"Поэзия сердца" Любовная лирика Ф.И.Тютчева.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе по творчеству Ф.И.Тютчева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_serdtsa_avtosohranennyy.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Поэзия сердца»

( любовная лирика Ф. И.Тютчева)

 Цели урока:

 Обучающая:

 · Расширить знания учащихся о личной жизни поэта, показать роль женщин в творчестве Ф. И. Тютчева.

 · Вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

 Развивающая:

· Приобщение учащихся к миру искусства.

 · Развитие воображения, фантазии в процессе выразительного чтения стихотворений и их анализ.

 · Развитие навыков устной речи, навыков общения, выразительного чтения.

 Воспитывающая:

 · Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии.

 · Интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.

 Вид урока: урок получения новых знаний

 Тип урока:  урок-композиция с элементами анализа поэтического текста.

Эпиграф:                                            

Зачем же ты в душе неистребима

                                                   Мечта любви, не знающей конца...

                                                                                                  Н.А.Некрасов.

                                             

Союз души с душой родной –

                                              Их съединенье, сочетанье,

                                              И роковое их слиянье,

                                              И... поединок роковой...

                                                                                  Ф.И.Тютчев.

                                                                                           Жизни блаженство в одной лишь любви …

 Ф. И. Тютчев

 Оборудование:

 1. Сборники стихотворений Ф. И. Тютчева.

 2. Презентация «Ф. И.Тютчев. Поэзия сердца … .»

 3. Справочный материал на столах учащихся.

 4. На доске:

 понятия (любовь, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, повтор)

ХОД УРОКА:

 

  1. Организационный момент. Звучит музыка Свиридова к кинофильму «Метель»

1 слайд

Учитель:  От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься, когда читаешь стихи Пушкина:           Слайд №2

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

       В томленьях грусти безнадежной,

       В тревогах шумной суеты

       Звучал мне долго голос нежный

 И снились милые черты...

Или же другое его стихотворение, каждая строчка которого пропитана теплой нежностью, доброй грустью.

Ученик читает наизусть стихотворение «Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Учитель.

- Слушаешь эти строки и ощущаешь пушкинскую светлую радость и светлую печаль.

  А вот как пишет о любви М.Ю.Лермонтов.

3 слайд

Ученики читают:

1.        Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

 Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Ты не коварна, как змея,

Лишь часто новым впечатленьям

Душа вверяется твоя...

2.        Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком много видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Учитель:

- Эти стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. И мы чувствуем в них душевный надрыв поэта, едкую горечь неразделенной любви.

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Наталья Иванова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

Отрывки из стихотворений Ф. И. Тютчева.

3 слайд

 Как неразгаданная тайна,

 Живая прелесть дышит в ней –

 Мы смотрим с трепетом тревожным

 На тихий свет её очей.

 Земное ль в ней очарованье,

 Иль неземная благодать?

 Душа хотела б ей молиться,

 А сердце рвётся обожать.

***

 Перед любовию твоей

 Мне больно вспомнить о себе

 Стою, молчу, благоговею

 И поклоняюся тебе …

 

***

 Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,

 Душою чистой иль греховной

 Ты вдруг почувствуешь живей,

 Что есть мир лучший, мир духовный.

 

2. Беседа с учащимися:

 - Ребята, что объединяет эти стихотворения?

 (Эти стихотворения объединяет тема любви, все они о любви)

 

Приём словесной ассоциации.

4 слайд

- Ребята, а в вашем понимании, что такое ЛЮБОВЬ?

 - Подберите слова, которые отражают ваше мнение об этом прекрасном чувстве.

 

Л

 Ю

 Б

 О

 В

 Ь

 (Заполняется учителем в ходе беседы с учащимися)

 Сообщение темы, цели урока.

5 слайд 

Сегодня мы будем говорить о поэзии сердца, попытаемся раскрыть и понять сложность человеческих чувств, которые побуждают быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее относиться к чувствам других. Поможет нам в этом Федор Иванович Тютчев.

Своеобразие любовной лирики Тютчева в том, что любовь изображается как чувство сложное, противоречивое. Не всегда между героями стихотворений царит согласие, взаимопонимание.

- Эпиграф урока: Жизни блаженство в одной лишь любви …

 - Тютчеву в момент написания этой строки было 67 лет! И фраза эта в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. Этот человек обладал редчайшим даром – даром любить и способностью переплавлять свои любовные потрясения в прекраснейшие стихи.

