План открытого урока по литературе "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Саралиева Зарина Петровна

Методическая разработка открытого урока по литературе расширяет познавательный мир студентов, раскрывает малоизвестные страницы творчества поэта. Разнообразные формы и методы, используемые на уроке раскрывают скрытый потенциал обучающихся, развивают речь и их творческие способности. Материал можно использовать и для проведения литературного вечера по творчеству поэта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_f.i.tyutchevu.docx132.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовная лирика Ф. И. Тютчева».

Методическая разработка открытого урока по литературе.

                                                                                                                                              Преподаватель русского языка и литературыC:\Users\Саралиева З П\Pictures\Мой урок, 7.04.17 г\IMG-20170407-WA0063.jpg

 ГБПОУ «Эльхотовский  многопрофильный колледж»  РСО-Алания.

 Биографическая справка:

Саралиева Зарина Петровна, 1961 года рождения, выпускница филологического факультета  СОГУ 1986  года;  учитель высшей категории; начальник научно-методической подразделения колледжа,                                                                    «Почетный работник НПО РФ».  

Имеет сертификаты ФГУ ФИРО  разработчика,  преподавателя, эксперта программ профессиональных модулей ФГОС - 3 поколения.

Стаж педагогической работы -35 лет.

Тема: "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Образовательные:

  • помочь обучающимся  представить личность и творческую судьбу Ф.И.Тютчева;
  • организовать исследовательскую деятельность студентов  с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства любовной лирики  Ф.И.Тютчева;
  • совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

Развивающие:

  • формировать у обучающихся умение целеполагания;
  • развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

Воспитательные:

  • развивать навык  владения культурными нормами и традициями русской речи;
  • развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
  • воспитывать читательскую культуру обучающихся..

Оформление урока: репродукции женских портретов (Амалии Крюндер, Элеоноры Тютчевой, Эрнестины Тютчевой, Елены Денисьевой), портрет Ф.И.Тютчева, запись романса “Я встретил Вас…”, сонаты Бетховена “К Элизе”.

Эпиграф к уроку:

«Жизни блаженство
В одной лишь любви
…»

Ф.И.Тютчев.

Словарная работа:

Былое (книжное) – минувшее, прошлое.

Встрепенется пробудится, оживит прошлое.

Упоенье  - восторг

Томлюсь – испытывать тягостные чувства

Ход урока.

Вступительное слово преподавателя:

         Наш сегодняшний урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему ? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его , явись хоть второй Пушкин”.

Как вы думаете, когда написано письмо?

(Ответы студентов)

Преподаватель: Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.

       Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение…

       “Жизнь сердца” у Ф.И.Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной.        В письме к дочери Дарье он признавался, что “несет в своей крови это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие, эту жажду любви…”

(слайд 3.) Жизни блаженство в одной лишь любви” -  эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта.

Звучит романс   “Я встретил Вас…” 1 часть.

Вед.1(слайд 4.) Эти прекрасные строки о любви посвящены Амалии Максимилиановне Крюндер. Тютчев познакомился с ней в 1823 году. Ему было 20 лет, а Амалии – 15. Тютчев был просто очарован Амалией и хотел на ней жениться. Но простой русский дворянин показался невыгодной партией родителям Амалии. Они предпочли ему барона Крюндера. Выданная по настоянию родителей замуж, Амалия навсегда сохранила к Тютчеву теплые, дружеские чувства.

Стихотворение :                     Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край…

(слайд 5.)  1. Какие картины возникли у вас перед глазами?

2.Какие слова и выражения особенно подчеркивают счастье эти двух юных людей?

3.С каким жанром литературы хочется сравнить это стихотворение?        

Ответы: 1.  Замок, Дунай, закат, холмы, фея, пара влюбленных, покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца. Они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание.

2. Весна, когда яблони осыпаны цветом, время золотое, счастливый день…

3. С рассказом, потому что есть сюжет и содержание.

Вед.2. (слайд 6.)  В 1870 году Федор Иванович лечился в Карсбаде. Амалия Максимилиановна тоже приехала лечиться с мужем на воды. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней, вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. 26 июля, возвратясь с прогулки, он на одном дыхании написал свое стихотворное признание:

Я встретил Вас и все былое
В отжившем сердце ожило…

Романс --  2 часть.

