Конспект урока литературы в 9 классе по теме: М.Горький "Заветы отца"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Фурцева Ирина Сергеевна

  Продолжить знакомство с творчеством М. Горького; формировать навыки выразительного  чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;

  развивать умение проводить поиск необходимой информации по заданной теме, отделять основную информацию от  второстепенной;

 совершенствовать произносительную сторону речи, обогащать лексический состав речи, развивать умение создавать связный текст с учётом норм русского литературного языка;

  воспитывать любовь к окружающему миру, людям, доброту, чувство благодарности старшему поколению, активную жизненную позицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №23 II,III,IV и VI видов

Конспект урока по литературе
в 9 классе

М. Горький «Заветы отца»

подготовила

учитель русского языка и литературы

 Фурцева Ирина Сергеевна

г. Белгород

 2013

Дата: 6.03.

Класс:  9а (II вид)

Предмет:  Литература

Изучаемый раздел: Литература конца XIX  -  начала XX века                                                    

Номер урока: 14

Тип урока:  усвоение нового материала

Тема урока: М.Горький "Заветы отца".

Цели:

1. образовательные: продолжить знакомство с творчеством М. Горького; формировать навыки выразительного  чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;

2. развивающие: развивать умение проводить поиск необходимой информации по заданной теме, отделять основную информацию от  второстепенной;

3. коррекционно-развивающие: совершенствовать произносительную сторону речи, обогащать лексический состав речи, развивать умение создавать связный текст с учётом норм русского литературного языка;

4. воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, людям, доброту, чувство благодарности старшему поколению, активную жизненную позицию.

Оборудование: Учебник-хрестоматия Литература 8 класс для общеобразовательных учреждений часть 2. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, М.: Мнемозина, 2009, портрет М. Горького, выставка произведений автора.

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро. Я рада вас видеть. Вы готовы к уроку?

2.  Формулирование целей

3. Словарная работа

импровизация (неожиданный, внезапный) – создание художественного произведения без предварительной подготовки;

романтизм – художественное направление в литературе, стремящееся показать в ярких образах высокое назначение человека;

новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка;

очерк – одна из разновидностей рассказа, отличающаяся от новеллы отсутствием единого, острого и быстро развивающегося конфликта и большей разновидностью описательного изображения;

завет – наставление, наказ, данный потомкам, молодому поколению.

4. Беседа.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Заветы отца»?

Какой теме он посвящён? Каким настроением пронизан?

5.  Индивидуальное выступление  

     Цикл «Сказки об Италии» состоит из 27 произведений и был написан Горьким в 1911 году в Италии, на острове Капри.  

     Писателя ожидал в Италии очень тёплый приём. Жизнь в Италии совсем не была похожа на безрадостную действительность в России. «Я живу в восторге, в страшно повышенном настроении…» - писал Горький в своём письме на родину.Он впитал в себя волну духовного здоровья, бодрости, веру в жизнь, в силу человеческого духа.

    Сказки родились как яркие, изящные и поучительные импровизации. С их помощью А.М. Горький расширял кругозор своего сына Максима, учил его видеть и понимать окружающий мир. Однажды Максим пожаловался отцу на отсутствие покоя, на что Горький ответил: «Это, брат, хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые ищут покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ…» Эту мысль он продолжил в рассказе «Часы»: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую…».

  А.М. Горький считал, что настало время, когда нужно людей хвалить, изображать их мужественными, смелыми, героическими, самоотверженными. Именно о таких людях и идёт речь в романтических сказках – очерках.

6. Обсуждение содержания рассказа.

 -Перескажите сжато сюжет рассказа.

Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным.  Какие же заветы отец оставил своему сыну?

 -ЗАВЕТЫ:

 «Какая польза ковырять море спичками? Береги силу, иначе тебя напрасно станут ждать дома».

 «Работа нужна земле и людям – бог понимает это…».

 «Всегда держись так, как будто никого нет лучше тебя и нет хуже, - это будет верно! Дворянин и рыбак, священник и солдат – одно тело, и ты такой же необходимый член его, как и другие».

 «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!»

 «Люди дают то, что спрашивают у них».

 «Помни – всё хорошее от человека».

-

Какой совет отца, с вашей точки зрения, мы можем назвать главным?

- Сын погибшего рыбака прожил долгую жизнь, 51 год. Убедился ли он в правоте слов своего отца?

Может ли теперь он оставить заветы молодым? Какие?

Как вы думаете, почему в тот страшный шторм погиб отец, опытный человек, а не мальчик? Что поддерживало его веру в спасение и укрощало страх?

7.Итог урока.

 Закончить наш урок хочется словами из стихотворения Максима Горького «Легенда о Марко». Юноша, по имени Марко, бросился в воды Дуная за своей возлюбленной, феей, люди же назвали его за это глупым.

Чтение учеником:

…А Марка – уж нету…

Но всё же

От Марка хоть песня осталась.

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют!

8. Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Как вы понимаете слова Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь?»

Список использованной литературы

  1. Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:  2 часть. М. А. Снежневская, О.М. Хренова; под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2009.
  2. Методические советы к  учебнику-хрестоматии для 8 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  3. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. И.В. Золотарёва. М.: Вако, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...