Поэзия сердца (урок по любовной лирике Ф.И.Тютчева)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Методическая разработка урока по литературе 19 века (10 класс) с использованием мультимедийной презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_serdtsa.docx36.75 КБ
Office presentation icon tyutchev.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Липовская средняя (полная)общеобразовательнаяшкола

имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина»

ПОЭЗИЯ СЕРДЦА

(урок по любовной лирике  Ф.И.Тютчева)

                                                Учитель русского языка и литературы

                                                            Воробьева Валентина Анатольевна

2012

Тема: Поэзия сердца.

Цели:  расширить представление учащихся о любовной лирике поэта, о богатстве ее выразительных средств, о своеобразии поэтического дарования поэта;

 попытаться раскрыть и понять сложность человеческих чувств, которые побуждают быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее относиться к чувствам других;

Оборудование:

выставка книг (сборники стихов Пушкина, Лермонтова,

 Фета, Тютчева);

  свечи;

 музыка Свиридова;

 презентация (1-15 сл.)

                                Эпиграфы к уроку:

                                             Зачем же ты в душе неистребима

                                                   Мечта любви, не знающей конца...

                                                                                                  Н.А.Некрасов.

       

                                            «Поэзия сердца имеет такие же права,

                                            как и поэзия мысли...»

                                            (Чернышевский в письме Н.А.Некрасову)
     

                                              Любовь, любовь – гласит преданье –

                                              Союз души с душой родной –

                                              Их съединенье, сочетанье,

                                              И роковое их слиянье,

                                              И... поединок роковой...

                                                                                  Ф.И.Тютчев.

Звучит музыка Свиридова к кинофильму «Метель»

Учитель:  От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься, когда читаешь стихи Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

       В томленьях грусти безнадежной,

       В тревогах шумной суеты

       Звучал мне долго голос нежный

 И снились милые черты...

Или же другое его стихотворение, каждая строчка которого пропитана теплой нежностью, доброй грустью.

Ученик читает наизусть стихотворение «Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Учитель.

- Слушаешь эти строки и ощущаешь пушкинскую светлую радость и светлую печаль.

  А вот как пишет о любви М.Ю.Лермонтов.

Ученики читают:

  1. Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

 Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Ты не коварна, как змея,

Лишь часто новым впечатленьям

Душа вверяется твоя...

  1. Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком много видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Учитель:

- Эти стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. И мы чувствуем в них душевный надрыв поэта, едкую горечь неразделенной любви.

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Наталья Иванова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

(слайд № 2)

На своем жизненном пути Федор Иванович Тютчев встретил несколько женщин, которых любил. Для него главным были жизнь сердца, поэзия сердца, жизнь чувства.

 «А поэзия сердца, - по словам Чернышевского, - имеет такие же права, как и поэзия мысли».

(слайд № 3)

Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли, поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей «наперекор и людям, и судьбе».

Поэт испытывал постоянную жажду любви. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом – Елена Александровна Денисьева.

Сегодня мы будем говорить (слайд № 4) о поэзии сердца, попытаемся раскрыть и понять сложность человеческих чувств, которые побуждают быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее относиться к чувствам других. Поможет нам в этом Федор Иванович Тютчев.

Своеобразие любовной лирики Тютчева в том, что любовь изображается как чувство сложное, противоречивое. Не всегда между героями стихотворений царит согласие, взаимопонимание.

Часто, очень часто по тем или иным причинам между героями возникают конфликты, идет борьба, непрекращающийся поединок, «поединок роковой»: (слайд № 5)

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И ... поединок роковой...

Звучит романс «Я встретил вас...»

- Кто же она Елена Александровна Денисьева?

Рассказ ученика   (слайд № 6)

Елене Александровне 24 года. Бедна, но родовита. Сирота, живет с теткой. А тетка-инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева. Озабоченная судьбою племянницы, тетка возит ее по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает «счастливой наружностью», умна и прелестна, эмоциональна и энергична, весела – словом, счастлив будет тот молодой человек, которого она одарит своим вниманием.

