Урок литературы по произведению Н. В. Гоголя "Мертвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Светлана Хазыбечировна Басиева

Средством создания образов героев "Мертвых душ" Н.В.Гоголь использует художественную деталь.На уроке учащиеся узнают, что такое деталь и каковы ее функции; научатся находить в тексте художественные детали, определять их функцию,характеризовать героя при помощи художественной детали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деталь как средство создания образов героев  «Мёртвых душ»

Учитель: Басиева Светлана Хазыбечировна

Предмет: литература

Класс: 9

Дата:

Цель урока: показать, что деталь выступает  как средство создания образов  героев «Мёртвых душ» и элемент  художественного  стиля Гоголя.

Словарная работа: художественная деталь.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое художественная деталь, её функции;

- уметь находить в тексте художественные детали, определять их функцию; выявлять мастерство писателя; характеризовать героя; составлять монологическое высказывание.

Личностные: через образы, созданные Н.В. Гоголем, прийти к пониманию, что мешает развитию общества; уметь работать в группе, быть лидером и подчинённым.

Метапредметные: научить сопоставлять факты, обобщать, делать выводы; формировать исследовательские навыки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.
  3. Работа с термином «художественная деталь».

Деталь (от фр.detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность,  позволяющая передать  эмоциональное и смысловое содержание сцены эпизода или всего  произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. В произведениях  с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.

  1. Лекция по теме (тезисный план лекции):
  • Гоголь – общепризнанный   мастер  художественных описаний. Описание  в прозе Гоголя самоценны  прежде всего  благодаря обилию  предметно-бытовых деталей.
  • Детализация – важный аспект  реалистического  письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит  вещи как бы под микроскопом, они  часто меняют  свой привычный  облик,  часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • Мир вещей  в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей, так создается картина «ада» в миниатюре.
  • Отдельно можно  говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали…как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.)
  • Манера письма Гоголя  сродни комическому народному  лубку, от него  пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом 19 века.

  1. Исследовательская работа.
  • Самостоятельная работа по содержанию 2 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Чичиков у Манилова).
  • Индивидуальные задания: найти в тексте основные характеристики образа Манилова:
  • Внешность;
  • Интерьер (обстановка в доме);
  • Кабинет;
  • Поведение при Чичикове;
  • Реакция Манилова на прошение Чичикова.
  1. Задание всему классу:  

А погода может являться средством характеристики героя?

(Отрывок из главы – на экране).

               

Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислуживалась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.

  1. Обсуждение заданий, вывод  обучающихся: Все характеристики Манилова-это детали, создающие образ героя.     

Вопрос :Какую характеристику дает персонажу автор: положительную  или отрицательную?  

   

Вывод:  Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, поступки, поведение героя говорят о том, что Манилов – человек «так себе,  ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

                   

  1. Проведение эксперимента.

Во время индивидуальной работы 2-е обучающихся готовят выразительное чтение небольшого фрагмента текста (один - текст Гоголя, второй переработанный, лишённый гоголевских деталей).

Отрывок из 2-ой главы  «Деревня Маниловка и её хозяин»

Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на просёлочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

Отрывок из 2-ой главы

 «Деревня Маниловка и её хозяин» (переработанный текст без деталей).

Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на просёлочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

Вывод о роли художественной детали в тексте поэмы (на экране)

Запись в тетради:

                Принципы отбора деталей и их функции:

  1. Деталь как средство индивидуализации (портрет, речь, дом, кабинет).
  2. Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

 Гоголь – мастер художественных описаний (на экране).

  • Гоголь - общепризнанный мастер художественных описаний: в его прозе обилие предметно-бытовых деталей.
  • Детализация - важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • От манеры письма Гоголя пошла традиция, связанная с юмором 20 века.

Заключительное слово учителя.

Новая (более точная) формулировка темы урока: «Деталь как средство создания образов».

Деталь – (от франц.- часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(Сдаются листы самооценки обучающихся учителю).

Условные «отметки» за свои ответы:

  • «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
  • «W» - ответил по просьбе учителя, но ответ правильный;
  • «-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
  • «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
  • «0» - не ответил.
  1. Домашнее задание: Сочинение на тему: «Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г....

Урок литературы в 7 классе. Сотвори в душе добро. (образы праведников в неправедном мире в произведениях А.Платонова, А.Солженицына)

На уроке обсуждается тема праведничества в литературе на примере двух произведений школьной программы....

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Конспект урока литературы в 7 классе "Красота человеческой души" по повести В. Железнякова"Чучело"

Урок, который был дан в рамках районного конкурса "Я в педагогике нашел призванье"...

Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»

Урок литературы Дагестана  в 10 классе."От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" ....