1.Что вы почувствовали, о чем думали, услышав этот шедевр? (Тоску, печаль о несбывшейся мечте,  )

2.В этом стихотворении упоминаются времена года. С какой целью?

Ответ 1. после неожиданной встречи в его сердце растаял лед, и сердце погрузилось в удивительно прекрасный мир счастья, «во время золотое». 

Ответ 2: Описание природы весной, сравниваемое с молодостью человека. Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием. Со встречей с любимой к поэту приходит оживляющая душу весна.

Вед.3 (слайд 7.) После окончания университета Федор Иванович Тютчев был направлен на государственную службу в качестве атташе коллегии иностранных дел в Европу. Начался долгий, двадцатидвухлетний период пребывания его за границей.

       Первая жена Тютчева, Элеонора Ботмер, принадлежала к старинному аристократическому роду Баварии. “Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь, ни мгновения, умереть за меня” - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям жены.

Вед.4. (слайд 8.) В 1837 году Элеонора Тютчева с тремя малолетними детьми отправилась из России к мужу, в Италию. Корабль, на котором находилась семья Тютчева, загорелся в море. При пожаре на пароходе Элеонора вела себя мужественно и чудом спаслась вместе с тремя дочерями. Однако нервное потрясение, переутомление, простуда сломили и без того ее хрупкое здоровье, она умерла спустя 4 месяца после кораблекрушения.

О силе чувств к первой жене свидетельствует то, что через 10 лет после смерти Тютчев посвящал ей стихи, полные нежности и грусти.

Стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний”

1.Какие чувства переданы в стихотворении?

Вед.2: (слайд 9.) После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женится вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг, с ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Вступив во второй брак, Тютчев обрел любящую жену, заботливую мачеху для своих дочек.

     Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом – хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного творческого шедевра – “Люблю глаза твои, мой друг…”

Стихотворение “Люблю глаза твои, мой друг…”

Вед. 5.  В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.

      Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». 

      Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть. Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой».

Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу. 

 (слайд 10.)  Практическое задание!

 Подчеркнуть в  тексте  эпитеты, которые использует поэт в описании любимой.

     

 Вед. 5.  Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление писал : “Я отжил свой век и … у меня нет ничего в настоящем…” Но случилось так, что в сердце его вновь пришла весна.

Стихотворение  “Последняя любовь”.

        Предполагаемый ответ 1:  это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней..." Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Ответ 2:  Стихотворение проникнуто желанием остановить “чудное мгновение”. Это заклинание, обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. 

Ответ 3. Последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита, но чувства вспыхнули с какой- то  грустью и безнадежностью.

Преподаватель:  Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта?

Вед.3. (слайд 11.)  С Еленой Александровной Денисьевой Федор Иванович встретился в Смольном институте, где учились его дочери. Елене Александровне Денисьевой было 24 года. Это не была любовь с первого взгляда, но она мощно нарастала и крепла до степени, которую родственник Елены Александровны Георгиевский характеризует как “такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда ее пленником”.

      Природа одарила Елену Александровну большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью. Она была блестящей молодой особой, которая при своей большой приветливости и любезности, при своей счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников.

Стихотворение “Не говори: меня он, как и прежде любит” (1851 г.)

(слайд 12.) Вопросы для анализа стихотворения:

  1. На что вы обратили внимание в стихотворении?
  2. Каким предстает мужчина в этом стихотворении?

Ответ 1:  Поэт рисует образ любимой, дорогой ему женщины. Она не только самозабвенно любит, но и очень страдает, эта любовь приносит ей одни страдания.  Разве можно любить и в то же время губить её жизнь, он почти убивает её, хоть этого не хочет и "нож его в руке дрожит».

Ответ 2: Любовь приносит им обоим одни страдания,  она и живёт (потому что любит), и не живёт. В последних строках она говорит, что её любимый, мучая её, отбирает воздух, она задыхается, но потому что его нет рядом, что она так больше жить не может, что просто уже существует на грани жизни и смерти.

Стихотворение  “О, не тревожь меня укорой справедливой!” (1852 г.)

(слайд 13) Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?
  2. В чем лирический герой упрекает себя?

Ответ :    Женщина любит «искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» её души. «Стыд перед собой» оказался порожденным болью за судьбу другого человека, болью за женщину. Он  страдает и  расплачивается  за свою безоглядную любовь.