Молодым человеком оказывается 47-летний дипломат, женатый, отец троих детей, недавно вернувшийся из заграничной службы, растянувшейся на четверть века. Он рано поседел. И ему еще не было и пятидесяти, когда в разговорах его называли «старичком». Поэтической славы у него не было, и о том, что он великий поэт, знало буквально несколько человек – Пушкин, Некрасов, Фет.

Так что никакого ореола, влекущего девичьи неокрепшие сердца, не было.

Вот как о нем вспоминают современники:

«Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, вот он входит в ярко освещенную залу: музыка гремит, бал кружится в полном разгаре... Старичок пробирается нетвердой поступью близ стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадет из его рук. Он ни на чем и ни на ком не остановился, как будто б не нашел, на что бы нужно обратить внимание...  К нему подходит кто-то и заводит разговор... он отвечает отрывисто, сквозь зубы... смотрит рассеянно по сторонам. Кажется, ему уж стало скучно.

        Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задело за живое, он оживляется, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящая импровизация... Вот он роняет, сам не примечая того, несколько выражений, запечатленных особенною  силой ума, несколько острот едких, но благополучных, которые тут же подслушиваются соседями, передаются шепотом по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым, как дорогой гостинец: «Тютчев вот что сказал вчера на бале...»

        Да уж, какой там седенький старичок! – Лев в силе и мощи, лев ума и проницательности. И Денисьева увидела, поняла, влюбилась, дотла сожгла все мосты...

        Связь длилась вплоть до смерти Денисьевой. Собственно, это была вторая семья Тютчева. Это была последняя его любовь.

(слайд № 7)

- Как пишет поэт о своей последней любви?

Ученик читает наизусть стихотворение (слайд № 8)

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 Полнеба обхватила тень,

 Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

 Помедли, помедли, вечерний день,

 Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Учитель:

- Любовь эта была трудной, горькой для обоих. Особенно тяжело было Е.А.Денисьевой. Она,  незаконная жена, не была принята обществом. Вокруг нее сплетни, пересуды, осуждение. Жизнь в такой обстановке, постоянные переживания подорвали здоровье. Она умерла молодой, и было ей тогда 38 лет. Тютчеву она подарила 14 лет жизни, счастья и боли (слайд № 9)

Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть «денисьевским циклом» (слайд № 10)

Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души.

«Денисьевский цикл» - своего рода роман, посвященный переживаниям женщины.

Послушаем стихи и постараемся понять, как складывались отношения двух любивших людей.

Учащиеся читают стихи (слайд № 11)

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески - живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

          (первая половина 1851 года)

«Чему молилась ты с любовью?»

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предана.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, когда б живые крылья

Души, парящей над толпой.

Ее спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!

Вопросы учащимся:

- Что вы можете сказать о композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим»?

-Как развиваются события?

- Между какими силами идет «поединок роковой»?

- Что объединяет это стихотворение со стихотворением «Чему молилась ты с любовью?»?

(Примерные ответы учащихся)

- Федор Иванович так часто думал и писал о «минутах роковых» в жизни человека, что, должно быть, сразу понял: с этой встречей, с этой любовью пришла и его минута роковая, время перекрестья судеб, не сулящие ни минуты покоя, ни гармоничного блаженства, и все же неизбежное, как жизнь и как смерть.

Непроизвольно, с жестокой точностью Тютчев – поэт вел дневник Тютчева – человека, и рождалась на свет одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества. Стихотворение, как повесть, как роман, рассказывающий о любви двух героев. Происходит первая встреча:

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески – живой?

Год не прошел – все опалили,

Выжгли слезы

Горючей влагою своей.

