Урок по литературе в 9 классе. Н. В. Гоголь «Мертвые души». Является ли Плюшкин «прорехой на человечестве»?
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Никуленкова Татьяна Владимировна

Почему Чичиков посетил Плюшкина последним? Почему Гоголь назвал этого помещика «прорехой на человечестве»? Почему только у этого помещика есть своя история жизни? Возможно ли возрождение Плюшкина?

На поиски ответов именно на эти вопросы нацелен урок по изучению образа Плюшкина в поэме «Мертвые души».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mertvye_dushi.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

Является ли Плюшкин «прорехой на человечестве»?

Цели для учителя:  

  • выявить у учащихся восприятие главы о Плюшкине;
  • учить детей выявлять и определять роль использования художественных приёмов для создания образов помещиков;
  • развивать у обучающихся умение подбирать материал для рассуждения;
  • воспитывать у детей внимательное отношение к слову.

Цели для учащихся:  

  • определить место Плюшкина в галерее образов помещиков;
  • проследить за приёмами характеристики образа Плюшкина;
  • определить особую роль внутреннего монолога Плюшкина и лирических отступлений;
  • определить и выразить в монологе-рассуждении своё отношение к мысли, возможно ли возрождение Плюшкина:
  • подобрать материал для письменного ответа на вопрос.

Оборудование: тексты поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» у каждого учащегося, иллюстрации Плюшкина разных художников.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2.  Вступительное слово учителя. Н.В. Гоголь представил в своей поэме «Мертвые души» целую галерею помещиков. На предыдущих уроках мы познакомились и с мечтателем, живущим в мире своих грез, – рыцарем пустоты Маниловым; мелочной «дубинноголовой» Коробочкой; безалаберным прожигателем жизни, бесшабашным вралем, мотом и шулером Ноздревым; прижимистым и упрямым хозяином, кулаком Собакевичем; скрягой, доведшим свое имение и крестьян до полного разорения Плюшкиным. Дома вам нужно было поразмышлять над тем, кого же из помещиков мы можем назвать самым «мертвым». В ком из них не осталось души, кто, продолжая жить, утратил то великое назначение, которое делает человека Человеком!?

(Большая часть учеников назвали Плюшкина).

Итак, вы считаете, что самым омертвевшим помещиком является Плюшкин. Однако многие исследователи уверяют, что этот герой – самый живой из всех помещиков, а сам Гоголь именно Плюшкина хотел сделать героем второго тома, считая, что только он может возродиться для новой жизни.

Попытаемся в этом разобраться. И как всегда нам в этом поможет великий автор, умевший так спрятать истину, что при первом прочтении она открывается далеко не всем.

3. Актуализация знаний детей.

- Вспомните, какими художественными приёмами пользуется Н. В. Гоголь для создания образов помещиков? (Описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки)

Давайте проследим, какими художественными приёмами пользуется автор для создания образа Плюшкина. Есть ли какие-либо отступления, если сравнивать с изображением других героев? (Художник слова пользуется теми же основными приёмами для изображения Плюшкина, что и в предыдущих главах)

4. Изучение нового материала.

- С чего начинается глава? (с лирического отступления, в котором автор размышляет о юности. «О моя юность! О моя свежесть!) В самом начале звучат слова «прежде» - «теперь». Мы можем предположить, что в данной главе одним из главных приёмов станет антитеза. Так ли это? (Да, автор рассказывает о прошлом героя и показывает, каким он стал).

- Вспомните, откуда Чичиков узнал о Плюшкине? (от Собакевича, который дал очень нелестную характеристику Плюшкину)

Давайте вместе с Чичиковым, не торопясь пройдемся по деревне Плюшкина. Что вы можете отметить такого, чего не было в других имениях? («Какая-то особенная ветхость…на всех деревенских строениях», дома почернели, покосились; "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном").

- А о чём, по вашему мнению, может говорить «бревенчатая мостовая», дома с балкончиками под крышами и перилами? (Здесь когда-то была другая жизнь)

- В имении у Плюшкина две сельские церкви. А в других имениях вы видели церковь? Нет! А здесь сразу две! О чём это говорит?

При описании дома постоянно повторяется цифра два (Две церкви, два этажа, два бельведера, два окна…), может, потому, что человеку трудно жить одному, ему нужна семья.

- Есть семья у Плюшкина? (Сейчас нет, но когда-то была).

-  У кого из героев в поэме есть ещё предыстория? (Только у Чичикова).

- Как вы думаете, почему дана предыстория двух героев? (Чтобы понять, почему они стали такими. Только тот, кто помнит прошлое, имеет право на будущее)

Так каким же был Плюшкин раньше?

 - Каким хозяином?  (Трудолюбивым, хозяйственным, мудрым)

 - Каким соседом?    (Хлебосольным, общительным, соседи приезжали поучиться мудрой скупости)

 - Каким мужем?     (Добрая хозяйка под стать мужу – приветливая, говорливая, хлебосольная)

 - Каким отцом?     (Заботливым – учитель-француз, наставница-француженка; любящим – дети веселы и свежи). У Плюшкина было все: он был счастлив!

- Что же случилось? Что привело его к такому безобразному состоянию?