Вед. 1.  В ее монологе – предельная искренность, надрывность. В стихотворении главенствует  тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего творчества поэта. 

Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».

Стихотворение  “Предопределение” (1852 г.)

Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Что такое любовь? (Как ее называет в стихотворении Тютчев?)
  2. Кто же победитель и побежденный в этой борьбе?

Ответ 1: Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их соединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» - «поединок роковой».

Ответ 2:   Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Вед.2. (слайд 14.) Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, не считал себя вправе разорвать узы законного брака. Захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге, созданном им самим.   Но самые тяжелые испытания выпали на долю Елены Александровны. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от нее отрекся – сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Стихотворение “Чему молилась ты с любовью” (1852 г.)

(слайд 15.) Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Какова значимость любви в жизни героини?
  2. Какими словами автор подчеркивает высокое предназначение любви?
  3. Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищенность героини?
  4. Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?
  5. В каких строках с особой силой выражено авторское отношение к изображенному?

Ответы:  1. В этом произведении, наполненном нежностью и горечью, автор признается, что для него, равно как и для его избранницы, эта порочная связь является святыней.

          2. Поэт с сожалением отмечает, что чувства его возлюбленной «судьба людскому суесловью на поруганье предала».

             3.   По мнению Тютчева, злобная и жаждущая развлечений толпа буквально вломилась в «святилище души» его возлюбленной, заставив молодую женщину страдать и испытывать вину за свои чувстваавтор сожалеет о том, что стал виновником ее падения в глазах общественности.

           4.  автору искренне хочется, чтобы у бестелесной души, которой пришлось пройти через страдания, появились бы вполне осязаемые крылья, которые смогли бы поднять ее над толпой и, тем самым, «спасли от насилья безмерной пошлости людской».

             5. до конца жизни Елена Денисьева несла свой крест порочной женщины, посмевшей стать счастливой вопреки общественным устоям.

Стихотворение “О, как убийственно мы любим” (1851 г.)

(слайд 16) Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Чем обусловлен трагизм судеб героев?
  2. Как изменились облик героини, ее жизнь и внутренний мир?
  3. Кого поэт винит в произошедшей перемене?
  4. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? (Какие чувства он испытывает?)

Ответы:   1.  Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить.

 -    «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

-    Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы.

 Вед. 2: 14 лет длилась связь Тютчева и Е.А. Денисьевой. У них было трое совместных детей. Смерть Денисьевой стала невосполнимой утратой для поэта. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению “сломившая пружину его жизни” убила в нем даже желание жить, и последние девять лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния”.

Преподаватель: Никому из русских поэтов не удавалось ранее с такой трагической силой передать чувство, связанное с потерей любимого человека.

Стихотворение “Весь день она лежала в забытьи” - последнее из произведений “денисьевского цикла”

Вед.1. Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве. Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина.

         Стихотворение «И вот уже минуло 15 лет». Звучит соната Бетховена “К Элизе”

Обобщение:  Просмотр видеоролика «Нам не дано предугадать».

Заключительное слово преподавателя: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.  А в осетинской литературе есть такие поэты и произведения?

Назовите их !  

Вед. 5. Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает:

Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный, 
Под знаменем ее пойду на смертный бой, 
Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной 
С спокойной совестью, с ликующей душой... 

За осуществление второй составляющей  Коста будет бороться всю жизнь.

Адресатами любовных стихотворений Коста разных лет стали несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Леля Хурумова и др. Многим из них он не только будет писать любовные  послания, но и увековечит их образы на холсте.

Практическая работа – реконструкция текста  стихотворения  «Последняя любовь»

Рефлексия: (слайд 19.)  Составить синквейн на темы:  любовь,   поэт, Тютчев.

Итоги:  (слайды 20, 21) . Заполнить листы самооценок.

Домашнее задание. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева  «Она сидела на полу…»

Составить синквейн на темы:  счастье и печаль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

Поэзия сердца (урок по любовной лирике Ф.И.Тютчева)

Методическая разработка урока по литературе 19 века (10 класс) с использованием мультимедийной презентации...

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.

Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....

Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"

Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....

Открытый урок "Физики и лирики"

Интегрированный урок "Физики и лирики" для 7 класса...