 - Тема урока: Поэзия сердца. Слайд№6

 Хочется надеяться, что наш урок приблизит вас к постижению любовной лирики Тютчева. И хотелось бы, чтобы в конце урока каждый из вас смог ответить на вопрос: «Какой предстаёт любовь в лирике Ф. И. Тютчева?», «Чем она была для поэта?»

 2. Запись темы, эпиграфа (Слайд №7)

 - Тютчев в своём сердце воздвиг великолепный поэтический храм своему божеству – женщине. Кто же были они, эти Прекрасные Дамы, породившие лирику необыкновенной силы и глубины. Перед вами копии портретов женщин: А. Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них, мы узнаем, если мысленно перенесёмся в далёкий для нас 19 век…

 Историческая справка (читают учащиеся).

 - Амалия Лерхенфельд (слайд №8) включить музыку

 Как же это было …

 (Читает ученик).

 Бал. Мюнхен. (1823 год). Тютчев увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюблённым…

 Звали её Амалия. Тогда, в первую встречу с Тютчевым, Амалии было всего … 14 лет. Молодые люди понравились друг другу. «Я помню время золотое».

 Шли годы… И вдруг новая встреча с Амалией, и снова – признание в стихах. Свою любовь к ней Тютчев пронёс через всю свою жизнь.

Ведущий: В 1873 г. поэт тяжело заболел, он уже не вставал с постели. 31 марта произошло чудо: вдруг перед собой Федор Иванович увидел Амалию Максимилиановну. Да, ту «прекрасную Амалию,  которую он так нежно любил,  которая потеряла своего первого мужа, вторично вышла замуж, которая стала пожилой дамой, но все еще сохранила обаяние и привлекательность. Лицо больного просветлело, на глазах появились слезы. Он долго молчал: слова от волнения не приходили. А на следующий день Федор Иванович написал несколько слов дочери Дарье:

 «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

 Поэт посвятил Амалии стихотворения: «Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Я встретил Вас …».

Ведущий: Их предпоследняя встреча произошла тремя годами раньше, когда и Тютчев, и графиня с мужем отдыхали в Карлсбаде. Эта радостная встреча вдохновила поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений, которое позже было положено на музыку, и родился чудесный романс.

Живет эта музыка, живет бессмертная поэзия Тютчева, живет и торжествует любовь, полная весны, тепла, надежды.

Звучит романс «Я встретил Вас…»

- Эту женщину обессмертило признание, обращённое к ней (10 лет после её смерти):

 Твой милый образ незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

 Как ночью на небе звезда …

 - Эти строчки посвящены Элеоноре Петерсон. (Читает ученик).Слайд 9

 В 1826 году Фёдор Иванович встречает Элеонору Петерсон, покорившую его своей красотой, живостью ума и силой любви. И хотя она — вдова, у нее четверо детей, но их роман свеж и страстен. Сказать, что Элеонора любила Тютчева – ничего не сказать, она его боготворила.

 На долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание – Элеонора пережила пожар на корабле, где оказалась с 3 детьми. Стресс, пережитый во время катастрофы, подорвал здоровье Элеоноры, и вскоре она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь.

 Звучит стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…» Читает ученик.

- Эрнестина Дернберг (Читает ученик) (слайд №10)

 Причуды судьбы определили, что именно новое чувство и ответная любовь Эрнестины помогла Тютчеву пережить боль утраты. Она стала нежной матерью осиротевшим дочерям Фёдора Ивановича и вскоре, как он сказал, «моя коллекция барышень обогатилась ещё девочкой» - родилась дочь Мария. А затем и сыновья – Дмитрий и Иван.

Ученица:- Одно из стихотворений, которое  Поэт посвятил Эрнестине. «Люблю глаза твои, мой друг»

Люблю глаза  твои, мой  друг,

С игрой  их  пламенно-чудесной,

Когда их  приподымешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг...

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В  минуты  страстного  лобзанья,

И сквозь опущенных  ресниц

Угрюмый,  тусклый огнь желанья.

 - А эта женщина стала большой Любовью и Музой поэта. Елена Александровна Денисьева. (слайд №11). Ей Тютчев посвятил целый цикл стихотворений о любви, который так и был назван «Денисьевский цикл». «Денисьевский цикл» - своего рода роман, посвященный переживаниям женщины. (Читает ученик).

 Елена Денисьева принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тётушки. А тетка-инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева. Озабоченная судьбою племянницы, тетка возит ее по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает «счастливой наружностью», умна и прелестна, эмоциональна и энергична, весела – словом, счастлив будет тот молодой человек, которого она одарит своим вниманием.

