«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Методическая разработка урока по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Козлицкая Вера Ивановна

«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»

Урок литературы, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tendryakov-urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»

Урок литературы по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». 9 класс

                           Козлицкая В.И., Почетный работник общего образования

                        Российской Федерации, учитель русского языка и литературы

                         средней общеобразовательной школы №568, г.Санкт-Петербург

                                                                             Перед лицом ушедших былей                                  

                                                                         Не вправе ты кривить душой –

                                                              Ведь эти были оплатили

                                                               Мы платой самою большой…

                                                                 И мне да будет та застава,

                                                                       Тот строгий знак сторожевой

                                                              Залогом речи нелукавой

                                                               По праву памяти живой.

                                                                                                   А.Твардовский

Цели урока:

  • Раскрыть жизненные позиции героев рассказа,  выявить отношение учащихся к каждой из них, заставить задуматься над вопросом: «Как поступил бы я, окажись на месте героев рассказа?».
  • Вызвать интерес к творчеству В.Тендрякова, на страницах произведений которого поднимаются вопросы духовного состояния общества в трагические моменты истории.
  • Формирование учебных умений и навыков: работа с текстом, умение пользоваться справочной литературой.
  • Обучение сравнению, обобщению и анализу.

                                                                            

Ход урока:

  1. Вступление.

У ч и т е л ь :

Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов   ярко

и многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов.

          Что вы узнали об этом писателе?

         У ч е н и к (задание было дано накануне урока) :

          Тендряков родился в 1923 г. в д.Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть?  - Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии

литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет

ВГИКа, но, окончив первый курс, переходит в Литературный институт им.Горького. После войны он одним из первых писателей (вместе с Ф.Абрамовым, В.Овечкиным) обращается к теме многострадальной русской деревни. Рассказы В.Тендрякова, посвященные этой теме, - «Три мешка сорной пшеницы»,  «Поденка – век короткий», «Кончина».

          У ч и т е л ь:

          Обратимся к рассказу Тендрякова «Хлеб для собаки».  Рассказчик, Володя Тенков, десятилетний мальчик, - это сам писатель, которому пришлось в детстве много пережить; читая, мы почти физически разделяем его страдания, когда он просыпается на рассвете от громыхания телеги колхозного конюха, который подбирает «падалицу» - так в рассказе Тендрякова называют умерших от голода людей.

  1. Работа в группах.

Задание 1-й группе :

  • Найдите в рассказе приметы времени (1933 год. Голод, наступивший в стране после раскулачивания.)

  • Прокомментируйте эпизоды: «В школе» (Голодные дети, голодная учительница), лозунги («Если враг не сдается, его уничтожают!»), «Пристанционный сквер»: «шкилетники», «слоны», «короеды»  - «раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины».

Задание 2-й группе :

  • Как изображены в рассказе представители власти ?  Первый секретарь райкома партии Дыбаков. Отметьте детали, подчеркивающие его характер, непримиримость: рублено прямые плечи, руки за спиной, выставленная грудь с накладными карманами.  

     

    Чтение эпизода № 1:

               «Дыбаков – первый секретарь партии…» до слов «За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.»

    Комментарий к эпизоду:

                Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого

сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился.

         У ч и те л ь: Что нам говорит об этой перемене? (Он не упрекает сына, когда видит, что Володя отдает «слону» хлеб, дескать, «врагов жалеешь». Он говорит: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь…»)

         - Какие чувства испытывает отец ? (Федор Васильевич страдает, видя последствия коллективизации, начатой четыре года назад так уверенно. Он становится похожим на начальника станции, который в «новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом» по долгу службы  вынужден был бродить у станционного сквера. У него было оплывшее, свинцовое лицо. Начальник станции  «глядел себе под ноги и молчал», а позже застрелился.)

         - О чем свидетельствуют эти детали портрета ? («У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции»). Не мог он равнодушно смотреть на все происходящее, видя, что и сам «по долгу службы» помочь не в состоянии.

