конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Зотова Наталья Анатольевна

Урок литературы в 11 классе

Тип урока: изучение новой темы

Урок- исследование

Цели урока:

- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит он из опыта войны.

- Развитие навыков анализа эпизода.

- Воспитание гуманизма, активной гражданской позиции.

Главная проблема: человек и война; переделка человеческого характера в ходе исторических событий.

Методические приемы: работа по группам, беседа, анализ эпизодов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока :"Человек и война. Г.Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы

Тип урока: изучение новой темы

Урок- исследование

Цели урока: 

- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит он из опыта войны.

- Развитие навыков анализа эпизода.

- Воспитание гуманизма, активной гражданской позиции.

Главная проблема: человек и война; переделка человеческого характера в ходе исторических событий.

Методические приемы: работа по группам, беседа, анализ эпизодов, повторение

изученного (произведения, посвященные судьбе народа в годы войны), использование метапредметных связей с историей.

Ход урока

1.Организационный момент.

Эмоционально – психологический настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

Первая группа исследователей.

В летописи человечества есть вехи, которые по своей сути являются эпохальными, определяющими его последующее развитие. К числу таких вех относится, бесспорно, Первая мировая война, ставшая прологом 20 столетия. Пожар Первой мировой охватил более трёх десятков стран и привёл к гибели 9 миллионов человек. Применение особо эффективных средств поражения  (дальнобойной артиллерии, авиации, танков, отравляющих газов), затяжной характер боёв, невероятная массовость сражений и тяжесть потерь – всё это вело к дегероизации войны в мировой литературе.

- Вспомните, какие известные вам русские и зарубежные писатели обращались к событиям Первой мировой?

Вторая группа учащихся

Первой реакцией на ужасы войны был вопль боли и гнева. Линия фронта разделяла поэтов-солдат, а потом объединяла. Английские поэты писали об агонизирующих телах, разлагающихся труппах, грудах мертвецов. Немецкие экспрессионисты ломали стиховые размеры, отказывались от рифм, отбрасывали синтаксические и логические связки, чтобы вместить в поэтическую строку полноту отчаяния и страха.

Небо пошло на тряпки,

На бойне ужаса забивают слепцов .(Август Штрамм)

Третья группа

Потребовалось 10 лет, чтобы отойти от потрясения и осмыслить испытанное на войне. Только в 1929 году почти одновременно появились основные романы о войне и потерянном поколении – «Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя, «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка.

Четвертая группа . Работа с термином «потерянное поколение»

«Потерянное поколение» - это выражение американской писательницы Гертруды Стайн, подхваченное Хемингуэем и ставшее крылатым, относится к ветеранам Первой мировой , но не сумевшим освободиться от неё  приспособиться к мирной

жизни.

3. Постановка проблемы

- Как оценивает эти события М.Шолохов?

- Какие чувства вынес Григорий Мелехов из опыта войны?

4.Работа с текстом романа. Каждая группа подготовила вопросы для исследования темы.

1 группа:

- Военные эпизоды предваряет пейзаж (к.1, ч.3, гл.1). Какие детали готовят читателя к изображению народного бедствия?

- Сравните с солнечным затмением, ставшим грозным предзнаменованием перед походом князя Игоря на половцев.

Особенности пейзажей Шолохова связаны с событиями романа по принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни природы осмыслены автором как единый жизненный поток.

2 группа

-Анализ сцены мобилизации (кн.1, ч.3, гл.4). Каково отношение казаков к войне?

Мастерство Шолохова в создании массовых сцен. Полифония.

- М. Шолохов в своём романе передаёт и ужасы войны, и умение простых людей оценить происходящее. Найдите в кн.1 ч.3 гл.4 оценку всего происходящего, данную одним из эпизодических героев (пьяненький старичок железнодорожник) и самим автором.

«Милая ты моя говядинка…» «Эшелоны…Эшелоны…Эшелоны несчётно!» Сравните у Хемингуэя : «Врачи красные, как мясники…» «Нет ничего хуже войны».

3 группа

Вернёмся к главному герою и продолжим наблюдения за его судьбой. Чтобы выяснить, что увидел и испытал Григорий в первые месяцы войны, вновь обратимся к пейзажу. (кн.1, ч.3, гл.10). Благодаря каким изобразительно – выразительным средствам создаётся ощущение, что и природа участвует в войне?

Подобный приём видели у Толстого ( финальные сцены Бородинского сражения).

Раскрывая тему «Григорий Мелехов на войне», обратимсяк эпизоду «Первый бой Григория Мелехова».

- Какие изменения произошли в Григории и его товарищах? Почему?

Первый бой Григория (кн.1, ч.3, гл.5)

- Шолохову удалось передать накал боя, бешеную скорость мчавшейся конницы, свист пуль. Каким образом, с помощью каких приёмов?

Большое количество глаголов движения. Они несут на себе логическое ударение, что достигается благодаря использованию приёма инверсии: « Глухо охнула земля»... «Летел черный клин пахоты»…Синонимия глаголов усиливает напряжение действия: «рванулся», «летел», «пластались». Задевают слух слова, предающие свист пуль : «цвикнула..пуля, визг пуль…»

4 группа

- Что испытывает Григорий в бою?