Лёле Денисьевой было двадцать лет, Тютчеву – сорок семь, когда поэт впервые увидел её. Об их бурном романе вскоре заговорил весь Петербург. Елена Александровна прекрасно понимала, что её ждёт впереди. Она знала, что Фёдор Иванович никогда не оставит жену, а ей не сможет обеспечить достойное содержание. От неё отвернётся свет и их дети будут незаконнорождёнными. Но чувство оказалось сильнее доводов разума…

        Слайд №12 Связь длилась вплоть до смерти Денисьевой. Собственно, это была вторая семья Тютчева. Это была последняя его любовь.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 Полнеба обхватила тень,

 Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

 Помедли, помедли, вечерний день,

 Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

 - Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. С полным правом о каждой из них можно сказать: «Любила ты, и так как ты любить, нет, никому ещё не удавалось».

- А теперь давайте посмотрим, какой же представляется любовь в стихотворениях Тютчева.

Какие средства выразительности помогли поэту показать это прекрасное чувство?

Слово ребятам. (работа в группах)

 

3. Анализ стихотворений: «Я очи знал, - о, эти очи!», «Последняя любовь», «Предопределение».

Слайд 13-15

«Я очи знал, - о, эти очи!»                                 «Последняя любовь»

Горе, страсти глубина,                          Блаженство, нежность, безнадежность,

роковое страдание, волнение,                               последняя любовь, заря вечерняя,

чудные мгновения, волшебная,                        прощальный свет, суеверная, очарование

страстная ночь

  «Предопределение» 

Ученик читает стих. «Предопределение»

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравных двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

 Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

- Кто победитель, а кто побежденный в этой борьбе двух сердец?

- Любовь – это «поединок роковой». И в этом поединке, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а потому оно неизбежно должно изнывать. Женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди и прежде всего любимый ею человек, но гибнет победительницей, «судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить».

 Союз души с душой родной, роковое слияние, поединок роковой, борьба неравная двух сердец

 (Работа на доске)

- Итак, что значит ЛЮБОВЬ по Тютчеву, какова формула любви в стихотворениях поэта?

 ЛЮБОВЬ = счастье +страдание = слайд 16

 - Но эта формула не закончена. Назовите главное слово в названии темы урока?

 Сердце.

 Что такое сердце?

 - Это ЖИЗНЬ.

 - Жить по Тютчеву – ЛЮБИТЬ.

 - Итак, что отразила любовная лирика Тютчева? Что такое любовь в представлении Тютчева? Чем она была для поэта?

 ЛЮБОВЬ = счастье + страдание = ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ

 (Это блаженство и безнадёжность, это жизнь, радость, это счастье, нежность, это страдание, слёзы, скорбь).

 - А теперь составьте свою формулу любви.

 - Совпадает ли ваша формула любви с формулой Ф. И. Тютчева?

 III. Подведение итогов урока. Слайд 17

 - Конечно, можно по-разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт вне осуждения. Оправдание для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любимым такими женщинами.

- А. С. Пушкин остался равнодушен к стихотворениям Тютчева, но впоследствии напечатал их в «Современнике». Белинский ставил произведения Тютчева в ряд третьеразрядных стихов. Л. Н. Толстой сказал, что без Т. «нельзя жить». Кто, по-вашему, прав? .

 - Почему нельзя жить без Тютчева?

 - Современны ли стихи Фёдора Ивановича?

 (Размышления ребят).

Слайд№18   Вывод учителя: Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несёт ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это Борьба, в ней есть победитель и побеждённый. Главное, что увидел и высоко оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, её способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу.

 - Я хотела, чтобы каждый из вас встретил в своей жизни человека, которому, как и Тютчев вы могли бы сказать:

 Я встретил вас – и всё былое

 В отжившем сердце ожило;

 Я вспомнил время золотое –

 И сердцу стало так тепло …

- Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть на взаимоотношения с друзьями, задумать об истинном значении любви в жизни человека.

Домашнее задание. Ещё раз перечитайте любовную лирику Фёдора Ивановича. Из строк о любви поэта создайте венок Тютчеву-поэту и человеку.

. О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

МБОУ «Липовская средняя (полная)общеобразовательнаяшкола

имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина»

ПОЭЗИЯ СЕРДЦА

(урок по любовной лирике  Ф.И.Тютчева)

                                                Учитель русского языка и литературы

                                                            Воробьева Валентина Анатольевна

2012

Тема: Поэзия сердца.

