Шолохов М.А. "Тихий Дон"
презентация к уроку (литература, 11 класс) на тему

Капшук Марина Ивановна
Шолохов Михаил Александрович «Я хотел бы ,чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку». «Донские рассказы» «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь-перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество…» А.Серафимович. Обложка первого издания. «Поднятая целина» В 1932 выходит "Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932-1960; Ленинская премия, 1960) , ставшая событием в литературной жизни страны. Эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов Шолохова. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Разметнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова. Образ деда Щукаря — одно из замечательных открытий писателя. 1943 год Рассказ«Судьба человека» (1956-57) «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…» «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Рассказ«Судьба человека» Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в ее обусловленности, в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщенно, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира человеческого и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, прогрессивное, утверждение подвига. «Тихий Дон» В конце 1926 начинает писать роман "Тихий Дон" (кн. 1-4, 1928-40; Государственная премия СССР, 1941), получивший признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. Роман, принесший писателю мировую известность. Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Роман – эпопея – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи. 8/1/2011 Роман-эпопея В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстает в эпосе Шолохова в широком движении масс. Героем романа стал народ. Действие романа охватывает примерно 10 лет (с 1912-1922). Эти годы вобрали в себя важнейшие события страны – Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война. В ходе этих событий герои решают поражающие своей глобальностью проблемы: определение путей народа и человека в переломную эпоху, выбор и ответственность, нравственность и насилие, любовь и смерть. Но главная проблема – определение человеком своего пути. Основные проблемы романа: – взаимоотношения человека и природы; – раскрытие внутреннего мира человека; – противоречивой, многоликой жизни; – определение человеком своего пути, - выбора нравственной истины жизни – войны и мира, милосердия и жестокости, добра и зла, любви и ненависти. Образ Григория Мелехова Поиски правды, “разрешения” противоречий – смысл жизни Григория Мелехова, главного героя романа. Были моменты, когда у него бессильно металась душа, были минуты ослепления, когда ему казалось, что нет в жизни настоящей большой правды, “под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, – и всё”. Казак Харлампий Ермаков - прототип Григория Мелехова «Больше всего нужно для писателя, ему самому- передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…» «Выбор человека зависит от обстоятельств. Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми». Фалес «Человек сам творит свою судьбу. Люди – хозяева жизни». У. Шекспир Как разрешает проблему выбора главный герой романа Григорий Мелехов? Фильм Герасимова «Тихий Дон» Любовь Григория и Аксиньи – одна из основных сюжетных линий романа. Наталья или Аксинья? Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. Мирная жизнь или война? Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев? Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне? Анализ эпизода “Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у шеи строчку воротника. Он догнал его. Распаленный безумием, творившимся кругом, занёс шашку… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза… Жмурясь, Григорий махнул шашкой… Муть свинцом налила темя … Путано-тяжел был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу…” (кн.1,ч.3, гл.5). Красные или Белые? А главное – против кого веду? Против народа… Кто же прав?…”. Опьяняющая сила власти состарилась и поблекла в его глазах. Тревога, горечь остались, наваливаясь непереносимой тяжестью, горбя плечи”. «Cрубил человека зря и хвораю через него…Душа стенить..» «…Огрубело сердце, зачерствело… и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости.» « Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось… …Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.» Анализ текста Анализ заключительного эпизода “Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырёк с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью… Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели”. Катарсис (греч. – возвышение, очищение) – категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души («очищение через страдание»). «В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». М. Сервантес «Главное для писателя то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…» 8/1/2011 Вручение Нобелевской премии Событием стало присуждение Шолохову в 1965 году Нобелевской премии за роман "Тихий Дон". Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sholokhov_mikhail_aleksandrovich.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шолохов Михаил Александрович «Я хотел бы ,чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку».

Слайд 2

«Донские рассказы» «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь-перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество…» А.Серафимович. Обложка первого издания .

Слайд 3

«Поднятая целина» В 1932 выходит "Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932-1960; Ленинская премия, 1960) , ставшая событием в литературной жизни страны. Эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов Шолохова. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Разметнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова. Образ деда Щукаря — одно из замечательных открытий писателя.

