технологическая карта
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Функ Светлана Владимировна

технологическая карта урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_pushkin.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 3города Заринска Функ Светлана Владимировна

Класс: 7 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы Урок внеклассного чтения А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Тема

Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели

Образовательные:

Обобщать  знания ,полученные в процессе изучения повести. Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Выявить ключевые идеи в повести,показать актуальность этих идей сегодня.

Уметь оценивать поступки людей.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Нравственность ,тема «маленького человека»

Межпредметные связи

История ,обществознание,икн

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

,методическое пособие для учителя «Литература 6класс»Г.Ф.Савченкова

- учебник литературы,презентация к уроку,музыка И.Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» романс «Яехал к вам»

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

Составляют кластер ,обонуя свое мнение

Организует ответы на воросы.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

-вспомнить повести И Белкина,когда и в какой последовательности записаны,и опубликованы? Составление кластера о истории создания повестей Белкина

-проверка задания с помощью слайда №1

Проблемный вопрос: «Какие нравственные проблемы ставит А.С.Пушкин в «Станционном смотрителе»?

Уметь совместноокунуться время пушкинского творения(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Формулировка темы урока, постановка цели

(2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

- Какая тема нашего урока? (.)

- Какую цель ставим? (.)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового (10 мин)

Цель:

- организовать формирование знаний о нравственности

 

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ(прием «тонкие-толстые»вопросы

Отвечают на вопросы.

Работа с толковым словарем,находят определение понятию

Ученики делают  сообщения на заранее заданную тему,о дорожном быте пушкинских времен,обязанности станционного смториттеля

Организует формирование зн

ний  о нравственности

Работа со словарем

-что такое нравственность?

-какие духовные качества можно извлечь из двух повестей Пушкина? (Дубровский,стан.смотритель)

О какой любви?(Чувство любви смягчило сердце Дубровсого,он преодолел чувство мести).на примере «станционного смотрителя»определим еще какой нравственный урок можно извлечь

Знать содержание текстов,обобщить знания ,полученные в процессе изучения повести

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

 (22 мин)

Цели:

-  организовать закрепление знаний содержания повести,умения анализироватьд данное произведение

Работают в группе.

1 группа –разбор эпиграфа

-2 группа –кто такие станционные смотрители в России,их обязанности

. Организует групповую работу.

Составить план сообщения групп

-смотреть слайд №2-3

Уметь делать выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

А

нализ произведения

Работа с учебником

Введение библейскогомотива

Сообщение ученика»Притча Евапгельская о блудном сыне»Просмотр репродукции картины рембранда «Возвращение блудного сына»

Актуальность темы:современность                    

Отвечают на вопросы,ищут по тесту ,аргументируют ответ цитатами из текста

Чтение отрывка

Слушают сообщение,соотнося с картиной

Читают ,осмысливают запись на доске

Организует фронтальную проверку.

Организует самст раб уч-ся

-Почему Дуня уехала от отца?

-почему она не смогла вернуться?

-Кто считает ,что Дуня виновата?кто-Самсон Вырин?

-слушем музыку К кинофильму (что в этой мелодии?(грусть,тоска,любовь,молодость)

-презентация Табель о рангах 1722года,установленный Петром1,наблюдение чина Самсона и Минкого

-тема «маленького человеко»

Каким видел Самсона при первой встрече?

-

-найти строчки,где отец сам любовался дочерью

-2 встреча с Самсоном

-Мог Самсон предполагать,что родная дочь его бросит?

-слушание притчи о блудном сыне,просмотр картины Рембранда «возвращение блудного сына»

-можно провести паралель(заполнение таблицы)

Блудный сын

Дуня

-добровольно               -тайно увозит Уходит,

Отец  не ищет

                                  -богатый дом

                                     -боится встречи

                                    -чувствует вину

                                   -примерение с      

-разгульный образ   отцом не возможно

Жизни

Отец радостно

Встречает.рад

Любому приезду

Нищий ,голодный

-сын раскаивается

-Какую заповедь нарушила Дуня(почитай отца твоегои мать свою и будешь долголетен на земле.5 ЗАПОВЕДЬ)

-о чем заставляет думать эта повесть?

-сопоставление двух религий,в мусульманской религии есть ли такие заповеди?(Для изучения дети сходили в мечеть,собрали материал,заслушиваем их ,читают хадисы из Корана)

_составление синквейна(правило-подсказка записана на доске)на образ дочери_

Дуня

Молодая,провинциальная

Помогает,влюбляется,убегает

Жестоко поступила с отцом

Опоздала;

Дочь

Юная,хорошенькая

Любит,покидает,страдает

Променяла отца на роскошь

неблагодарная

-

Запись»пожилых-6000 человек.Дома престарелых  в Мари-Туреке-2,в РМЭ-15.В Мари-Турекском доме ветеранов проживает_92,в РМЭ-266 человек  

Чтение  учителем притчу «больная мать»

Провести анализ и синтез текста

Сравнительная нарактеристика героя

ОСМЫСЛЕНИЕ

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 

Пробудить чувство ответственности за поступки(личностные УУД0

На основе наблюдений выявить ключевые идеи повести,показать актуальность этих идей и сегодня (предметные ууд,познавательные ууд)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Заполняют бланк самооценки

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

-какой нравственный урок извлекли ?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»мне было трудно понять,».урок понравился,потому….». «я усвоил….»

Яоцениваю свои знания…..потомучто…

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...