Цели:  расширить представление учащихся о любовной лирике поэта, о богатстве ее выразительных средств, о своеобразии поэтического дарования поэта;

 попытаться раскрыть и понять сложность человеческих чувств, которые побуждают быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее относиться к чувствам других;

Оборудование:

выставка книг (сборники стихов Пушкина, Лермонтова,

 Фета, Тютчева);

  свечи;

 музыка Свиридова;

 презентация (1-15 сл.)

                                Эпиграфы к уроку:

                                             Зачем же ты в душе неистребима

                                                   Мечта любви, не знающей конца...

                                                                                                  Н.А.Некрасов.

       

                                            «Поэзия сердца имеет такие же права,

                                            как и поэзия мысли...»

                                            (Чернышевский в письме Н.А.Некрасову)

       

                                              Любовь, любовь – гласит преданье –

                                              Союз души с душой родной –

                                              Их съединенье, сочетанье,

                                              И роковое их слиянье,

                                              И... поединок роковой...

                                                                                  Ф.И.Тютчев.

Звучит музыка Свиридова к кинофильму «Метель»

Учитель:  От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься, когда читаешь стихи Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

       В томленьях грусти безнадежной,

       В тревогах шумной суеты

       Звучал мне долго голос нежный

 И снились милые черты...

Или же другое его стихотворение, каждая строчка которого пропитана теплой нежностью, доброй грустью.

Ученик читает наизусть стихотворение «Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Учитель.

- Слушаешь эти строки и ощущаешь пушкинскую светлую радость и светлую печаль.

  А вот как пишет о любви М.Ю.Лермонтов.

Ученики читают:

1.        Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

 Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Ты не коварна, как змея,

Лишь часто новым впечатленьям

Душа вверяется твоя...

2.        Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком много видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Учитель:

- Эти стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. И мы чувствуем в них душевный надрыв поэта, едкую горечь неразделенной любви.

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Наталья Иванова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

(слайд № 2)

На своем жизненном пути Федор Иванович Тютчев встретил несколько женщин, которых любил. Для него главным были жизнь сердца, поэзия сердца, жизнь чувства.

 «А поэзия сердца, - по словам Чернышевского, - имеет такие же права, как и поэзия мысли».

(слайд № 3)

Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли, поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей «наперекор и людям, и судьбе».

Поэт испытывал постоянную жажду любви. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом – Елена Александровна Денисьева.

Сегодня мы будем говорить (слайд № 4) о поэзии сердца, попытаемся раскрыть и понять сложность человеческих чувств, которые побуждают быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее относиться к чувствам других. Поможет нам в этом Федор Иванович Тютчев.

Своеобразие любовной лирики Тютчева в том, что любовь изображается как чувство сложное, противоречивое. Не всегда между героями стихотворений царит согласие, взаимопонимание.

Часто, очень часто по тем или иным причинам между героями возникают конфликты, идет борьба, непрекращающийся поединок, «поединок роковой»: (слайд № 5)

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И ... поединок роковой...

Звучит романс «Я встретил вас...»

- Кто же она Елена Александровна Денисьева?

Рассказ ученика   (слайд № 6)

Елене Александровне 24 года. Бедна, но родовита. Сирота, живет с теткой. А тетка-инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева. Озабоченная судьбою племянницы, тетка возит ее по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает «счастливой наружностью», умна и прелестна, эмоциональна и энергична, весела – словом, счастлив будет тот молодой человек, которого она одарит своим вниманием.

Молодым человеком оказывается 47-летний дипломат, женатый, отец троих детей, недавно вернувшийся из заграничной службы, растянувшейся на четверть века. Он рано поседел. И ему еще не было и пятидесяти, когда в разговорах его называли «старичком». Поэтической славы у него не было, и о том, что он великий поэт, знало буквально несколько человек – Пушкин, Некрасов, Фет.

Так что никакого ореола, влекущего девичьи неокрепшие сердца, не было.

Вот как о нем вспоминают современники:

«Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, вот он входит в ярко освещенную залу: музыка гремит, бал кружится в полном разгаре... Старичок пробирается нетвердой поступью близ стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадет из его рук. Он ни на чем и ни на ком не остановился, как будто б не нашел, на что бы нужно обратить внимание...  К нему подходит кто-то и заводит разговор... он отвечает отрывисто, сквозь зубы... смотрит рассеянно по сторонам. Кажется, ему уж стало скучно.

        Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задело за живое, он оживляется, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящая импровизация... Вот он роняет, сам не примечая того, несколько выражений, запечатленных особенною  силой ума, несколько острот едких, но благополучных, которые тут же подслушиваются соседями, передаются шепотом по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым, как дорогой гостинец: «Тютчев вот что сказал вчера на бале...»