         

           Задание 3-й группе:

  • Рассказчик, Володя Тенков, - очевидец событий. Какова его жизненная позиция?
  • Какой выход он находит для себя?
  • Почему он делает хорошее дело тайно, воровски?
  • Верное ли решение он принимает, выбрав собаку, с которой делится хлебом?

Чтение эпизода № 2:

«Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за

заборчика…» до слов «и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»

Комментарий:

Дети, ровесники Володи, висят на заборе  «и, затаив дыхание,

рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих.

                - Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции.

                Трудно осуждать этих детей. Они сами голодные. Вспомним эпизод «В школе». Голодный вынужден думать только о себе, бремя голода вынуждает его добывать хлеб насущный для себя. Относительно сытый – это Володя. И вот в сознании его происходит борьба. Рождается двоемыслие. С одной стороны: «Если враг не сдается, его уничтожают».  А с другой – какие же они враги, если и встать-то не могут, эти «слоны», «шкилетники», «короеды»!

             

               Обратимся к к тексту.

Чтение эпизода № 3:

«Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец…» до

слов  «Отец легонько подтолкнул меня в плечо. – Иди играй.»

               Учитель предлагает прокомментировать соответствующий эпизод и ответить на вопрос: какой выход находит для себя Володя?  (Совесть не позволяет ему оставаться простым наблюдателем, «висящим на заборе». Его  мучает мысль о том, что в привокзальном сквере люди грызут кору оттого, что сам съел слишком много. И тогда Володя принимает решение - относить часть своей еды голодающим.

               И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.)

               Учитель: Верное ли  решение принимает Володя?

                 

                Обратимся к тексту.

                Чтение эпизода №4:

                «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака…» до слов «Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук.»

               

                Комментарий.

                Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить  душу?   В тот момент,  когда он отдал кусок хлеба собаке,  он был

спасен. И хотя собака не благодарит и даже не привязывается к герою (в то голодное время она перестала быть домашним животным, так как ссыльные убили навсегда доверие к человеку), он продолжает носить ей еду. Благодарность ему была не нужна, по сути, он «кормил свою совесть».

                У ч и т е л ь:

                Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так?

                 (Дети отвечают: доброту,  сострадание, милосердие. Заранее подготовленный ученик читает определение слова «милосердие» в словаре В.И.Даля : «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.»)

                 

                 Задание 4-й группе:

  • Какие вопросы, проблемы поднимает автор?

(Вопросы записываем на доске и в тетради, отвечают ученики)

  1. Можешь ли ты жить сытым спокойно, если рядом голодные?
  2. Как определить самого нуждающегося?
  3. Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?
  4. Нужно ли делать добро тайно, украдкой?
  5. В чем смысл названия рассказа ? (Кормит не собаку, а  свою совесть)

              Заключение.

              У ч и т е л ь:

              Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.)

               

                Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые  времена.

                 Этот рассказ Тендряков, конечно, не увидел в печати (рассказ был опубликован в 1988 г.), он писал «в стол». Но он честно описал тяжелые для русского крестьянина времена,   и в этом рассказе, как и в других («Пара гнедых», «Параня» и «Донна Анна»), писатель обратился к болевым точкам, пришедшимся на жизнь его поколения. Они, эти рассказы, своего рода верстовые столбы, «знак сторожевой» исторического движения и зарубки, навсегда оставленные в душах людей.

                 У ч и т е л ь:

                  Читает эпиграф, написанный на доске.

                   Эти слова А.Твардовского из поэмы «По праву памяти» посвящены тому  же трагическому периоду нашей истории, как и упомянутые выше рассказы В.Тендрякова.

                  «Я родился в воспаленное время», - написал он в рассказе «Пара гнедых». Это время сделало из него зоркого и честного художника, «по праву памяти» рассказавшего нам о мрачных 30-х годах.

 Домашнее задание:

Написать письменную работу на одну из тем:

  1. Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»;
  2. Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...

Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...