-  Смерть жены. (Остался один с троими неопределенными детьми; боялся упустить какую-либо мелочь в хозяйстве)

-Побег Александры Степановны (хотя знала, что отец не любит военных…)

-Поступок сына (определился вместо службы в полк и написал отцу уже по своем определении, прося денег на обмундирование)

- Смерть второй дочери.

   Не каждый выдержит столько случившегося  за короткое время. Он выдержал, но превратился, скажет Гоголь, в «изношенную развалину».

- Как вы думаете случайно ли Гоголь, показывая дом героя, говорит о том, что он смотрел прежде всеми окнами? Каким мы видим этот дом глазами Чичикова? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян, то есть закрыты, заткнуты тряпками). Окно - это возможность смотреть на мир, это открытость, свобода, свежесть. С каждой потерей члена семьи, закрывалось  за ненадобностью ставнями окно в доме. То же происходило и в душе Плюшкина: чтобы не страдать, он закрывал «окно» в душе.

Для дома окно – это глаза. Для человека глаза – это зеркало души.

- Какими были глаза Плюшкина? ("... маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...")

- О чем говорят глаза Плюшкина? (Это живой взгляд, какого не было ни у одного помещика)

Все помещики, с которыми встречался Чичиков, думали только о себе: о том, как бы вкусно поесть, побольше денег выручить. Конечно, и Плюшкин не прочь выручить больше денег, но он думает и о других. Приведите примеры. (Составляя список крестьян, всех, более 120 человек, помнит по именам, фамилиям, прозвищам… После отъезда Чичикова  заглянул в кухню, «…чтобы попробовать, хорошо ли едят люди». Когда Плюшкин вспоминает своего знакомого, по его лицу скользнул какой-то тёплый луч.)

По - разному ведут себя помещики, когда Чичиков уезжает, но каждый думает о себе, мечтает о пустом. А Плюшкин размышляет.  О чём? Скупой и жадный Плюшкин готов расстаться со своими часами: «Я ему подарю, - подумал он про себя, - карманные часы: ведь они хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек ещё молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, - прибавил он после некоторого размышления, - лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне")

В описании интерьера есть ещё одна говорящая деталь – это часы с остановившимся маятником, не сломанные, а на время переставшие идти: некому следить за временем. А если подтолкнуть маятник, они пойдут, отсчитывая минуту за минутой.

- А что могло подтолкнуть маятник жизни Плюшкина, чтобы он вновь почувствовал радость, счастье, что он не один? И распахнул хотя бы одно окно для начала? (Если бы сын покаялся, может, отец и простил бы…  Если бы навестил друг, о котором Плюшкин с такой теплотой вспоминал три раза за встречу с Чичиковым?)

   Если бы внук приехал просто проведать деда «дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу», в следующий раз «приласкал обоих внуков и… покачал их». Я думаю, это самое действенное средство.)

Глава начинается с лирического отступления, и в конце мы вновь видим размышления автора Найдите в тексте. ("И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком: Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!...")

- На каком этапе развития сюжета Гоголь вставляет его? (Когда собирается уезжать Чичиков, а Плюшкин пишет письмо)

- Почему именно здесь? (До чего дошёл Плюшкин, он растерял всё, что имел в юности, потерял цель в жизни, а потому и деградировал, но ведь только живой человек может возродиться)

5. Подведение итогов урока.

- Оправдались ли ваши предположения относительно образа Плюшкина?

- Возможно ли возрождение героя? Порассуждайте над вопросом, прозвучавшим как тема урока.

6. Вывод.

-Итак, выявляя пошлость, духовное опустошение жизни, Гоголь не судит, не выносит окончательный приговор, а всегда оставляет надежду. Поэтому и ответить на вопрос «Плюшкин – «прореха на человечестве?» нельзя однозначно. Да, «прореха», да, без души, олицетворение крайней степени скупости, но и одновременно и не лишенный обыкновенных человеческих порывов. Главная идея «Мертвых душ» - идея духовного возрождения падшего человека, «воскресение» его души – своеобразно реализована в занятиях Плюшкина. Он поднимает вещи на своем пути, а надо бы поднимать души, спасать их.

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок. Домашнее задание.

1. Какую роль играет описание сада для создания образа Плюшкина;

2. Прочитать «Историю капитана Копейкина»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Хронотоп Сада в поэме Н. В Гоголя "Мертвые души"

Разработка урока литературы в 9 кл "Хронотоп Сад в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя....

Урок литературы в 9 классе. Н.В.Гоголь "Мертвые души"(презентация)

Материал можно использовать на уроках литературы при изучении поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" при изучении тем:"Замысел поэмы", "Знакомство с героем", "Галерея образов помещиков". "Губернский город", ...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Презентация. Литература. 9 класс. Н.В. Гоголь "Мертвые души"

Материалы для подготовки к сочинению по литературе...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Н.В.Гоголь «Мертвые души» (Образ Чичикова).

Тема: «Он все же подлец какой-то странный…» Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова;ответить на проблемный вопрос: почему И.Золотусский сказал о герое поэ...

Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" по теме : "Чичиков - первый российский предприниматель".

Образ главного героя поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" - делец и "подлец" в одном лице: история Чичикова, деятельный характер, полная безнравственность, омертвение души; тайна имени...

Урок литературы по произведению Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Средством создания образов героев "Мертвых душ" Н.В.Гоголь использует художественную деталь.На уроке учащиеся узнают, что такое деталь и каковы ее функции; научатся находить в тексте художес...