        Да уж, какой там седенький старичок! – Лев в силе и мощи, лев ума и проницательности. И Денисьева увидела, поняла, влюбилась, дотла сожгла все мосты...

        Связь длилась вплоть до смерти Денисьевой. Собственно, это была вторая семья Тютчева. Это была последняя его любовь.

(слайд № 7)

- Как пишет поэт о своей последней любви?

Ученик читает наизусть стихотворение (слайд № 8)

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 Полнеба обхватила тень,

 Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

 Помедли, помедли, вечерний день,

 Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Учитель:

- Любовь эта была трудной, горькой для обоих. Особенно тяжело было Е.А.Денисьевой. Она,  незаконная жена, не была принята обществом. Вокруг нее сплетни, пересуды, осуждение. Жизнь в такой обстановке, постоянные переживания подорвали здоровье. Она умерла молодой, и было ей тогда 38 лет. Тютчеву она подарила 14 лет жизни, счастья и боли (слайд № 9)

Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть «денисьевским циклом» (слайд № 10)

Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души.

«Денисьевский цикл» - своего рода роман, посвященный переживаниям женщины.

Послушаем стихи и постараемся понять, как складывались отношения двух любивших людей.

Учащиеся читают стихи (слайд № 11)

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески - живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

          (первая половина 1851 года)

«Чему молилась ты с любовью?»

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предана.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, когда б живые крылья

Души, парящей над толпой.

Ее спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!

Вопросы учащимся:

- Что вы можете сказать о композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим»?

-Как развиваются события?

- Между какими силами идет «поединок роковой»?

- Что объединяет это стихотворение со стихотворением «Чему молилась ты с любовью?»?

(Примерные ответы учащихся)

- Федор Иванович так часто думал и писал о «минутах роковых» в жизни человека, что, должно быть, сразу понял: с этой встречей, с этой любовью пришла и его минута роковая, время перекрестья судеб, не сулящие ни минуты покоя, ни гармоничного блаженства, и все же неизбежное, как жизнь и как смерть.

Непроизвольно, с жестокой точностью Тютчев – поэт вел дневник Тютчева – человека, и рождалась на свет одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества. Стихотворение, как повесть, как роман, рассказывающий о любви двух героев. Происходит первая встреча:

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески – живой?

Год не прошел – все опалили,

Выжгли слезы

Горючей влагою своей.

- В центре стихотворения «Чему молилась ты с любовью?» - лирическая героиня, показаны переживания любящего женского сердца. Читаешь эти стихотворения и убеждаешься, что героине противопоставлен лирический герой. Убивает не тот, кто ненавидит или смеется,  тот, кто любит.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была.

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла.

- Но и общество, конечно, играет немалую роль в «поединке роковом», выступая против героини. Звучит мотив «толпы», поправшей самые заветные чувства женщины.

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей...

Мы не видим героя рядом с возлюбленной. Она одна со своими «тайнами и жертвами» предстала перед толпой. А герой не может ни защитить ее, ни разделить ее страданий:

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Ее спасали от насилья,

Бессмертной пошлости людской!

- И все-таки героиня продолжает любить, верит, что и ее любят.

«Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена.

Я стражду, не живу... им, им одним живу я –

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

- На что вы обратили внимание в стихотворении?

Елена Александровна была выше в любви, цельнее, безогляднее. Она не писала стихов, но Федор Иванович помог выразиться ее сердцу, обратившись к самому себе от ее лица. Повествование ведется от имени женщины. Мужчина палач, «нож в руке его дрожит». И в этом стихотворении губит женщину человек, которого она любит, «им одним живу я». А мужчина – палач. «Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу...»

- Что же такое любовь?

- Как пишет об этом Тютчев?

Ученик читает стих. «Предопределение» (слайд №11)

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравных двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

 Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

- Кто победитель, а кто побежденный в этой борьбе двух сердец?

- Любовь – это «поединок роковой». И в этом поединке, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а потому оно неизбежно должно изнывать. Женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди и прежде всего любимый ею человек, но гибнет победительницей, «судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить».

Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Поэт сознавал себя виноватым перед Е.А.Денисьевой за то, что не мог отвечать ей той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким она относилась к нему.

