Литературно-музыкальные вечера
материал по литературе (9 класс) по теме

Абсалямова Айман Утаровна

Цель литературных вечеров в школе – формирование духовного мира человека, зарождение внутренней потребности в дополнительном знании, в самосовершенствовании, а также в раскрытии творческих способностей учеников, участвующих в подготовке вечера.

Тезисы к литературно-музыкальной композиции «Я сердцем никогда не лгу».

 

Творчество С.А.Есенина многогранно, но, к сожалению, в рамках школьной программы времени на знакомство с его наследием  недостаточно. И в этом случае большим подспорьем являются  внеклассные мероприятия: классные часы, школьные тематические вечера. Предлагаю один из возможных сценариев школьного литературно-музыкального вечера.

1. Стихотворения подбираются в основном незнакомые учащимся.

2. Песни и романсы разучиваются вокальной группой совместно с учителем музыки или с преподавателями музыкальной школы. При отсутствии музыкально одарённых детей в классе можно использовать аудиозаписи (все используемые песни есть в исполнении мастеров российской эстрады)

3. Данный материал не ставит целью разъяснение этапов жизни поэта или глубокого анализа творчества, задача внеклассного материала вызвать интерес к творчеству С.Есенина, показать многогранность его таланта, развить художественный вкус учащихся.

                                                                                                                              Тезисы к литературно-музыкальной композиции "Юмор и сатира в русской литературе"

Юмор и сатира – наиболее близкие и понятные жанры школьному возрасту. Учащиеся уже знакомы с творчеством М. Зощенко, М. Булгаковым, Н. Лескова. Тонкий юмор, незлая сатира сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца» близка и понятна детям современностью темы и языка, напоминает рассказ      Н. Лескова «Левша» и народные сказки. Основное время вечера – 40 минут – уходит на инсценирование. Костюмность, богатство языка, игра артистов привлекают внимание зрителей, заставляют смеяться и задуматься.

                                                                                                                              Тезисы к литературно-музыкальной композиции "Поговорим о странностях любви"

 

Тема любви – вечная тема. Она всегда интересует учеников, она близка и понятна им; строки любви заставляют их страдать, учат их высокому чувству любви, искренности, ответственности. Именно в школе, на уроках и литературных вечерах, должны ученики слышать, узнавать, отвечать на вопросы вечные: «Что же такое настоящая любовь», «Как ее узнать, как к ней готовиться, как ее беречь».     

  Психологические, возрастные, эмоциональные особенности учащихся 9-11 классов являются основой для привлечения внимания и интереса к данной теме, прививают трепетное, бережное отношение к юношеской любви.

   После проведения такого вечера возрастает интерес учеников к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.А. Заболоцкого.   

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальный вечер  «Я сердцем никогда не лгу» по творчеству С.А.Есенина.

Цель: развить художественный вкус учащихся;

           привить любовь к творчеству С.Есенина;

           познакомить с многообразием творческого наследия

           поэта.

          вызвать интерес к произведениям, не изучаемым на уроках.

Оборудование: портреты С.А.Есенина, даты жизни поэта, иллюстрации к произведениям, аудиодиск с песнями на стихи С.Есенина,  выставка книг, свечи, берёзовые веточки, плакат с датами выпусков сборников произведений поэта (приложение №1).

Ведущий №1

Я сердцем никогда не лгу

Эту жизнь за всё благодарю…

Эти слова очень точно характеризуют жизнь и творчество истинно русского поэта, который стал символом синеокой соломенной песенной Руси.

Сергей Александрович Есенин прожил только 30 лет, но каких! Всем своим творчеством он стремился вселить в человека веру в Свет, Радость, Любовь, Сочувствие ко всему живому на земле.

Ведущий №2

Деревенским мальчишкой, с ранних лет впитал он в себя любовь к земле родной, к милой ласковой берёзке. Именно о берёзе – его первое стихотворение в печати и о ней же одно из самых последних.

Стихотворение «Белая берёза» (читает ученик).

Исполняется песня композитора В.Азаренко «Ты запой мне песню эту» (исп. вокальная группа музыкальной школы)

Ведущий №3

Есенин оценивал жизнь  возможностью счастья, поэтому даже смерть, трагедия в его творчестве выступают не как реальная кончина человека, а как поэтическая метафора несбывшихся надежд.

« Хороша была Танюша» (читает ученик)

Ведущий №4

 Есенин опирался на фольклор, на песенность мотивов русского народного творчества, потому что ощущал себя частичкой родной природы, поэтому видел в животных « братьев меньших».

Стихотворения «Лебёдушка», «Корова», «Табун» (читают учащиеся).

Ведущий №1

Сергей Есенин считал для себя цензором своего творчества Пушкина, перечитывал не только его стихи, но и опубликованные сборники писем. «Теперь меня тянет всё больше к Пушкину»,- говорил он. В своих стихах поэт очеловечивал среднерусскую  природу, в ней искал утешение и вдохновение, в мотивах светлой грусти звучит пушкинское «печаль моя светла».