- В центре стихотворения «Чему молилась ты с любовью?» - лирическая героиня, показаны переживания любящего женского сердца. Читаешь эти стихотворения и убеждаешься, что героине противопоставлен лирический герой. Убивает не тот, кто ненавидит или смеется,  тот, кто любит.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была.

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла.

- Но и общество, конечно, играет немалую роль в «поединке роковом», выступая против героини. Звучит мотив «толпы», поправшей самые заветные чувства женщины.

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей...

Мы не видим героя рядом с возлюбленной. Она одна со своими «тайнами и жертвами» предстала перед толпой. А герой не может ни защитить ее, ни разделить ее страданий:

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Ее спасали от насилья,

Бессмертной пошлости людской!

- И все-таки героиня продолжает любить, верит, что и ее любят.

«Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена.

Я стражду, не живу... им, им одним живу я –

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

- На что вы обратили внимание в стихотворении?

Елена Александровна была выше в любви, цельнее, безогляднее. Она не писала стихов, но Федор Иванович помог выразиться ее сердцу, обратившись к самому себе от ее лица. Повествование ведется от имени женщины. Мужчина палач, «нож в руке его дрожит». И в этом стихотворении губит женщину человек, которого она любит, «им одним живу я». А мужчина – палач. «Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу...»

- Что же такое любовь?

- Как пишет об этом Тютчев?

Ученик читает стих. «Предопределение» (слайд №11)

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравных двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

 Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

- Кто победитель, а кто побежденный в этой борьбе двух сердец?

- Любовь – это «поединок роковой». И в этом поединке, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а потому оно неизбежно должно изнывать. Женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди и прежде всего любимый ею человек, но гибнет победительницей, «судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить».

Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Поэт сознавал себя виноватым перед Е.А.Денисьевой за то, что не мог отвечать ей той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким она относилась к нему.

Она любит искренно, пламенно и самоотверженно. Тютчев признает ее нравственное превосходство, считает справедливыми укоры:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою –

И самого себя, краснея, узнаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

Учитель:

 - Есть в этой печальной повести, исполненной до краев и небом, землей, еще одна героиня. Это жена Тютчева  (слайд № 12).  Не у кого-нибудь – у нее – искал Федор Иванович утешения в своем горе (после смерти Елены Александровны), уже не думая о том, каково же ей-то видеть его слезы.

Это она сказала, как бы пресекая все насмешки и злорадства: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина».

Это уже подвиг, подвиг женщины и жены.

Поэт написал ей стихи:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной.

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Федор Иванович вложил листок со стихами в гербарий жены, чтобы она нашла их ненароком. Но так уж получилось, что она не увидела, а он не вспомнил. На 24 года стихи как бы исчезли из бытия. Уже два года прошло после смерти поэта, когда Эрнестина Федоровна случайно наткнулась на них.

(слайд № 13) «Это целое событие в моей безрадостной жизни» - грустно сказала она. А Иван Сергеевич Аксаков добавил: «Каков же был ее сюрприз, ее радость и скорбь при чтении этого замогильного привета, такого привета, такого признания ее подвига жены, ее дела любви... Стон благодарности исторгся из ее груди – понапрасну! Он запоздал».

Тут, кажется, можно и не согласиться с Иваном Сергеевичем. Ничего не бывает понапрасну, тем более такое.

Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных.

Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи же остаются. И каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страданиями, каждая такая строка – памятник известным и вовсе безвестным женщинам, чья любовь и есть эти стихи.

Звучит музыка Свиридова, ученик читает стихотворение

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня...

Тяжело мне, замирают ноги...

Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею –

Улетел последний отблеск дня...

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня...

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Музыкальная пауза

Человек – Тютчев был часто слаб, Тютчев – поэт строил памятник Женщине.

Домашнее задание:

Еще раз обратить внимание учеников на эпиграфы к уроку, зачитать. (Ученики переписывают их себе в тетради). Написать сочинение на тему «Мои размышления о «поэзии сердца», используя любой из эпиграфов.

Итог урока.