Она любит искренно, пламенно и самоотверженно. Тютчев признает ее нравственное превосходство, считает справедливыми укоры:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою –

И самого себя, краснея, узнаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

Учитель:

 - Есть в этой печальной повести, исполненной до краев и небом, землей, еще одна героиня. Это жена Тютчева  (слайд № 12).  Не у кого-нибудь – у нее – искал Федор Иванович утешения в своем горе (после смерти Елены Александровны), уже не думая о том, каково же ей-то видеть его слезы.

Это она сказала, как бы пресекая все насмешки и злорадства: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина».

Это уже подвиг, подвиг женщины и жены.

Поэт написал ей стихи:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной.

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Федор Иванович вложил листок со стихами в гербарий жены, чтобы она нашла их ненароком. Но так уж получилось, что она не увидела, а он не вспомнил. На 24 года стихи как бы исчезли из бытия. Уже два года прошло после смерти поэта, когда Эрнестина Федоровна случайно наткнулась на них.

(слайд № 13) «Это целое событие в моей безрадостной жизни» - грустно сказала она. А Иван Сергеевич Аксаков добавил: «Каков же был ее сюрприз, ее радость и скорбь при чтении этого замогильного привета, такого привета, такого признания ее подвига жены, ее дела любви... Стон благодарности исторгся из ее груди – понапрасну! Он запоздал».

Тут, кажется, можно и не согласиться с Иваном Сергеевичем. Ничего не бывает понапрасну, тем более такое.

Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных.

Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи же остаются. И каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страданиями, каждая такая строка – памятник известным и вовсе безвестным женщинам, чья любовь и есть эти стихи.

Звучит музыка Свиридова, ученик читает стихотворение

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня...

Тяжело мне, замирают ноги...

Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею –

Улетел последний отблеск дня...

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня...

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Музыкальная пауза

Человек – Тютчев был часто слаб, Тютчев – поэт строил памятник Женщине.

Домашнее задание:

Еще раз обратить внимание учеников на эпиграфы к уроку, зачитать. (Ученики переписывают их себе в тетради). Написать сочинение на тему «Мои размышления о «поэзии сердца», используя любой из эпиграфов.

Итог урока.

Мы познакомились со стихотворениями о любви Федора Ивановича Тютчева. Вспомнили стихи о любви А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Каждый из них продолжает традиции русской любовной лирики, внося в нее что-то новое, свое.

Ф.И.Тютчев не только передал в стихотворениях восторженное чувство юноши, но и поведал о «роковой» страсти в зрелые годы, которая приносит душевные муки и даже гибель.

И хочется надеяться, что чтение стихов поэта обогатит ваш духовный мир, поможет вам понять сложность человеческих чувств, заставит вас быть внимательнее к своим переживаниям и бережнее относиться к чувствам других.

И пусть в ваших сердцах живет неистребимая мечта любви.

Музыкальная пауза

Итог урока.

Мне дорог тот общенья миг,

 

Который радостно расцвечен,

 

Когда мой каждый ученик

 

Спешить открыться мне навстречу.

 

Когда стихов волшебный мир

 

Любую душу открывает

 

И слово, давний мой кумир,

Над всеми нами воспаряет.

 

Сегодня были вы со мной

 

Такое чуткое внимание.

 

И стал ваш класс совсем родной,

 

Я не прощаюсь. До свидания.

 

Вас за урок благодарю,

 

Вы все таланты, просто гении.

 

И я отныне вас люблю.

 

Спасибо вам за час общения. --------------------------------------------------------------------------------

10 класс. "Поединок роковой" (по творчеству Ф.И.Тютчева)

Презентация

Цели:

- пролистать страницы биографии Ф.И.Тютчева;

- развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

- проанализировать стихотворения о любви;

- помочь учащимся понять многогранность лирики Ф.И.Тютчева.

Оборудование:  

- компьютер с проектором, фонограмма романса на слова Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас»;

- опросный лист-задание, тексты стихотворений Ф.И.Тютчева для работы с пометкой;

- алгоритм работы, пакет материалов для самостоятельной домашней работы;

- выставка книг и рисунков «Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева».

 

Ход урока

I.Организационный этап.

Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к общению.

1 – 5 слайды

1) Музыкальная заставка («Весна» Вивальди из цикла «Времена года»)

2) Слово учителя (выразительное чтение наизусть).

Зима недаром злится,

Прошла её пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё гонит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон. («Зима недаром злится»)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж  весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

 «Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!» («Весенние воды»)

Автор этих стихотворений вам хорошо знаком – Ф.И.Тютчев.  (Портрет Ф.И.Тютчева). Итак, сегодня наш урок посвящен творчеству Ф.И.Тютчева.