Песни композитора Г.Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» (исп. вокальная группа)

Ведущий №2

В поэзии Сергея Есенина ярко выделяется тема материнской жертвенной любви, как в «Лебёдушке», которую мы сегодня слушали,  пронзительно звучат материнская грусть, тоска ожидания редких встреч. «О моя терпеливая мать»,- восклицал поэт, вспоминая не только свою маму, но создавая обобщённый образ терпеливой и мудрой русской женщины.

Песня композитора В.Липатова «Письмо матери» (исп. вокальная группа)

Ведущий №3

Всё чаще поэт замыкался в себе, мрачно страдая от скорби несостоявшегося, от распада нравственных устоев жизни.

Песня композитора С.Сарычева «По всему Тверскому околотку» (аудиозапись в исп.  И.Куприянова)

 Есенин  встретил Октябрьскую события с восторгом, он мечтал, что революция очень быстро изменит жизнь и душу человека. Но  вскоре увидел, что жизнь крестьян не изменилась к лучшему, видел, что революционная «пена» вынесла наверх  «лабутей», а не работящих, скромных, правдивых «провов». И только поэзия была спасением для него. «Жизнь моя за песню продана», - писал он, жалея о напрасно растраченных годах,  о «Москве кабацкой», раскаиваясь в своих неблаговидных поступках молодости.

Песня композитора А.Захаренко «Мне осталась одна забава»  (аудиозапись в исп.А.Малинина)

Ведущий №4

Но ликующая песнь Любви  побеждала мрачные, сумрачные настроения, и это светлая радость давала поэту силы жить и создавать чудесные,  пленительные строки о любви.

Стихотворения «Заметался пожар голубой», «В Хороссане есть такие двери» (читают учащиеся)

Песня композитора Я.Френкеля «Над окошком месяц»  (аудиозапись в исп. хора им. Пятницкого)

Ведущий №1

Мы часто воспринимаем Сергея Александровича Есенина как поэта лирического, серьёзного, но забываем о том, что его творчество многогранно: это и драматические произведения («Пугачёв»), и литературно-критические статьи, («Быт и искусство», «Россияне», «Ключи Марии»), поэмы («Триптих», «26»), проза («Яр»), даже детские частушки.

Стихотворение « Как должна рекомендоваться Марина» (читает ученик младших классов).

Ведущий №2

Есенин находит отклик в каждом сердце, потому что  в его творчестве царит нечто близкое, созвучное нашим мыслям и чувствам. Синеглазый русый поэт с «небольшой, но ухватистой силой», воспевавший  жизнь, любовь, природу, родную Русь и сегодня рядом с нами. Недаром в нашей стране  в разных городах возведено 15 памятников и бюстов поэту.

Песня композитора В.Азаренко «Вот оно глупое счастье» (аудиозапись в исп. В.Азаренко)



Предварительный просмотр:

I. Оборудование:

1) Плакаты с высказываниями Д. Дефо, Н.В. Гоголя,            М.Е. Салтыкова – Щедрина, М. Зощенко.

2) шары, шаржи, карикатуры.

План вечера

I. Ведущий объявляет тему вечера.

II. Басня – короткое иносказательное поучение. Басни писались еще в Древней Греции, но особенный расцвет в русской литературе этого жанра связан с имением Ивана Андреевича Крылова.

Инсценировка басни «Мартышка и очки»

III. Народный юмор блистал всегда весельем, краткостью, смелостью. Особенно популярны были частушки.

Исполняется 15 частушек на разные темы.

IV. «Блажен незлобивый поэт, » - писал великий русский поэт Н.А. Некрасов, размышляя о судьбе писателя Н.В. Гоголя в день его смерти 21 февраля 1852 года.

          Но нет пощады у судьбы

          Тому, чей благородный гений

          Стал обличителем толпы

          Ее страстей и заблуждений.

          Питая ненавистью грудь,

          Уста вооружив сатирой,

          Проходит он тернистый путь

          С своей карающею лирой…

          Его преследуют хулы:

          Он ловит звуки одобренья

          И веря и не веря вновь

          Мечте высокого призванья,

          Он проповедует любовь

          Враждебным словом отрицанья, -

          И каждый звук его речей

          Плодит ему врагов суровых,

          И умных и пустых людей,

          Равно клеймить его готовых.

          Со всех сторон его клянут,

          И, только труп его увидя,

          Как много сделал он, поймут,

          И как любил он – ненавидя.

Гоголь Н.В., Салтыков – Щедрин М.Е. – гениальные художники 19 века. С хохотом на устах, без жалости, со злой иронией и сатирой клеймили они социальные пороки. Традиции русской сатиры и юмора были продолжены в XX веке. М. Зощенко, М. Булгаковым,    И. Ильфом, В. Петровым.