Слайд 4

1943 год

Слайд 5

Рассказ«Судьба человека» (1956-57) «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…» «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.»

Слайд 6

Рассказ«Судьба человека» Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в ее обусловленности, в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщенно, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира человеческого и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, прогрессивное, утверждение подвига.

Слайд 7

«Тихий Дон» В конце 1926 начинает писать роман "Тихий Дон" (кн. 1-4, 1928-40; Государственная премия СССР, 1941), получивший признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. Роман, принесший писателю мировую известность. Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых.

Слайд 8

Роман – эпопея – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи.

Слайд 9

04/23/17 Роман-эпопея В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстает в эпосе Шолохова в широком движении масс. Героем романа стал народ. Действие романа охватывает примерно 10 лет (с 1912-1922). Эти годы вобрали в себя важнейшие события страны – Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война. В ходе этих событий герои решают поражающие своей глобальностью проблемы: определение путей народа и человека в переломную эпоху, выбор и ответственность, нравственность и насилие, любовь и смерть. Но главная проблема – определение человеком своего пути.

Слайд 10

Основные проблемы романа: – взаимоотношения человека и природы; – раскрытие внутреннего мира человека; – противоречивой, многоликой жизни; – определение человеком своего пути, - выбора нравственной истины жизни – войны и мира, милосердия и жестокости, добра и зла, любви и ненависти.

Слайд 11

Образ Григория Мелехова Поиски правды, “разрешения” противоречий – смысл жизни Григория Мелехова, главного героя романа. Были моменты, когда у него бессильно металась душа, были минуты ослепления, когда ему казалось, что нет в жизни настоящей большой правды, “под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, – и всё”.

Слайд 12

Казак Харлампий Ермаков - прототип Григория Мелехова «Больше всего нужно для писателя, ему самому- передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…»

Слайд 13

«Выбор человека зависит от обстоятельств. Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми». Фалес «Человек сам творит свою судьбу. Люди – хозяева жизни». У. Шекспир Как разрешает проблему выбора главный герой романа Григорий Мелехов?

Слайд 14

Фильм Герасимова «Тихий Дон» Любовь Григория и Аксиньи – одна из основных сюжетных линий романа.

Слайд 15

Наталья или Аксинья?

Слайд 16

Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.

Слайд 17

Мирная жизнь или война? Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев? Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

Слайд 18

Анализ эпизода “ Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у шеи строчку воротника. Он догнал его. Распаленный безумием, творившимся кругом, занёс шашку… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза… Жмурясь, Григорий махнул шашкой… Муть свинцом налила темя … Путано-тяжел был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу…” (кн.1,ч.3, гл.5).

Слайд 19

Красные или Белые? А главное – против кого веду? Против народа… Кто же прав?…”. Опьяняющая сила власти состарилась и поблекла в его глазах. Тревога, горечь остались, наваливаясь непереносимой тяжестью, горбя плечи”.

Слайд 20

« C рубил человека зря и хвораю через него…Душа стенить..» «…Огрубело сердце, зачерствело… и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости.» « Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось… … Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.» Анализ текста

Слайд 21

Анализ заключительного эпизода “ Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырёк с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью… Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели”.

Слайд 23

Катарсис (греч. – возвышение, очищение) – категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души («очищение через страдание»). «В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». М. Сервантес

Слайд 24

«Главное для писателя то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…»

Слайд 25

04/23/17 Вручение Нобелевской премии Событием стало присуждение Шолохову в 1965 году Нобелевской премии за роман "Тихий Дон".

Слайд 26

Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шолохов М.А. "Тихий Дон"

Проблема выбора в романе...

11 класс.М.Шолохов "Тихий Дон"

тема дома в романе " тихий дон"...

М.А.Шолохов. Тихий дон

Презентация к уроку литературы в 11 классе...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Прзентация по теме :The Quite Don(Тихий Дон-Экранизация произведения)М.А.Шолохов

Презентация на английском языке об экранизации знаменитого произведения Михаила Шолохова "Тихий Дон"....

Урок литературы в 11-м классе. "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон")

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отби...

конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...