6 слайд

II. Мотивация.

1) Показ социально-нравственной значимости изучаемого и актуализация ценностного опыта учащихся.

- Видеофрагмент из кинофильма «Война и мир» («Весна»»)

- Построение ассоциативного ряда. Что приносит  весна?

Весна – жизнь, движение, любовь, радость, обновление.

Ф.И.Тютчев написал много замечательных стихотворений о любви, но это чувство у него всегда связано со страданием.

2) Организация совместной деятельности по уточнению темы и принятию целей урока.

Работа с эпиграфом. Прочитаем эпиграф к уроку - это строки из стихотворения поэта.

                                                                        Любовь, любовь – гласит преданье –

                                                                        Союз души с душой родной –

                                                                        Их съединенье, сочетанье,

                                                                        И роковое их слиянье,

                                                                        И поединок роковой.

                                                                                                            («Предопределение»)

 О чём мы сегодня будем вести разговор на уроке? Выберите фразу или словосочетание, которое отражало бы тему урока. Запись темы урока: «Поединок роковой» («О, как убийственно мы любим»).

Формулировка целей в действиях учащихся.

Для того чтобы понять, почему любовь для Тютчева поединок, необходимо:

- изучить биографию Тютчева;

- подготовить презентацию по творчеству поэта;

- проанализировать стихи о любви.

Индивидуальное сообщение ученика (7 – 9 слайды)

III. Этап изучения нового.

1) Организация внимания, создание условий философского осмысления учащимися изучаемого.

Тема любви стала одной из центральных в лирике Тютчева. Любовная лирика его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

10 слайд

После окончания Московского университета Фёдор Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел.

11 слайд

В 1822 году отправляется с дипломатической миссией в Мюнхен. На одном из светских вечеров молодой Тютчев увидел молодую графиню Амалию Лерхенфельд и был увлечен ею. С годами это чувство перешло во взаимную дружескую привязанность. Среди стихотворений, посланных в Россию в 1835 году было стихотворение, обращённое к самой прекрасной Амалии. В нём поэт вспоминал время своей влюблённости и описывал их поездку на Дунай.

12 слайд

В Мюнхенском обществе, где русский дипломат был известен как блестящий, остроумный и при этом мыслящий в масштабах мировой истории собеседник, почти никто не подозревал о его высшем даровании – поэтическом. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Ботлер, в первом браке Петерсон. Она овдовела в 1825 году, оставшись с 4-мя сыновьями. У Тютчевых родились 3 дочери: Анна, Дарья и Екатерина. Но брак для Элеоноры оказался недолгим и несчастливым. Элеонора пережила сильное нервное потрясение во время пожара на пароходе, на котором вместе с дочерьми в мае 1838 года возвращалась из России в Германию. 9 сентября 1838 года она умерла в Турине, куда к тому времени был переведён её муж. Через 10 лет после кончины Элеоноры в её память поэтом было написано стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний».

13 слайд

В январе на Мюнхенский карнавал приехали из Ратисборна баронесса Эрнестина Фон Дёрнберг, рождённая Фон Пфеффель, и её муж камергер Баварского двора барон Иоганн Фридрих Фон Дёрнберг. Молодая баронесса была очень хороша собой и прекрасно танцевала, так что её приглашали даже на малые балы к королю Людвигу. Много лет спустя она вспоминала об одном роковом бале, на котором её муж почувствовал себя нездоровым, не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать с бала один. Обратившись к русскому дипломату, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Через несколько дней барон Фон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.                                                                О первом, драматическом, периоде отношений Ф.Тютчева и Эрнестины почти ничего не известно. Но осталось поэтическое свидетельство этого романа. Предчувствие любви содержится в стихотворении о пробуждении природы, написанном, вероятно весной 1834 года: «Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит…», метания возлюбленной, резкие перепады отношений, «мятежный жар» страсти запечатлены в стихах 1834 1836 годов: «Из края в край, из града в град судьба, как вихрь людей метёт, и рад ли ты или не рад, не спросит он, вперёд, вперёд!», «И чувства нет в твоих очах, и правды нет в твоих речах…», «Люблю глаза твои, мой друг, с игрой их пламенно-чудесной…». Судьбе угодно было, чтобы Фёдор Тютчев и Эрнестина Дёрнберг не расстались, а соединились навсегда. Через десять месяцев после смерти первой жены Тютчев обвенчался с Эрнестиной. Платой за поспешность, с которой поэт устремился к новому браку, стало крушение его дипломатической карьеры. Осенью 1839 года Тютчев уже как частное лицо поселился в Мюнхене. Здесь в его новой семье родились дочь Мария и сын Дмитрий. Через 5 лет поэт сделал решительный выбор, в котором его поддержала жена, - он покинул Европу и возвратился на Родину, семья поселилась в Петербурге. Жизнь подходила к зениту. Даже служебные дела в Петербурге были налажены.