Мы познакомились со стихотворениями о любви Федора Ивановича Тютчева. Вспомнили стихи о любви А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Каждый из них продолжает традиции русской любовной лирики, внося в нее что-то новое, свое.

Ф.И.Тютчев не только передал в стихотворениях восторженное чувство юноши, но и поведал о «роковой» страсти в зрелые годы, которая приносит душевные муки и даже гибель.

И хочется надеяться, что чтение стихов поэта обогатит ваш духовный мир, поможет вам понять сложность человеческих чувств, заставит вас быть внимательнее к своим переживаниям и бережнее относиться к чувствам других.

И пусть в ваших сердцах живет неистребимая мечта любви.

Музыкальная пауза

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Липовская средняя (полная) общеобразовательная школа им. Героя советского Союза И.Т.Гришина» ПОЭЗИЯ СЕРДЦА (урок по любовной лирике) Учитель русского языка и литературы Воробьева Валентина Анатольевна

Слайд 2

Федор Иванович Т ю т ч е в

Слайд 3

Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли, поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям, и судьбе ” .

Слайд 4

ПОЭЗИЯ СЕРДЦА

Слайд 5

Елена Александровна Денисьева "последняя любовь" Тютчева История этой любви запечатлена в цикле стихотворений, составляющем вершину интимной лирики Тютчева ("О, как убийственно мы любим...", "О, не тревожь меня укорой справедливой...", "Предопределение", "Я очи знал, — о, эти очи...", "Последняя любовь" и др.).

Слайд 6

В 1850 начинается сближение Тютчева с Денисьевой. Она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего света петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.

Слайд 7

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность .

Слайд 8

Не раз ты слышала признанье: "Не стою я любви твоей". Пускай мое она созданье - Но как я беден перед ней… Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе… Когда, порой, так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой. Где спит она - твое рожденье - Твой безымянный херувим, - Пойми ж и ты мое смиренье Пред сердцем любящим твоим.

Слайд 9

Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х «Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви к Елене Денисьевой. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во-первых, Тютчев был женат, во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались

Слайд 10

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Слайд 11

Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И ... поединок роковой...

Слайд 12

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты, мое земное провиденье. Эрнестина Пфеффель

Слайд 13

«Это целое событие в моей безрадостной жизни» - грустно сказала она. А Иван Сергеевич Аксаков добавил: «Каков же был ее сюрприз, ее радость и скорбь при чтении этого замогильного привета, такого привета, такого признания ее подвига жены, ее дела любви... Стон благодарности исторгся из ее груди – понапрасну! Он запоздал».

Слайд 14

«...О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- этими словами Ивана Сергеевича Тургенева мы заканчиваем наш разговор о русском поэте, чьё высокое художественное мастерство и глубокая философская мысль ставят его в ряд великанов русской классической литературы».

Слайд 15

Источники иллюстраций и текстовой информации 1.images.yandex.ru/yandsearch 2.mali.ru 3.wikipedia.org 4.kostyor.ru . 5. forstudents.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"

"Жизни блаженство в одной лишь любви..." (И.В.Гете). Урок-семинар с элементами исследования. Чем до сих пор привлекают современников стихи Тютчева? Урок призван ответить на этот вопрос, учит правильно...

"Поэзия сердца" Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

Урок литературы в 11 классе по творчеству Ф.И.Тютчева....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Открытый урок по литературе "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Открытый урок по литературе "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...

Конспект урока "Твой милый образ, незабвенный... История одной любви. (тема "Любовная лирика Ф.И.Тютчева")

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Я встретил Вас" - жемчужина русской любовной лирики. Этому стихотворению стоит уделить особе внимание пр изучении лирики Тютчева....

План открытого урока по литературе "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"

Методическая разработка открытого урока по литературе расширяет познавательный мир студентов, раскрывает малоизвестные страницы творчества поэта. Разнообразные формы и методы, используемые на уроке ра...