войне. Я вот отдаю дань тому времени, много пишу о войне. Если вы в них (в песни) вслушаетесь, то увидите, что люди из тех времён, ситуации из тех времён, а в общем, идеи, проблемы — наше, нынешнее». Вы видите на стенах и на доске портреты Высоцкого и Окуджавы. В ходе нашего занятия вы уже слышали их песни, а теперь познакомитесь с их стихами, прозой, почитаете воспоминания об этих людях. Пожалуйста, сейчас встаньте, походите по классу и почитайте стихи Высоцкого и Окуджавы. Выберите понравившийся вам текст, возьмите его.

Слайд 9

Сейчас подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите себе один жетон и сядьте в группу по цвету жетонов. Учащиеся выбирают по одному тексту и садятся в группы по цвету жетонов. Задание. Прочитайте внимательно каждый свой текст. Подчеркните те строчки, которые произвели на вас впечатление, показались важными. Затем прочитайте их внутри группы, друг другу. Выберите наиболее важные, с вашей точки зрения, строки, прочитайте от группы и прокомментируйте. Ученики читают. Сейчас поработайте еще минутку и выберите такое стихотворение, которое вам больше всего понравилось и которое захотелось бы прочитать всем нам. (От группы).

Слайд 10

Ученики читают стихотворения. Учителя читают стихотворения Окуджавы и Высоцкого. Учитель раздает прозаические тексты. Задание. Перед вами прозаические тексты. Это воспоминания о Высоцком и Окуджаве, проза самого Окуджавы. Выберите каждый себе один текст, внимательно прочитайте его и подчеркните те строки, которые вас поразили. Обменяйтесь текстами. Покажите друг другу то, что вы подчеркнули. Прочитайте от группы те строки, которые показались вам важными, и прокомментируйте их. Ученики читают и комментируют.

Слайд 11

5. Спасибо. Сегодня на занятии мы с вами работали с ассоциациями, слушали песни Окуджавы и Высоцкого, смотрели видеокадры о войне, работали со стихотворениями, с прозой. Мы поговорили о многом, но, конечно, не успели коснуться всего. Может быть, что-то осталось для вас непонятным? О чем бы вы хотели узнать подробнее? Задание. Составьте от группы вопросы и запишите вопросы, которые возникли у вас. Прочитайте. (Учитель записывает на доске). Все вопросы, которые возникли на уроке, запишите в свой листочек. Ответ на некоторые ваши вопросы вы можете найти в книгах воспоминаний, которые представлены на нашем стенде. На какие-то вопросы невозможно ответить однозначно, каждый сам для себя определяет правильность выбора ответа. На следующем занятии мы обязательно вернемся к этим вопросам и постараемся их решить.

Слайд 12

6. Мы начинали сегодняшнее занятие с песни Высоцкого «Песня о Земле», в которой есть такие строчки: «Кто сказал, что Земля не поет?» Запишите эту строку в листочек. Это тема вашей творческой работы. Используя материал, который вы получили на занятии — слова-ассоциации, видеоряд, песни, стихи, прозу, — напишите небольшой текст о том, что вы сегодня пережили, прочувствовали, открыли для себя. Прочтите или всю работу, или те строчки, которые кажутся вам наиболее важными.

Слайд 13

7. Рефлексия. О каких общечеловеческих проблемах мы сегодня говорили? Мы все здесь присутствующие — люди разных поколений. Каждое поколение по-своему воспринимает войну. Я, вы, Елена Владимировна, наши гости — все мы имеем свое, особое представление об этом. Те, у кого жизненный путь дольше, возможно, глубже и острее чувствуют боль за наш народ, им ближе и понятнее то, что происходило, казалось бы, так давно, но в то же время, так недавно… Сегодня мы говорили о войне вместе с вами, вместе с Высоцким, с Окуджавой, с теми, кто писал письма с фронта, с теми, кто читал похоронки… Окуджава — это поколение, которое прошло войну. Высоцкий — поколение, которого война лишь едва задела, но оставила в памяти глубокий отпечаток. Вы — выпускники нашей школы. Вы — поколение, которого не коснулась война, но вы — поколение, которое должно помнить о войне. Поэтому сейчас на чистый лист на доске мы повесим вашу фотографию. Спасибо за ваше внимание, сегодняшнее занятие окончено.

Слайд 14

8. Звучит песня В. Высоцкого «Военная песня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

"Про вас сказали "СОЛЬ ЗЕМЛИ" (Дмитрию Сергеевичу Лихачеву посвящается)

Интеллигенция. Культура чтения. Память. Смысл жизни. Красота. Это лишь часть того, что принадлежит перу великого мастера слова и убеждения....

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

программа предмета регионального компонента "Сказы земли Сибирской" 5класс

В число предметов и курсов  регионального (национально – регионального)  компонента государственного стандарта общего образования  на основании приказа Минобрнауки Новосибирской области...

Презентация "Сказы о земле сибирской". Художник Ряннель Т.В.

Презентация о прекрасном пейзажисте Тойво Васильевиче Ряннеле, рисовавшем 60 лет наши родные места(окрестности природного парка "Ергаки"). Содержит иллюстрации и биографический материал....

Викторина "Богатство земли уральской в сказах Бажова"

Данный материал предназначен для работы с учащимися 8 классов, позволяет через творчество П.Бажова побудить интерес к родному краю, воспитывать патриотизм, гражданское самосознание учащихся, бережное ...