14 слайд

Но через год (Тютчеву 47 лет) в это устроенное бытие ворвалась «последняя любовь» и по-своему направила судьбы всех участников драмы: Фёдора Тютчева, Эрнестины Тютчевой и Елены Денисьевой. Имя Елены Александровны дало название знаменитому циклу стихов Тютчева. В «Денисьевском цикле» с удивительной психологической точностью и глубиной явлены свойства всепоглощающей любовной страсти, несущей разрушение любящим душам: «блаженство и безнадежность» последней любви.

15 слайд

 2) Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.

16 слайд

Попробуйте сами почувствовать глубину и трагизм любовной лирики Тютчева. Я предлагаю проанализировать стихи, работая в группах (материал с пометкой перед вами) и отдельным учащимся поработать индивидуально. Затем мы всех послушаем и сделаем общие выводы.

                                Алгоритм работы в группе

1.                 Прочитать и подготовить выразительное чтение стихотворения.

2.                  Ответить на поставленные вопросы.

3.                 Обсудить и скорректировать собранную информацию.

4.                 Сделать выводы.

Первая группа.

                                         «Ещё томлюсь тоской желаний»

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой,

И в сумраке воспоминаний

Ещё храню я образ твой.

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

(1848г)

1. Когда написано стихотворение? Какие обстоятельства в жизни поэта связаны с этим стихотворением?

2. На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему?

3. Какое слово поэт употребляет несколько раз? Случайно ли это?

4. Какие эпитеты характеризуют образ любимой? Почему использует именно такое сравнение «как ночью на небе звезда»?

5. Какие чувства выражены в стихотворении?

6. На какой вопрос теста вы можете ответить после анализа стихотворения?

Вторая группа.

                                                 «Она сидела на полу…»

Она сидела на полу

И груду писем разбирала –

И как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала –

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела –

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно-грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

(1858г)

1.История создания стихотворения.

2.Из каких двух частей оно состоит?

3.Какой повторяющийся глагол говорит о монотонности действия и отрешённости героини?

4.Какое сравнение употребляет автор во втором четверостишье? Как это характеризует состояние героини?

5.Во второй части автор передаёт свои чувства и переживания с помощью междометий  и особых по интонации предложений. Каких?

6.Какие наречия передают душевное состояние героя?

Третья группа

«Весь день она лежала в забытьи»

Весь день она лежала в забытьи,

И всю её уж тени покрывали.

Лил тёплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала -  увлечена,

Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как всё это я любила!»

…………………………………………………………………………….

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому ещё не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

(1864г)

1. В каком году написано стихотворение? Какое трагическое событие произошло в личной жизни поэта?

2. Какова общая тональность стихотворения?

3. В стихотворении противопоставлено состояние героини и природа за окном. Докажите это.

4. Е.Денисьева ради любви отреклась от всего мира. Каждый ли человек способен на это? Как об этом написано в стихотворении?

5. Какими словами (междометиями, возгласами) передаёт герой душевные муки?

6. Это стихотворение хоть и посвящено конкретному человеку и передаёт определённые жизненные обстоятельства, оно созвучно каждому. Почему?

IV. Этап закрепления и применения знаний.

1. Проверьте свои записи на контрольном листке с вопросами, доработайте их.

2. Я предлагаю вам незаконченный вариант  буклета по любовной лирике Ф.И.Тютчева. Что там можно поместить?

V. Подведение итогов.

Почему для Тютчева любовь – роковой поединок?

Романс «Я встретил вас…»

VI. Домашнее задание.

1. Выполнить сравнительный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…» и стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

2. Выучить понравившееся стихотворение о любви наизусть.

Опережающее задание. Сочинение «Тема любви в лирике Тютчева».

VII. Обратная связь.

Затронули вашу душу стихи Тютчева?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Поэзия сердца (урок по любовной лирике Ф.И.Тютчева)

Методическая разработка урока по литературе 19 века (10 класс) с использованием мультимедийной презентации...

Методическое пособие по проведению в старшей школе вечера поэзии по лирике Ф. И. Тютчева.docx

Подбор стихотворений Ф.И.Тютчева Денисьевского цикла, романсы на стихи Тютчева, романсы на стихи других авторов, классическая музыка ...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...