V. Инертность человека, косность души, разрыв между масштабом дел и консерватизмом психики – темы        М. Зощенко.

Исполняется инсценировка рассказа М. Зощенко «Нервные люди»

VI. Пролетели десятилетия, но к сожалению, герои Ильфа и Петрова, Зощенко живы и сейчас. Не сузилось поле деятельности для плеяды современных    писателей-сатириков: М. Жванецкого, Ф. Искандера,    А. Арканова, Л. Филатова.

Инсценирование сказки Л. Филатова                  «Сказка о Федоте-Стрельце».

 



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР.

«ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ».

Оформление:

1)Плакаты с высказываниями о любви Гете, Гумилёва, пословицы.        

2)Шары, бумажные голуби и сердца.

Ведущий №1:

14 февраля – день святого Валентина, покровитель всех влюбленных. Согласно одной из легенд Валентин за свою христианскую религию и проповеди содержался в тюрьме, где излечил тяжело больную дочь надзирателя, и молодые люди полюбили друг друга. Но несмотря на это, Валентин был казнён. С тех пор родилась традиция – в этот день влюблённые во всём мире дарят друг другу подарки, цветы, конфеты, признаются в любви.

Ведущий№2:

Сегодня наш вечер посвящён этому высокому чувству и называется «Поговорим о странностях любви».

№1

В мифах Древней Греции и Рима стрелы весёлого, проказливого Купидона, или по – другому Амура, ранят человека, и в его сердце возгорается любовь, не подчиняющаяся никаким законам.

Любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всём старо ты или ново.

Томленье духа ты или благодать?

№2:

Всё, что произвела на свет Любовь, прекрасно и таинственно – в этом её бессмертие. Поколения людей сменяют друг друга, но вечна Любовь. Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лаура и Петрарка…

 Кто не знает этих имён?

Божественная, вдохновенная любовь связана с трагедией, смертью, разлукой.

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Инсценирование. Шекспир «Ромео и Джульетта» отрывок из пьесы. Действие 3, акт 3.

№3Любовь и кровь.

Покуда сердце бьётся .

И гонит в теле крови теплоту

Ты словно пьёшь из вечного колодца.

Преобразив в действительность мечту

Любовь? Любовь…

  Главная тема творчества поэтов, художников, композиторов. «Солнце русской поэзии», А.С. Пушкин влюблялся 127 раз, и как часто итогом этого чувства являлись шедевры мировой поэзии.

Инсцинирование. А.С. Пушкин «Цыгане, отрывок из поэмы».

№4 Любовь не терпит снисхожденья

       Любовью правило дано

       Чтоб в страсти два сердцебиенья

       Гремели громом, как одно.

  Современник Пушкина Ф.И. Тютчев испытал благотворное влияние страсти, вся его поэзия, в сущности, гимн Любви.

Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»

№5 Чудесный поэт, тонкий лирик, вдохновенные строки которого стали знаменитыми и популярными романсами                                19-го века – А.А.Фет.

А.Фет «На заре ты ее не буди»

(романс исполняет вокальная группа 10-го класса).

№6 Стремительный 20 век продолжил традиции любовной лирики.

А. Блок «Незнакомка», С. Есенин «Шаганэ, ты моя шаганэ».

№7 Сложные, трудные, но горячие строки М.Цветаевой и А.Ахматовой нужны нам и сегодня.

М.Цветаева «Мне нравится»

(песня исполняется вокальной группой 11 класса).

А.Ахматова «А ты думал…?»

№8 Лауреат Нобелевской премии, гордость нашей литературы       Б. Пастернак чтил высокое чувство Любви.

Б.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест».

№9 Нежность – светлое слово.

       Нежность – парус любви.

       И хрупок нежности след

       Закричишь – нежность растает,

       Как тает лунный свет.

Н. Добронравов «Нежность»

(песня А. Пахмутовой исполняется вокальной группой 10 –го класса).

№10 Как часто мы слышим сегодня слова о том, что любовь – тяжкий груз, лишние заботы, что легче жить без чувств. Но поэты и композиторы учат нас не верить этим словам.

Матусовский «Жить без любви просто»

(песня Колмановского исполняется вокальной группой 11 класса).

№11 Любовь и разлука – две вечные подруги, они всегда рядом. Любовь и грусть неразделимы.

А. Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне», Н.Добранравов, «Вальс расставанья»

(песня А.Пахмутовой исполняется вокальной группой 10 класса)

№12   От безразличия идем к любви,

           А нас молва худая не обходит.

           И кто подобных не слыхал речей! 

        Что в нем она особого находит?

           Что он нашел особенного в ней?

           А что тут странного?

           Когда навеки всем,

           Всем влюбленным свойственно одно –

           Увидеть то в любимом человеке,

           Чего другим увидеть не дано.

Я. Смеляков «Хорошая девочка Лида»

Р.Гамзатов «Молитва любви»

Н.Добранравов «Песня о первой любви»

Хочется завершить наш вечер словами талантливого поэта, барда, артиста В.Высоцкого:

   Я дышу, и значит – я люблю.

   Я люблю, и значит – я живу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"

Литературно – музыкальный вечер,  посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....

Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"

Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...

Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"

Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....

Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"

Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...