Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

"Стилистические особенности предложений на тпримере художественного текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".  Подробная разработка урока с технологической картой и комментарием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красномаяковская основная общеобразовательная школа»

 Ковровского района

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе в целях реализации коммуникативно – деятельностного подхода в процессе преподавания русского языка и литературы.

Урок разработали:

учителя русского языка и литературы

Челпанова Лидия Геннадьевна,

Маслова Елена Николаевна.

2013г.

Интегрированный урок по русскому языку и литературе:

«Стилистические особенности предложений на примере художественного текста комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»».

Цели урока:

Личностные: Продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: Способствовать развитию творческого потенциала учащихся через совершенствования операций сопоставления, анализа и обобщения.

Предметные: Продолжить формирование системы знаний о стилистике простых и сложных предложений через художественный анализ текста Н.В. Гоголя «Ревизор».

Оборудование урока: проектор, тексты произведений, элементы театральных декораций, музыкальное спровождение.

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время выполнения

  1. Организационный момент. (Вступление).

Настроить учащихся на работу

Приветствие

Здоровается с учениками

Приветствуют учителя

2 мин.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Обеспечение мотивации учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Исторический комментарий в исполнении

преподавателей.

2. Работа в группах: каждой группе раздаются разные тексты из комедии Гоголя

Создаёт проблемную ситуацию. Организует групповую работу с текстом в ходе решения проблемной ситуации.

Проблемный вопрос: Какие приёмы авторского комизма используются в указанных сценах комедии?

Слушают, читают и анализируют текст в ходе групповой работы.

Находят приёмы в текстах. Участвуют в групповой работе по выявлению авторских приёмов комизма. Делают вывод.

10 мин.

  1. Систематизация знаний.

Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению), обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

1.Инсценировка фрагмента комедии, с целью применения авторских приёмов комизма в сценическом действе.

2.Работа с главными образами комедии.

Организует работу в группах, организует обсуждение инсценировки.

Предлагает открыть конверты – помощники («Ремарки», «Цитаты», «Внешность», «Критика»).

Анализируют речь героев из сцен комедии и делают вывод о роли приёмов комического изображения персонажей пьесы.

Обобщают материал по образам Городничего и Хлестакова.

12 мин.

  1. Переходный этап. Комментарий преподавателей.                                                                      5 мин.

  1. Контроль качества усвоения  материала на уроке.

Выявить уровень усвоения материала.

1.Групповая дифференцированная работа по определению стилистических особенностей отрывков.

2. Выполнение тестовых заданий с выборочным ответом.

Организует письменную самостоятельную работу учащихся в группах с последующим обсуждением.

Выполняют задания, участвуют в обсуждении.

25 мин.

  1. Рефлексия

Способствовать формированию рефлексивных умений, развивать способность к самооценке.

Образовательная, организационная и личностная рефлексия.

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Принимают участие в рефлексии.

3 мин.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Создать условия необходимые для успешного выполнения домашнего задания

Вариативное домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение по тексту выступлений Городничего и Хлестакова (по выбору). Объём сочинений: 8 класс – от 50 слов; 9 класс не менее 70 слов.

Оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки, проводит инструктаж по выполнению дом. задания.

Записывают дом. задание, участвуют в обсуждении вопросов, связанных с выполнением дом. задания.

1-2 мин.

Ход урока:

(На экране изображение театра и крупным шрифтом дата. Звучит музыка, появляются шумовые эффекты).

Начинают преподаватели:

1.«Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади у Александрийского театра в Петербурге.Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать. В этот вечер театр впервые давал комедию Гоголя «Ревизор».

Показывается слайд (афиша) 

Автор был в театре. Задумчиво глядя поверх мундиров и орденов, он припоминал переводные пьесы - безделушки с выдуманными характерами и страстями, которые так нравились публике.

В одной из статей Гоголь писал: «Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам!»

Гоголь мечтал об искусстве, которое волнует, исторгает слезы, клеймит публично «прячущийся порок».

Гоголь писал: «В «Ревизоре» я стремился собрать в одну кучу все дурное в России и одним разом посмеяться над всем».

 

 

    2. Но… после постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров, превративших комедию в фарс и не донёсших до зрителя остроту гоголевского смеха. Это и расстроило писателя, ведь герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок”, беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Комедия

Комизм  

Приёмы авторского комизма

(Ремарки, движение, поведение, костюмы, речь)

Комментарий:В основе любой комедии лежит комизм, который не возможен без авторских приёмов. Гоголь блестяще использовал эти приёмы.  Давайте вспомним, что более всего показалось вам смешным при чтении комедии или просмотре спектакля?  (Ответы ребят).

1.И  сейчас мы предлагаем вам найти авторские приёмы комизма в некоторых сценах комедии.

Работа с текстом (сцены из комедии: действие второе, явление восьмое Городничий и Хлестаков (первая встреча); действие 3, явление 5 после обеда в богоугодном заведении; действие 4, явление 7 и 8  любовные игры Хлестакова).

Проверка задания.

Инсценирование первой сцены. (Назаров М., Чернышов М.)

Комментарий: На примере прочитанных сцен комедии и сыгранной ребятами, мы убедились в важности приёмов авторского комизма, позволяющих донести до зрителя глубину образа.

2.А теперь попробуем выразить своё мнение о главных героях комедии на основе вашего читательского восприятия, зрительского впечатления и актёрского воплощения.(Задания в конвертах).

Преподаватели:

1.Комедия прочитана,роли сыграны и, наверное, пришло время обратиться к финалу пьесы. Вы помните, какой сценой она заканчивается?

2.Немая сцена символизирует собой… (На экране по замыслу Гоголяпарад…)

Выходит Городничий с выступлением в свою защиту (потом Хлестаков).

Ребята, вы прослушали защитную речь героев комедии. А теперь мы бы хотели предложить вам небольшую работу с текстами этих выступлений:

1 группа: ищет признаки разговорной речи.

2 группа: ищет признаки публицистики;

3 группа: ищет признаки и средства художественного стиля.

1.Комментарий: 1 вариант. Ребята, вы рассмотрели стилистические особенности предложений на примере данных текстов, а теперь нам бы хотелось предложить вам выполнить задания к тексту с выборочным ответом.Оно важно, так как…(Проблема? -  Дискуссия).

2 вариант.Ребята, вы рассмотрели стилистические особенности предложений на примере данных текстов, и пришло время для домашнего задания.

Рефлексия:_______________________________________________________

Д.З. Написать сочинение – рассуждение (объём: 8 класс – от 50 слов; 9 класс не менее 70 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

Подробная методическая разработка урока с технологической картой и комментарием...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Разработка интегрированного урока по английскому языку и литературе для 8 класса по теме: "Остров сокровищ"

Цели урока:совершенствование умений говорить по теме в монологической и диалогической речи;совершенствование умения аудирования;развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать сам...

Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс

Игра- конкурс  не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...