Главные вкладки

    Плюшкин- «прореха на человечестве».
    план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

    Семенова Светлана Борисовна

    Третий урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plyushkin-_prorekha_na_chelovechestve.docx21.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Плюшкин- «прореха на человечестве».

    Цель урока: 1. Раскрыть образ помещика, морально падшего в своей скупости.

    2. Продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся.

    3. Подвести итоги в работе над образами помещиков.

                    Эпиграф к уроку.

    « Не ревизские - мёртвые души, а все

    эти Ноздревы, Маниловы и все прочие. »

    А.И.Герцен.

       

    1. Вступительное слово учителя.

       Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин- последний портрет в галерее помещиков. Нетрудно заметить, что лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». Автору все труднее сдерживать свою ненависть и потому его обличительный, протестующий голос звучит все с большей силой. В шестой главе он превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

    1. Литературная разминка.  

    План рассказа о Плюшкине.

    1. Деревня и сад Плюшкина.
    2. Портрет Плюшкина.
    3. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

    ( Ответ учащегося смотри в приложении.)

    1. Слово учителя.

      Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем, это, в полном смысле слова, мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6 главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

         В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость- главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин- последняя стадия нравственного падения человека.

    4. Экскурсия в картинную галерею. 

    Мы снова в картинной галерее. Перед нами- два портрета Плюшкина. Первый портрет нарисован русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по его портретам других героев «Мертвых душ».

    Особенность его иллюстраций заключается в своеобразном восприятием героя – художником. Перед нами остросатирический  

    портрет Плюшкина.

    Подозрительность, недоверие к людям запечатлено на этом портрете. Острый презрительный взгляд выражен на лице этого человекоподобного существа.

    А вот произведение другого русского художника. Александра Алексеевича Агина. Он не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии. По мнению Лескова Н. С. Агин старался дать типы Гоголевских лиц, которые были ему знакомы как современники.

    И вот он – Плюшкин!

    Вспомните текст: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитала живое существо… Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.»

    «…И выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её».

    Жадность, накопительство превратили Плюшкина в подобие человеческое. В рваной одежде, с грязной тряпкой на голове, он похож на ключницу, за которую её принял первоночально Чичиков. При виде денег глаза его загорелись , он забыл о собеседнике и быстро их понёс, чтобы спрятать подальше. Какое-то отвращение рождается в душе от этого скряги.  

    1. Обобщение по образу Плюшкина.
    1. Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»?
    2. С какой целью выведен в поэме образ Пушкина?

    (Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- писал он. Действительно, образы помещиков даны по принципу всё более духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Автор в поеме показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения за счёт труда подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Поэтому в его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

    Таким образом, нравственных уродов, утративших всё человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел дать такую убийственную картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, крепостничества, уничтожающего в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию).        

    1. Слово учителя.

    А теперь можно и прочитать визитку Плюшкина, которая лишний раз характеризует этого помещика.

    Помещик Степан Плюшкин-

    Жестокий крепостник, скупой, подозрительный,

    недоверчивый ко всем - не желает видеть вас

    1. Работа с эскизами гербов и беседа с учащимися.

    1. Рассказ учащегося о видах и формах гербов. (см. приложение)

    (Гербы крепятся к доске, сопоставляются характеристики на схеме с визитками помещиков).

    - Как вы думаете, какой герб мог бы иметь каждый помещик?

    (обсуждаются  гербы, нарисованные учениками дома).

    - Нравятся ли вам эскизы гербов?

    1. Свободная дискуссия.

    Критик: Рисуя портреты помещиков, гоголь даёт картину экономического распада натурального хозяйства и морального вырождения господствующего класса.

    Каждый помещик своеобразен и не похож на других. Однако все они помещики-крепостники, а потому у них есть общие, классовые черты, порождённые федерально-крепостническим строем. Эти черты следующие:

    1. Паразитизм, жизнь за счёт крепостного крестьянина.
    2. Низменные животные интересы, отсутствие общественно-полезной деятельности.
    3. Отсутствие идейных побуждений, пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм.

    1-й оппонент: Позвольте возразить. Ведь помещик Манилов «на взгляд был человек видный, черты лица его были не лишены приятности». Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. « Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованнейшими людьми.» На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком.»

    Критик:  Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер и отношение к хозяйству, Гоголь показал полнейшую пустоту и никчемность этого существования.

    2 оппонент:   Хорошо, вам не нравится Манилов, но Коробочка?

        Ведь это- воплощение настоящей хозяйственности. У нее-то ни одна копейка не пропадает даром, да и в хозяйстве - полный порядок. Она одна  может прокормить тем, что у нее в имении производится не только большой город, но и всю губернию. Лучшей рачительной хозяйки, я думаю, трудно найти. Ведь сейчас, в наше время, мы могли бы положиться на таких, как Коробочка. Чем не прообраз нашего фермера?

     

    Критик:   Но это же не живой человек, а пародия на него! Умственный кругозор её ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, и называет её «дубинноголовая». Я не думаю, что она позаботиться о других и бескорыстно поможет кому-либо. А зачем нам такие люди? Ведь они – «мертвые души».

    3 оппонент:    Вот вы называете их «мертвыми душами». А Собакевич – это воплощение силы и прочности! Природа, создавая его, «рубила со всего плеча». Он неотступен в осуществлении желаний. У него – богатырский аппетит, степенность. Он обдуманно рассуждает, немногословен. Разве может кто-нибудь назвать его «мертвой душой»?

    Критик:   Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, грубости – ведь он ни о ком доброго слова не скажет. Все вещи уподобляются своему хозяину. А это и говорит о его мертвенности.

    4 оппонент:   Мне, например, интересен Плюшкин. Очень жаль его. Ведь он был хорошим хозяином, умным и экономным. Он же не виноват, что после смерти жены дочь его бросила. Вот он и сломался, с горя стал таким и довел свое хозяйство до разорения.

    Критик:   Нет, это страсть к накопительству и подозрительность к людям сделали его «прорехой на человечестве».

    8. Обобщение учителя и подведение итогов уроков.

    Мне нравится, что вы в своих ответах и выступлениях сумели показать свое личное отношение к героям поэмы. И еще раз подтвердили слова А.И.Герцена: «Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

    А где же живые души? Они по выражению Герцена, «позади мертвых душ – это – народ».

    9. Учитель знакомит учащихся с несколькими

    точками зрения на именно такую последовательность

    расположения помещиков в тексте поэмы

    «Мертвые души».

    1. Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации.

    (У Манилова еще есть – семья, дети, мебель ( хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено).

    2. Точка зрения Ю.Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души.

    ( учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души).

    3. Современная точка зрения: помещики делятся на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» ( расточитель от накопительства, накопитель до расточительства).

    ( Учащиеся обсуждают каждую из предложенных точек зрения, приводят свои доказательства).

         

    10. Домашнее задание.

    1.Прочитать 7-10 гл. поэмы «Мертвые души».

    2.Приготовить характеристику чиновников города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина

    Материал  поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...

    Так кем же все-таки был Плюшкин? (Презентация к уроку)

    Презентация к уроку-исследованию 6 главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

    Кем был Плюшкин

    Автор указан в документе...

    Рецензия на спектакль "Мой милый Плюшкин"

    Рецензия на спектакль «Мой милый Плюшкин» или...

    "Плюшкин" (Н.В.Гоголь "Мертвые души")

    По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души»  Маранцман В.Г...