"О чем плакала Авдотья Самсоновна?" (По повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Помошникова Наталия Вячеславовна

Проблема отцов и детей - вечная проблема. Урок - размышление поможет семиклассникам всерьез задуматься над этим вопросом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urokastants.smotr_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Класс 7

Тема: «О чем плакала Авдотья Самсоновна?»

(По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).

Цели урока:

образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью;

развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;

здоровьесберегающие: профилактика переутомления.

Тип урока: обобщающий

Форма урока: урок – размышление

Основные понятия урока: повесть, тема, проблема, сюжет, притча

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Оборудование: повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», иллюстрации к притче о блудном сыне, романс на стихи А.С.Пушкина «Я ехал к вам…», иллюстрации учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

     Учитель: Сегодня мы побеседуем о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и рассмотрим сюжетную линию, связанную с судьбой дочери главного героя произведения, Самсона Вырина.

Итак, повесть прочитана. Поделитесь своими мыслями: о чем она? 

     Ответы учащихся:  

- о совести

- о памяти

- о семейных отношениях

- о проблемах отцов и детей

- о взрослении

- о чувстве вины

- о долге

- о том, что если проблемы материальные имеют шанс быть решенными, то проблемы и потери моральные практически невосполнимы, как бы ни повернулась человеческая судьба

- об ответственности человека за свою судьбу и судьбу своих близких.

     Учитель: Какое(-ие) из этих высказываний в большей степени раскрывает(-ют) тему произведения? (Проблемы отцов и детей, взросление, ответственность человека за свою судьбу и судьбу своих близких).

В таком случае, эти вопросы мы и будем затрагивать на уроке.

     А.С.Пушкин при создании своих произведений не раз обращался к народной мудрости.

     Какие из предложенных пословиц отразили бы главную мысль повести?

А теперь назовите пословицы, отражающие ваши взаимоотношения с родителями.

Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.

Добрый сын всему свету завидище.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Блудный сын – ранняя могила отцу.

Кто детям потакает, потом слезу проливает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

III. Беседа

     Учитель: Хорошо. Цели поставлены. Наступает этап реализации цели.

А.С.Пушкин – великий мастер слова, тонкий художник. Рисуя «смиренную обитель» станционного смотрителя, он обращает наше внимание на одну художественную деталь. Какую?

     Учащиеся: Это картинки.

     Учитель: Что на них изображено?

     Учащиеся: История блудного сына.

     Учитель: Скажите, какое произведение легло в основу сюжета повести?

     Учащиеся: Притча о блудном сыне.

     Учитель: Какая связь между историей блудного сына и судьбой Дуни?

     Учащиеся:

- это связующее звено между двумя историями.

-  намек на последующие события.

     Учитель: Как вы думаете, почему уехала Дуня?

     Учащиеся:

-ею двигала любовь к молодому ротмистру Минскому.

-может быть, даже страсть овладела ею.

     Учитель: Можем ли мы ее осуждать? Наверное, нет. Когда зарождаются чувства между юношей и девушкой, молодые люди чаще всего поступают  по велению сердца, поглощены новыми эмоциями и забывают о родителях, о сыновнем долге перед ними.

Что же стало с отцом после отъезда дочери?

     Учащиеся: От сильных переживаний он заболел…

     Учитель: Как в повести Пушкин показывает состояние Самсона Вырина?

Подтвердите словами из текста.

      Ребята, чувства можно выражать не только словами. Музыка как ничто другое отражает состояние души человека. Предлагаю послушать романс на стихи А.С.Пушкина «Я ехал к вам…». Именно этот романс прозвучал в фильме «Станционный смотритель».

Давайте попробуем понять, что чувствовал отец, разлучившись с дочерью.

По ходу прослушивания можете фиксировать эмоциональные слова, характеризующие состояние человека, записывать мысли.

(Зажжены свечи, фортепиано, исполнение педагогом романса «Я ехал к вам…»).

     Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания музыкальнрго произведения?

     Учащиеся:

- Самсон Вырин потерял смысл жизни,

- он испытал чувство вины, разочарования…

     Учитель: Смог ли он с этим справиться?..

И вот прошло много лет: отца, Самсона Вырина, нет в живых, станции этой тоже нет.

Что же привело Авдотью Самсоновну в родные места?

     Учащиеся:

- ностальгия

-чувство вины

      Учитель: Как она ведет себя, узнав о смерти отца?

Давайте обратимся к тексту.

Так что же все-таки оплакивала «прекрасная барыня»?

     Учащиеся:

-потерянный рай

-свое беззаботное детство

-утраченное чувство близости.

     

Учитель: А может быть, она плакала от горечи утраты, от осознания своей беспомощности, от чувства вины перед отцом? Только теперь она поняла, что взвалила на отца непосильный груз родительского горя.

Вот теперь, когда блудная дочь вернулась, никто ее уже не ждет, никто уже не может простить, ничто не напоминает ей о том времени, когда «уж ей ли не было житье…».

Вместо отца, Самсона Вырина,- «черный крест с медным образом», вместо станции – «голое место…не осененное ни единым деревцем». Заменила ли ей «карета в шесть лошадей и черная моська» те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «теплую страну»? Об этом знает только она, Авдотья Самсоновна…

Пауза…

IV. Моделирование ситуации

Задание: Представьте, что конец повести другой. Самсон Вырин жив, но болен. И Дуня пишет ему письмо. Что она могла ему написать? Что там были бы за слова?

(Учитель фоном к мини-сочинению включает произведение Ф. Листа «Грезы любви»).

Время написания работы – 4 мин.

Ответы учащихся – 3 мин.

Вам интересно, что бы ответил Дуне отец?

V. Домашнее задание: Напишите письмо от лица Самсона Вырина.

VI. Подведение итогов

     Учитель: К какому осознанию пришли вы, ребята?

Вывод учителя: Да, в повести поднимается важная проблема – проблема взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите каждое мгновение, говорите близким о своей любви.

Ведь так важно успеть сказать родителям, что мы их ЛЮБИМ!

VII.Результаты урока:

     «5» - 6

     «4» - 11

У меня к вам еще одна просьба. Сегодня вечером подойдите к маме, обнимите ее и скажите: «Мамочка, я тебя очень люблю». Подойдите к папе и сделайте то же самое. Потом повторите эти слова следующим утром. Делайте это каждый день. И вы увидите, какими красками наполнится ваша жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный опрос по повести "Станционный смотритель"(добавлен 05.01.2012)

Письменный опрос позволяет выяснить, как  внимательно и вдумчиво  ученик работал с текстом художественного произведения...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...