«Ладонь потела», «в середине грудной клетки…словно одубело то, что до атаки суетливо гнало кровь» - всё это говорит о внутреннем волнении. И , наконец, все чувства побеждены одним – страхом: «Выхолощенная страхом мысль путала в голове тяжёлый, застывший клубок».

- Кони и люди действуют вместе в этой страшной бойне. Покажите, как через описание коней передаётся состояние всадников.

(Проследить на примере ранения Прохора: «…память Григория удержала надолго розовые дёсны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов»…»по лицу Прохора, прижатому к земле с перекошенным ртом и вылезшими из орбит телячьими глазами…»).

- С натуралистическими  подробностями Шолохов рисует сцену преследования австрийца Григорием. Какое впечатление произвела на вас эта сцена? Как она помогает понять слова Григория: «Я уморился душой»?

Действительно, сцена убийства поражает натурализмом. Мы видим затылок убегающего австрийца, «мокрую у шеи строчку воротника», кожу виска, которая

« висела над щекой красным лоскутом», а затем и глухо стукнувшие о мостовую половинки черепной коробки. Но Шолохов не натуралист, он психолог. Какую гамму чувств он передаёт! Григорий …распалённый безумием. Австриец бежал, обеспамятев..удлиненное страхом лицо чугунно чернело..часто шевелил пепельными губами...на Григория  «мёртво глядели залитые смертным ужасом глаза».

 Наверное, никогда не забудет Григорий этого зарубленного солдата. Который остался лежать «у игривой тесьмы решётчатой ограды, вытянув грязную коричневую ладонь, как за подаянием». Какое подаяние просил австриец, чего не мог дать Григорий? – Жизнь.

Учитель:

- Каким рисует Григория Шолохов?

Несмотря на то что война в романе предстаёт в крови и страданиях, Шолохов изображает Григория мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду – Георгиевский крест. Мелехов сражается бесстрашно и в то же время бездумно, не ведая, за что проливает свою и чужую кровь. Но война сталкивает его с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о собственной жизни, и о том мире, в котором он живёт. Рядом с Григорием оказываются герои, воплощающие полярные взгляды: Чурбатый и Гаранжа.

- Какую жизненную позицию исповедует Чурбатый? ( кн.1, ч.3, гл.12 )

- Приемлема ли такая позиция для Григория?

- В чём пытается убедить Григория Гаранжа и что испытывает герой под его влиянием? (кН.1, ч.3, гл.23)

Выводы и обобщения. Какое влияние оказывает на человека война?

Проанализировав отдельные эпизоды, можно прийти к выводу, что смерть, страдания будят сочувствие и объединяют людей, люди не могут привыкнуть к войне. Если же привыкание произойдет, в человеке могут проснуться звериные инстинкты.

Кроме того, увидели, что война принесла разочарование в прежних ценностях: в царе, в казачьем долге. Именно на эту благодатную почву упали семена  «большевистской правды». Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни, здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде.

Сравните у Ремарка: « Мы вернёмся усталыми, в разладе с собой, опустошённые,  вырванные из почвы и растерявшие надежды. Мы уже не сможем прижиться. Мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, - одни приспособятся, другие покоряться судьбе, а многие не найдут себе места».

К теме первой мировой войны Шолохов возвращается в 4-й части, подводя её  итог : казаки возвращаются домой, однако радость мирной жизни омрачается воспоминаниями об убитых и не вернувшихся. В эпическое повествование вплетается голос автора:

« И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из – под ладоней – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручиться слёз – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок – не донесёт восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!..Травой зарастают могилы, - давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, - время залижет и кровяную боль и память тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем им суждено истоптать травы…» Этот лирический монолог переходит в эпическое описание послевоенного затишья, чтобы вновь завершиться скорбным голосом автора: « Вернувшиеся с фронта казаки не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».

Название этому несчастью – Гражданская война.

Задание на дом: прочитать кн.2, ч.4,5. Ответить на вопросы:

- Чем определялось отношение казаков к революции?

- Как влияет на Г.Мелехова общение с Изваровым и Подтелковым?

- Что повлияло на судьбу героя в его выборе?

- Что переживает Григорий после расстрела пленных офицеров?

- Что даёт ему душевный покой?

_ Почему же все – таки уходит к белым?

- Какое впечатление произвела на Григория казнь подтёлковцев? Почему уходит с площади, не дождавшись конца казни?

Оценки.

Дом. задание.

Мысль семейная в романе (Мелеховы, Коршуновы, Астаховы, Моховы, Листницкие, Кошевые).

Женские образы (Наталья, Аксинья, Дуняша, Дарья. Дом, труд, 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хроника событий Первой мировой войны на Ямбургской земле

хроника событий Первой мировой войны  на Ямбургской земле (Сейчас Кингисепп и Кингисеппский район Ленинградской области)...

Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.

Занятие литературного кружка на тему  «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику часту...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Предпосылки Первой мировой войны".

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Пердпосылки Первой мировой войны"....

Возможности использования краеведческого материала для формирования исторической памяти о событиях Первой мировой войны

В статье рассматривается возможность использования краеведческого материала для изучения отдельных аспектов событий Первой мировой войны на примере г. Николаевска Самарской губернии: участие органов м...